Этногенез и его фазы

И все же главная заслуга Гумилева, заключается в том, что он предложил и обосновал собственную оригинальную концепцию этнической эволюции, получившую название теории этногенеза.

Интересно, то что теорию этногенеза историк предлагает рассмотреть не только с точки зрения истории и культурологии, но ив первую очередь с точки зрения географии, математики, климатологии.

В своей работе «Хунны в Китае. Три века войны Китая со степными народами III–IV вв.» историк пишет: «Мы не всегда можем проследить этногенез того или иного народа до момента его возникновения, но когда нам это удается, то мы всегда наталкиваемся на тот факт, что этническая целостность возникла в результате сочетаний истории»[1].

Таким образом, Гумилев вводит новое понятие этногенез, что подразумевает под собой процесс получения однократного запаса после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока последний не придет в состояние гомеостаза, т.е. равновесия с природой, при котором уровень пассионарности равен нулю.

Самая главная причина этногенеза – микромутация, которая отражается на генетически обусловленной совокупной матрице потенциальных возможностей и предрасположенностей.

Исследователь выделяет 7 фаз развития этноса.

Начальную точку отсчета называется пассионарньй толчок, или микромутация, ее трудно датировать, так как современники ее не замечали, а следовательно, связывать события с космическими явлениями еще не умели. Но и когда первое поколение пассионариев — мутантов начинает действовать, современникам еще невозможно заметить в их активности начало грандиозного, почти, полуторатысячелетнего процесса[2].

Необходимо отметить, что впервые все стадии этногенеза на реальном примере исследователь описывает в книге «Поиск вымышленного царства». Гумилев не случайно выбрал для своего исследования жанр трактата. Это жанр позволил ему личную методику и достижения целого ряда наук для решения поставленной задачи. Используя стереоскопический метод исследования, образно названный им «взглядом из мышиной норки» историк сформулировал основные фазы этногенеза, которые имеют значение не только для исследования историков, этнографов, физической географии, климатологии [3]

Итак, первая фраза этногенеза – фаза подъема, она связана с экспансией нового этноса, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу создания нового сильного государства и идущие для этого на любые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг на месте нескольких незначительных племен и активно отстаивающую свои интересы, часто за счет соседей.

Второй наступает акматическая фаза, в которой пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счет большого количества пассионариев, которые думают уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, она — одна из самых тяжелых в жизни этноса, так как это период гражданских войн и культурных потерь.

 В конце концов, большая часть пассионариев истребляет друг друга, что вызывает резкое падение уровня пассионарного напряжения в этносе. Это падение связано также с тем, что ушедшие пассионарии замещаются не гармоничными особями, а субпассионариями – людьми, не способными воспринять даже нормы энергии, необходимой для полноценной адаптации к среде. Люди такого типа хорошо известны – это бродяги. Появление этих признаков означает наступление третьей фазы – фазы надлома – кризисной фазы, продолжающейся 200 лет.

После пережитых потрясений люди хотят покоя, и это говорит о том, что этнос перешел в следующую – инерционную фазу. В ней наблюдается некоторое повышение, а затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения. Идет укрепление государственной власти, социальных институтов. В этносе доминирует тип «золотой посредственности» ‒ законопослушного, работоспособного человека.

Но уровень пассионарного напряжения этноса постепенно снижается, что влечет неизбежный упадок. Важной причиной кризиса обычно бывает резко возросшее воздействие цивилизации на природу, которая, в конце концов, не выдерживает новой нагрузки. Наступает фаза обскурации – старости этноса.

В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят типичные авантюристы, которые играют настроением толпы. Эту фазу этногенеза удается пережить не каждому этносу. А если это все-таки случается, то этнос возвращается к первоначальному энергетическому уровню.

Иногда возможна фаза регенерации – временное восстановление этнической системы после обскурации за счет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности.

В любом случае это короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза, которым является мемориальная фаза. В этой фазе этническая система уже утратила пассионарность, и лишь отдельные её члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого.

Итак, если ничего не помешает, этнос проходит различные стадии, зависящие именно от уровня пассионарности. Они, по мнению Гумилева, у всех народов одинаковы и весь цикл занимает примерно одинаковое время: 1200- 1500 лет. За этот период история любого этноса характеризуется сменой его энергетических состояний.

Подводя общую черту главы нельзя не отметить то, что концепция этногенеза имеет сложное и многоуровневое строение. Однако, внимательное и тщательное исследование концепции помогает сгенерировать знания по многим дисциплинам.


[1] Пушкин Л. Н. Проблемы методологии этнологического исследования в творчестве Л. Н. Гумилёва. – 2004. С. 268

[2]   Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. –  С. 270

[3]   Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. – Москва: 1970. – С. 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *