Важнейшее значение в процедуре публичного выступления (в том числе и при защите курсовой работы) имеют психологическая устойчивость и владение студентом навыками публичной речи. Приходится наблюдать, как студенты-авторы отличных работ подчас не умеют эффектно подать свои результаты, достойно ответить на вопросы, теряются, от волнения не могут сформулировать внятный ответ. И наоборот, не слишком сильные в учебе студенты вдруг великолепно раскрываются на выступлении, представив, в общем-то, посредственные сочинения. В итоге оценка нередко оказывается неадекватной форме и содержанию работы.
Чтобы этого не произошло, следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:
- предстоящую на выступлении речь нужно обязательно написать, не полагаться во всем только на память;
- текст выступления предварительно 2-3 раза медленно перечитать, расставив в нем смысловые ударения;
- устно отрепетировать предстоящую речь, отметив, сколько на это потрачено времени; необходимо помнить, что время для выступления небольшое, и нужно уложиться в него (Будьте лаконичны!);
- свое выступление необходимо начинать с обращения к слушателям, например: «Уважаемые коллеги! Позвольте представить вам…»;
- заранее продумайте, какие возможные вопросы могут Вам задать, следует заготовить на них примерные ответы;
- во время выступления всегда есть возможность подумать (Не торопитесь с ответом и думайте);
- будьте предельно вежливы, даже на критику следует отвечать сдержанно и с благодарностью;
- перед днем выступления необходимо отодвинуть посторонние дела, следует отдохнуть и выспаться;
- не стоит накануне принимать успокаивающие или возбуждающие средства, что может иметь обратный эффект (к тому же после этого нервозного момента жизнь все-таки продолжается).
ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Основные недостатки выступающих:
- я скован в движениях, плохо жестикулирую;
- я плохо моделирую свою речь, не пользуюсь изменением скорости и громкости речи для выделения основных моментов;
- мне не нравится мое выражение лица во время выступления – оно должно быть открытым;
- я редко смотрю в глаза своим слушателям – мой взгляд рассеян и блуждает;
- мое выступление слишком абстрактно, я не пользуюсь конкретными примерами;
- мои утверждения слишком сухие, я не допускаю шуток;
- я не могу говорить «без бумажки» и читаю текст своего выступления;
- я не смогу выступить, не выучив текст своего выступления наизусть;
- если что-то получается не так во время моего выступления, то чувствую себя неловко и начинаю извиняться;
- я часто говорю со своими слушателями свысока;
- я не делаю пауз, тараторю без умолку;
- я плохо готовлюсь к своим выступлениям;
- я не использую наглядные пособия даже там, где на это есть возможность.
Рекомендации:
Начинайте выступление с основного тезиса – главной мысли вашего исследования, выраженной одним предложением. Если вы сформулируете его правильно, слушатели с легкостью смогут следить за выступлением. Если же вы сформулируете его недостаточно четко, слушатели не найдут нить вашего выступления и не поймут его смысл.
Редактируйте основной тезис до тех пор, пока он не станет коротким и содержательным. Основной тезис должен отвечать требованиям:
- быть выделенным в тексте выступления при помощи выражения: «Моя основная задача…», «Моя главная мысль…» и т.п.);
- содержать глагол, точно определяющий цель вашего выступления («Хотел бы проинформировать вас…», «Хотел бы рассказать о …», «Хотел бы показать…», «Хотел бы убедить вас…», «Хотел бы продемонстрировать..» и т.п.);
быть кратким и выразительным – каждое слово должно быть весомым.