Интенсивность информационных потоков, что многократно ускоряют глобальное распространение знаний и технических достижений, материальных и духовных благ, предлагается рассматривать в качестве нового стратегического ресурса человечества[1]. Вместе с тем эти же процессы уже поставили общество перед множеством серьезных проблем.
Казалось бы, сам термин информационного общества является устоявшимся и по идее, должен иметь единое понятие. Однако, на деле видно иное — общепринятого, единого понятия не существует. Большинство авторов склонно полагать, что информационное общество это:
1) Общество абсолютно нового вида, которое формируется на основании происходящих социокультурных изменений, которые обусловлены бесперебойным процессом развития информационных и коммуникационных средств и технологий;
2) общество, обладающее знаниями, в котором неотъемлемым гарантом благополучия любого, будь то физическое, юридическое лицо , либо государство является знание, получаемое благодаря непрерывному доступу к сведениям и умение с ними работать;
- общество, которое с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает сообществу и человеку новые возможности для самоидентификации и выражения своей культурной самобытности[2].
Информационно–коммуникационная среда может обеспечиваться благодаря внедрению новых информационно–коммуникационных технологий обучения( данные, относящиеся к электронным конференциям, интернет- семинары, тренинги, личные страницы ведущих специалистов в различных научных областях, интернет — порталы научных центров, дистанционных конкурсов и прочее) и выполнять одну, важную для творческой личности, функцию: помогать адекватно оценить собственный уровень развития творческих способностей.
Под информационными технологиями понимают совокупность методов и средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и возможности, что развивают их, по управлению техническими и социальными процессами».
Понятие ИКТ в наше время также используется для обозначения объединения (конвергенции) аудиовизуальных и телефонных сетей с компьютерными сетями через один кабель или соединительную систему. Есть большие экономические стимулы (огромная экономия средств за счет исключения телефонной сети) при объединении аудиовизуальных, телефонных и электросетей с системой компьютерной сети используя одну единую систему кабелей, сигнал распределения и управления. Это в свою очередь стимулировало рост организаций, которые использовали термин ИКТ в своих названиях, чтобы указать на их специализацию в процессах объединения различных сетевых систем.
Использование современных информационных технологий, в частности персонального компьютера, формируют информационно-коммуникативную среду, которая должна отвечать следующим группам требований:
1. Технические требования: мультимедийные компьютеры.
2. Программные требования: программная среда должна решать вопросы безопасности (регистрации, персонификации, разграничения прав доступа к ресурсам), быть интегрированным (все учебные компоненты должны предоставляться в естественной форме), несложным для освоения, наполнения и модификации, предоставлять возможности взаимодействия, общения, мониторинга учебного процесса, содержать режим выхода из сложных положений (эксперт), предоставлять возможности для дистанционного обучения (on-i off-line).
3. Академические требования – касаются методического наполнения информационно–коммуникационной среды.
4. Социальные требования. Поскольку пользователи информационно–коммуникационного педагогической среды образуют определенное сообщество, особого внимания необходимо уделить данной группе требований, которая, на наш взгляд, включает культурологический, этический и юридический аспекты. Речь идет, прежде всего, о правилах общения в сети и использования доработок других авторов.
5. Требования к человеческим ресурсам – наличие специалистов–программистов[3].
В
последнее время многие компании применяют различные ИКТ системы, например, для
защиты природы. Wipro была ведущей компанией, организовавшей проект «Earthian»,
в котором студенты выступили с идеями использования технологий на благо
общества. Проект ЮНЕСКО Information for All Program (IFAP) обеспечивает
платформу для обсуждения и принятия решения на этических, правовых и социальных
основах развития ИКТ.
Таким образом, актуальность исследования информационно-коммуникационного
пространства и его влияния на социальные процессы связана с тем, что
преобразования во всех сферах жизнедеятельности современного мира сегодня
рассматриваются в связи с различными аспектами такого понятия, как
информационное общество. Во-первых, категории «информация», «знания», «технология»
является предметом и инструментом в исследовании процессов новой социальной
реальности. Во-вторых, новые информационно-коммуникационные технологии влияют
на все сферы жизнедеятельности общества.
[1] Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – С. 43.
[2] Чечулин А.В. Коммуникационные технологии в социальной сфере: Научно-методические материалы. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2017. – С. 34.
[3] Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник/Ф.И.Шарков. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016.-С.9.