Коммуникации: понятие, виды

Коммуникации (от лат. Communication – связь) – в буквальном смысле означают «разделяемое всеми» или «общее». Практически, коммуникация – это процесс обмена информацией и идеями между двумя и более людьми, который ведет к взаимопониманию.

🙂

Целями коммуникаций является:

  • Предоставление эффективного обмена информацией между объектами и субъектами управления;
    • Модернизация межличностных отношений в процессе обмена информацией;
    • Формирование отдельных информационных каналов с целью обмена информацией, координации действий и задач как между сотрудниками отдельно, та и между подразделениями компании;
    • Контроль и совершенствование информационных потоков [1].

Скачать текст в WORD

Разделение коммуникаций по видам:

1) Межличностные (еще известны как организованные — речь, общение);

2) Письменный обмен информацией при помощи символов и знаков.

В свою очередь межличностные коммуникации могут быть:

  • Официальными или формальными. Такие коммуникации осуществляются по формальным каналам компании и определяются политикой компании, ее правилами и должностными инструкциями;
    • Неофициальные или неформальные коммуникации. Происходят согласно установленной в компании системе личных взаимоотношений между сотрудниками и не следуют общим правилам компании.

Формальные коммуникации в организации подразделяются на:

  • Вертикальные. Информация может перемещаться с одного уровня иерархии на другой уровень;
    • Горизонтальные. Такие коммуникации происходят между подразделениями компании и предназначены для координации их деятельности.

Среди вертикальных коммуникаций выделяют:

  • Восходящие коммуникации. Сведения передаются от нижайшего к наиболее высшему звену;
    • Нисходящие коммуникации, обратные восходящим и осуществляемые сверху вниз. Данный вид коммуникации непосредственно связан с начальством компании и контролем над сотрудниками[2].

Межличностные коммуникации можно разделить на вербальные (другими словами, словесные) и невербальные.

Вербальные (речевые, языковые средства) – это основные средства коммуникаций. Важнейшим профессиональным качеством специалиста по маркетингу и менеджера является умение понятно, четко и кратко изложить основную информацию.

Невербальными (неязыковыми) средствами коммуникации считаются особенности внешнего вида выступающего, изменения положения его тела, жесты и т.д.

Невербальные и вербальные виды коммуникаций не исключают взаимодействия. Чаще всего обращения соединяют в себе не только слова, но и выражение лица, жесты и т.п.[3].

Задачи коммуникации возможно решить только в процессе коммуникационных взаимодействий, то есть в процессе обмена информацией.

Коммуникационные стили – это способы, с помощью которых человек строит различного рода взаимодействия с другими людьми. В настоящее время существует огромное множество различных стилей, которые используются в межличностных коммуникациях. Также существует не мало подходов к определениям этих стилей. Понимание стилей помогает определить, как нужно себя вести в определенной ситуации и что может быть результатом поведения, относящегося к какому — либо стилю[4].

 В качестве основы межличностных коммуникаций можно взять две переменные – открытость в коммуникации и адекватность обратной связи. Открытость состоит из степени раскрытия себя в процессе взаимодействия с другими с целью получения ответной реакции, в частности, реакции, которая показывает, как другие воспринимают человека и его действия. Адекватность обратной связи показывает в какой степени люди делятся своими чувствами и мыслями о них.

В соответствии с маркетингового подхода автором под коммуникацией предлагается понимать многогранный социально обусловленный процесс обмена информацией с помощью коммуникационных инструментов и средств. Анализ взглядов специалистов  в области управления коммуникациями позволил уточнить их значение на предприятии как: 1) инструмента интеграции всех видов деятельности; 3) средства обеспечения гибкости и адаптивности предприятия; 4) инструмента развития кадрового и инновационного потенциала; 5) инструмента формирования организационной культуры на основе целостности целей и ценностей. Все указанное позволяет отнести коммуникации к стратегическим ресурсам, имеющие большое значение для устойчивого функционирования предприятия.

Внутренние коммуникации (ВК) на предприятии — это каналы связи, с помощью которых предприятие взаимодействует с внутренними целевыми группами. Они будут касаться конкретного работника, подразделения или предусматривать информацию для предприятия в целом. В зависимости от средств все ВК разделяют на три группы: печатные, технологические и персональные. Каждый из указанных видов имеет свои преимущества и недостатки, а также средства коммуникаций, которые систематизированы в табл. 2 При этом не существует ни одного универсального средства, которое бы охватывало все целевые группы и решал все задачи, стоящие перед системой ВК. Поэтому необходимо комплексное их применение с учетом наличия различных аспектов восприятия различными целевыми группами.

Тип ВК Переваги Недоліки Засоби
Друковані наглядность и визуализация;относительная дешевизна отдельных носителей;оперативность отдельных сообщений;возможность анонимного обращения к руководству;информативность;реализация аффилиативных потребностей в общении;укрепление чувства принадлежности — ограниченный обратная связь;  в целом капиталоемкие; длительный временной разрыв между подготовкой материала и его выходом; незначительная продолжительность контакта некоторых носителей (доски объявлений) — доски объявлений;- корпоративные издания (газеты, журналы), бюллетени;- адресно-информационные издания
Технологічні —         интерактивность;- двусторонний характер отношений;-         оперативность;- сочетание массовости и персонализации коммуникации;- доступ к большому объему информации;- высокое эмоциональное вовлечение;- возможность одновременного информирования персонала в разных городах, странах;- неограниченный объем;- наличие возможности прямых коммуникаций по актуальным вопросам и оперативность получения обратной связи от сотрудников;- могут иметь как регулярный, так и эпизодический характер — высокая стоимость относительно других видов ВК;- ограниченная информационная емкость отдельных носителей (корпоративное радио, видео — журнал);- необходимость привлечения дополнительных специалистов;- наличие «технофобии» у отдельных сотрудников;- возможно преобразование отдельных инструментов (например, электронных рассылок) в «циркуляры сверху», что не дают возможности обратной связи —         телефон;- Интернет, e-mail;- информационные терминалы;- видео-журналы;- корпоративное телевидение;- корпоративное радио
Персональні — информационная насыщенность;- двусторонний характер коммуникации;- высокое эмоциональное вовлечение;- повышение лояльности, командного духа сотрудников;- оперативность предоставления информации — высокая стоимость отдельных средств (общие сборы персонала);- отрыв сотрудников от основной работы;- неточность и недостоверность личных коммуникаций, слухов — общие сборы персонала;- информационные сессии подразделений, отделов;- юбилеи компании, национальные праздники;- пикники, экскурсии, спортивные программы;- личные коммуникации;- слухи

Скачать текст в WORD


[1] Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2010. — 384 с.

[2] Кузнецова Е.И. Коммуникативное пространство меняющегося мира: новое измерение социальности / Е.И. Кузнецова // PR-технологии в информационном обществе. Материалы 1У Всероссийской научно-практической конференции. 30 – 31 марта 2017 года, Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2017. – С. 67–77.

[3] Манакова И. Ю. Человек в постиндустриальном мире: автореф. дис. канд. фил. наук: специальность 09.00.11 – социальная философия / И. Ю. Манакова. – Воронеж, 2018. С.65.

[4] Ненашев А. И. Информационное пространство современного общества: коммуникационный аспект: автореф. дис. на соискание научной степени канд. фил. наук: спец. 09.00.11 «социальная философия по философским наукам» / А. И. Ненашев. – Саратов, 2016. С.54.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *