АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЬГОТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ПП. 1 П. 1 СТ. 347 ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Маслий Андрей Игоревич
Masliy Andrey Igorevich
соискатель, ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет»
MasliyAI@mail.ru
УДК 342.951
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЬГОТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ПП. 1 П. 1 СТ. 347 ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
MODERN PROBLEMS OF REALIZATION THE BENIFIT PROVIDED BY BY SUBPARAGRAPH 1 OF PAR.1 OF ART.347 OF THE CUSTOMS CODE OF THE CUSTOMS UNION

Аннотация: Исследование посвящено рассмотрению проблем применения одного из условий, соблюдение которого необходимо для реализации льготы, освобождающей судовладельцев от уплаты таможенных пошлин и налогов при обратном ввозе морских судов, в отношении которых за пределами таможенной территории Таможенного Союза были выполнены операции по их текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию (пп. 1 п. 1 ст. 347 Таможенного кодекса Таможенного Союза).
Abstract: The research is devoted to the consideration of the problems of applying one of the conditions, the observance of which is necessary for the implementation of a benefit exempting shipowners from payment the custom duties and taxes for the re-importation of seagoing marine vessels which undergone the repair and/or maintenance outside the customs territory of the Customs Union (subparagraph 1 of par.1 of art.347 of the Customs code of the Customs Union).
Ключевые слова: условия международной перевозки, 347ТКТС, международная перевозка, техническое обслуживание, ремонт, судно, ТК ТС, ремонт судна, ТСМП, судно без груза
Keywords: ship repair, Customs Code of the Customs Union, international transportation conditions, article 347 of the Customs Code of the Customs Union, international transportation, maintenance, repair, vessel, vehicle of international transportation, ship in ballast

Одной из существующих проблем, возникающих во взаимоотношениях между судовладельцами и таможенными органами, является применение подпункта 1 пункта 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) [1]. В соответствии с указанной правовой нормой с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке. Указанный подпункт был введён после упразднения Таможенного кодекса Российской Федерации, который также, в абзаце 2 пункта 1 статьи 276 [2] содержал в себе схожую правовую норму, однако имеющую существенные отличия относительно порядка и условий её реализации.
Из системного толкования подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС во взаимосвязи с остальными пунктами данной статьи следует, что при соблюдении изложенных в нём условий судовладелец освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов со стоимости операций по текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию морского судна, в случае их выполнения за пределами таможенной территории Таможенного союза. При несоблюдении указанных условий, судовладелец обязан исчислить соответствии со статьей 262 ТК ТС и уплатить таможенные пошлины и налоги со стоимости таких операций при обратном ввозе морского судна.
Между тем, предусмотренные в подпункте 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС условия, по мнению автора, имеют в себе ряд пробелов, которые выражаются в отсутствии их полноценного правового регулирования. Например, один из таких пробелов содержится в условии о том, что потребность в совершении операций по текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию транспортного средства международной перевозки должна возникнуть в процессе его использования в международной перевозке.
Наличие данной проблематики подтверждается сложившейся судебно-арбитражной практикой, которая допускает плюрализм в толковании и правоприменении этого условия. В частности, некоторые суды, при рассмотрении дел, связанных с применением судовладельцами подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС считают, что предусмотренная указанной нормой льгота может применяться только в том случае, если текущий ремонт и (или) техническое обслуживание морского судна выполнялись непосредственно в процессе международной перевозки [3]; [4]; [5]. Очевидно, что диспозиция подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС оговаривает только время (момент) возникновения потребности в совершении указанных операций и не предъявляет требований о том, что они обязательно должны выполняться во время движения судна в море. Следует также отметить, что, например, ремонт гребного вала судна в принципе невозможен без прекращения его движения (замена дейдвудного уплотнения требует обязательной постановки судна в док). Если следовать предложенному арбитражными судами толкованию, то при возникновении потребности в операциях, ремонт которых требует приостановления эксплуатации морского судна, судовладелец априори лишается права на освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, что представляется несоответствующим действующему законодательству.
Другой проблемой при реализации указанного условия подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС является то, что судебные органы, допускают его буквальное толкование и полагают, что оно считается соблюденным только в том случае, если в момент возникновения потребности в совершении операций в отношении морского судна, на его борту находились груз, пассажиры или багаж, т.е. осуществлялась их международная перевозка [6]. Между тем, пункт 1 статьи 340 ТК ТС предусматривает временный вывоз с целью начала или завершения международной перевозки не только гружёных, но и порожних транспортных средств международной перевозки. Кроме того, в практике международного судоходства достаточно распространены случаи предоставления во фрахт «всей грузовместимости» судна (особенно, танкеров), при этом, порт погрузки и район нахождения судна зачастую не совпадают. В такой ситуации судну необходимо совершить порожний (балластный) переход за грузом и, если придерживаться позиции судебных органов, то при возникновении в ходе такого перехода потребности в совершении операций по его текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию, судовладелец заранее лишается права на освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов со стоимости таких операций.
По мнению автора, смысл данного условия заключается в том, чтобы потребность в указанных операциях возникла во время нахождения судна за пределами таможенной территории Таможенного Союза, и судовладелец имел возможность поддерживать судно в работоспособном состоянии, обеспечивающем безопасность мореплавания, сохранность жизни и здоровья членов экипажа и груза, без обложения таких операций таможенными пошлинами и налогами, а также каких-либо рисков привлечения его к административной или уголовной ответственности в случае их неуплаты. В связи с этим, в редакцию пп. 1 п. 1 ст. 347 ТК ТС необходимо нести соответствующие изменения или урегулировать перечисленные выше проблемы путём предоставления разъяснений со стороны компетентных органов, обязательных для исполнения судами и должностными лицами таможен.

Библиографический список:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 № 17 (ред. от 08.05.2015) // СПС КонсультантПлюс.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
3. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7.09.2016 по делу № А73-15004/2015 // СПС КонсультантПлюс.
4. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.07.2016 по делу № А59-5335/2015 // СПС КонсультантПлюс.
5. Постановление арбитражного суда дальневосточного округа от 15.07.2016 по делу № А59-5450/2015 // СПС КонсультантПлюс.
6. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.12.2013 по делу № А73-3616/2013 // СПС КонсультантПлюс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *