История России в контексте методологической концепции на примере работ историка

В качестве источников для примера применения методологической концепции историка были взяты основные труды исследователя.

Именно первоисточники позволили детализировать научные взгляды, видение исторических процессов, теоретические концепции и методологические позиции ученого, выявить источники формирования его пассионарной теории этногенеза.

Первая главная работа исследователя «Этногенез и биосфера Земли» ‒ труд, посвященный проблеме возникновения и взаимоотношений этносов на Земле. Исследуя динамику движения народов, в поисках своей исторической идентичности вступающих в конфликты с окружающей средой, Гумилев собрал и обработал огромное количество научных и культурологических данных. В этой переведенной на многие языки уникальной книге, которую автор считал своим главным произведением, сформулированы и подробно развиты основные положения разработанной Л.Н. Гумилевым теории этногенеза и учение о пассионарности. В ходе своей работы исследователь применял данные множества дисциплин: географии, физики, биологии, химии, археологии, культурологии[1].

Например, исследуя пассионарность в этногенезе в книге «Этногенез и биосфера Земли», исследователь применяет специальный-исторический метод – биографический. Он акцентирует внимание таких пенсионариях как: Александр Македонский, Люций Корнелий Сулла, Ян Гус, Жанна д’Арк и протопоп Аввакум[2].

В седьмой части книги – глава «Мост между науками» Гумилев описывает применение междисциплинарного подхода к своей теории. Так, ученый логично использует термины естественных наук («излучение», «аннигиляция», «импульс инстинкта», «индукция»)[3].

Для истории, как и для других наук, губительным является большой объем эмпирической информации при отсутствии принципов классификации, которое выливается в наличие большого количества «томов» и в отсутствие однообразного категориального аппарата, в связи с чем историки не всегда могут понять друг друга и полно описать исследуемый ими объект: «слово «род» обычно применяется к понятию «родовой строй», но «род бояр Шуйских» сюда явно не относится». В связи с вышеуказанным следует отметить, что историк по необходимости изучает не предмет, не реальные явления, а слова, уже потерявшие смысл [4].

Историю кочевых народов, в том числе и историю тюрков, историк рассматривает в контексте с мировой истории. Его глубокие знания по мировой истории способствовали наиболее полно осветить те или иные стороны истории тюрков.

Современные исследователи научного наследия ученого отмечают, что Гумилев Л.Н., изучая сначала политическую, а затем и этническую историю степных народов Евразии, вышел за рамки традиционной филологической или

социально-экономической ориенталистики.

Следующий труд исследователя – книга «От Руси к России» ‒ последняя работа, подготовленная Гумилевым Л.Н. к печати [5].

В ней ученый описывает раннюю историю Российского государства, начиная от Киевской Руси и заканчивая эпохой реформ Петра I. Серьезные научные обобщения, позволяющие нетрадиционно оценить известные факты нашего прошлого, сочетаются в ней с поразительными открытиями и неожиданными выводами.

 В этой работе Гумилев обосновывая свой подход, говорит, что человек, помимо того, что он — существо социальное, является частью природы и не может быть из нее исключен. На него, как и на любого представителя живой и неживой природы, распространяются ее законы, поэтому естествознание не может быть исключено из процесса изучения любых аспектов жизни людей, в том числе и исторических[6].

Данную идею историк демонстрирует в описании готов, гунн и хуннов, в первой главе книги.

Также в книге «От Руси до России» Гумилев применяет знания хронологии. В ведение книги он начинает с описания того, как видели время те или иные этносы, как они соотносили себя с прошлым и будущим[7].

         И наконец, третьи, далеко не последний труд историка «Поиск вымышленного царства». Основная сюжетная линия книги — разоблачение легенды о якобы существовавшем царстве пресвитера Иоанна. Автор убедительно доказывает, что под этим названием объединены различные, по большей части фантастические, сведения, скрывающие зерно исторической истины. Нужно отметить, что повествование развёртывается на фоне мировой истории[8]

История Гумилевым представляется в книге в виде многогранного явления: история социально-экономических формаций, военная история в виде описания походов и битв, история техники, история культуры и т.д., но все названные дисциплины являются частью всеобщей истории.

В работе «Поиск вымышленного царства» историк отмечает, что история относится к гуманитарным наукам, оперирует информацией, записанной в текстах, которая позволяет многое узнавать, но не понимать.

Гумилев применяет на характеристике исторических эпох существования Византии, Рима, Китая. методику естественных наук, согласно которой имеющийся материал исследуется путем синхронизации на основе сопоставления сведений, достоверность которых аксиономична, сам исследователь называет этот метод «эмпирическое обобщение».

Новым в этой методике стало сочетание фактов в предлагаемом аспекте. Гумилев подчеркивает, что эмпирическое обобщение представляет собой среднюю стадию осмысления проблемы и предшествует философскому обобщению, однако говорит о том, что излишние, «мелкие», сведения лишь мешают раскрытию предмета, создают «шумы»: «…для уяснения природы явлений следует охватывать всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, а не сведения, имеющиеся в арсенале науки» [9].

Также стоит отметить тот факт, что изучения стилистики текст исследователя может служить отдельной темой для изучения. Гумилеву удается сочетать научный стиль повествования и свободный. Это позволяет даже незаурядному читателю ознакомиться с идеями историка.


[1] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. –  С. 20

[2] Там же. С. 346.

[3] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. –  С. 396

[4] Ильинова Н.А. / Междисциплинарность как характеристика гуманитарного познания в концепции Л.Н. Гумилева. – Майкоп, 2015. – С. 25.

[5] Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. – Москва, 1992. – С. 8.

[6] Ильинова Н.А. / Междисциплинарность как характеристика гуманитарного познания в концепции Л.Н. Гумилева. – Майкоп, 2015. – С. 29.

[7] Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. – Москва, 1992. – С. 13.

[8] Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. – Москва: 1970. – С. 25

[9] Ильинова Н.А. / Междисциплинарность как характеристика гуманитарного познания в концепции Л.Н. Гумилева. – Майкоп, 2015. – С. 30.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *