Информационно-коммуникационные технологии

Интенсивность информационных потоков, что многократно ускоряют глобальное распространение знаний и технических достижений, материальных и духовных благ, предлагается рассматривать в качестве нового стратегического ресурса человечества[1]. Вместе с тем эти же процессы уже поставили общество перед множеством серьезных проблем.

Скачать текст в WORD

Казалось бы, сам термин информационного общества является устоявшимся и по идее, должен иметь единое понятие. Однако, на деле видно иное — общепринятого, единого понятия не существует. Большинство авторов склонно полагать, что информационное общество это:

1) Общество абсолютно нового вида, которое формируется на основании происходящих социокультурных изменений, которые обусловлены бесперебойным процессом развития информационных и коммуникационных средств и технологий;

2) общество, обладающее знаниями, в котором неотъемлемым гарантом благополучия любого, будь то физическое, юридическое лицо , либо государство является знание, получаемое  благодаря непрерывному доступу к сведениям и умение с ними работать;

  • общество, которое с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает сообществу и человеку новые возможности для самоидентификации и выражения своей культурной самобытности[2].

Информационно–коммуникационная среда может обеспечиваться благодаря внедрению новых информационно–коммуникационных технологий обучения( данные, относящиеся к электронным конференциям, интернет- семинары, тренинги, личные страницы ведущих специалистов в различных научных областях, интернет — порталы научных центров, дистанционных конкурсов и прочее)  и выполнять одну, важную для творческой личности, функцию: помогать адекватно оценить собственный уровень развития творческих способностей.

Под информационными технологиями понимают совокупность методов и средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и возможности, что развивают их, по управлению техническими и социальными процессами».

Понятие ИКТ в наше время также используется для обозначения объединения (конвергенции) аудиовизуальных и телефонных сетей с компьютерными сетями через один кабель или соединительную систему. Есть большие экономические стимулы (огромная экономия средств за счет исключения телефонной сети) при объединении аудиовизуальных, телефонных и электросетей с системой компьютерной сети используя одну единую систему кабелей, сигнал распределения и управления. Это в свою очередь стимулировало рост организаций, которые использовали термин ИКТ в своих названиях, чтобы указать на их специализацию в процессах объединения различных сетевых систем.

Использование современных информационных технологий, в частности персонального компьютера, формируют информационно-коммуникативную среду, которая должна отвечать следующим группам требований:

1. Технические требования: мультимедийные компьютеры.

2. Программные требования: программная среда должна решать вопросы безопасности (регистрации, персонификации, разграничения прав доступа к ресурсам), быть интегрированным (все учебные компоненты должны предоставляться в естественной форме), несложным для освоения, наполнения и модификации, предоставлять возможности взаимодействия, общения, мониторинга учебного процесса, содержать режим выхода из сложных положений (эксперт), предоставлять возможности для дистанционного обучения (on-i off-line).

3. Академические требования – касаются методического наполнения информационно–коммуникационной среды.

4. Социальные требования. Поскольку пользователи информационно–коммуникационного педагогической среды образуют определенное сообщество, особого внимания необходимо уделить данной группе требований, которая, на наш взгляд, включает культурологический, этический и юридический аспекты. Речь идет, прежде всего, о правилах общения в сети и использования доработок других авторов.

5. Требования к человеческим ресурсам – наличие специалистов–программистов[3].

В последнее время многие компании применяют различные ИКТ системы, например, для защиты природы. Wipro была ведущей компанией, организовавшей проект «Earthian», в котором студенты выступили с идеями использования технологий на благо общества. Проект ЮНЕСКО Information for All Program (IFAP) обеспечивает платформу для обсуждения и принятия решения на этических, правовых и социальных основах развития ИКТ. Таким образом, актуальность исследования информационно-коммуникационного пространства и его влияния на социальные процессы связана с тем, что преобразования во всех сферах жизнедеятельности современного мира сегодня рассматриваются в связи с различными аспектами такого понятия, как информационное общество. Во-первых, категории «информация», «знания», «технология» является предметом и инструментом в исследовании процессов новой социальной реальности. Во-вторых, новые информационно-коммуникационные технологии влияют на все сферы жизнедеятельности общества.

Скачать текст в WORD


[1] Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – С. 43.

[2] Чечулин А.В. Коммуникационные технологии в социальной сфере: Научно-методические материалы. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2017. – С. 34.

[3] Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник/Ф.И.Шарков. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016.-С.9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *