В современных условиях любое государство в различных формах присутствует в рыночной экономике в целях повышения ее эффективности. Особенностью государственных предприятий является то, что они целиком или частично принадлежат государству или финансируются им. Масштабы государственного сектора зависят от конкретных исторических и экономических условий и обусловлены, с одной стороны, необходимыми пределами государственной собственности, с другой стороны, пределами частного капитала. Западному праву, например, известные следующие организационно-правовые формы, в которых государство выступает в качестве предпринимателя:
— торговые товарищества АО или ООО;
— предприятия, имущество которого не разделено на паи – унитарные предприятия;
— казенные предприятия.
Преимущество торговых товариществ заключается в следующем:
— более гибкие для целей национализации и денационализации.
— упрощенный переход из одной формы в другую. Все акции могут оказаться в руках государства.
Работники таких предприятий не является государственными служащими и пользуется такими же правами, как любой наемный работник, отношения которого с работодателем регулируются гражданским законодательством.
Такая организационно-правовая форма встречается в Великобритании в сфере грузовых автоперевозок. В Германии и Италии применяется в основном при создании холдинговых компаний.
Более распространенной является форма унитарных предприятий, являясь преобладающей в Великобритании, Франции, Германии. Единого законодательного акта о регулировании данного вида государственных предприятий нет ни в одной стране. Порядок создание, функции, полномочия, ликвидация и проч. регулируются специальными законами или постановлениями правительства. По всем признакам унитарные предприятия являются юридическими лицами, но на практике представляют собой государственный орган, занимающийся вопросами науки, информации и т.п. Примерами таких предприятий являются ВВС в Великобритании, Газ де Франс и Комиссариат по атомной энергии во Франции.
Число казенных предприятий в западных странах невелико. В Великобритании они представлены пороховыми заводами и королевскими доками, во Франции – гобеленовые мастерские, почта, телеграф, в Германии – пивоваренные заводы. Особенность этих предприятий заключается в полном государственном контроле над процедурой создания и их деятельностью. Руководство предприятий назначается государством, производство организуется на основе государственного плана, доход предприятия переводится государству, бюджет формируется на основе сметы, утвержденной государством.
Правовое регулирование деятельности государственных предприятий в Китае осуществляется в основном специальным Законом КНР от 13.04.1988 «О промышленных предприятиях общенародной собственности».
Управление на таком предприятии осуществляется директором в единоличном порядке, который назначается компетентным правительственным органом по согласованию с профсоюзом предприятия. Директор является законным представителем предприятия и несет ответственность за его деятельность.
Полномочия государства в лице компетентных правительственных ведомств в отношении предприятия сводятся к определению директивного плана, поставке материальных ресурсов, а также назначению на должность и освобождению от нее директора и других руководящих административных работников.
В Японии, организация управления государственными предприятиями осуществляется по нескольким основным тенденциям:
посредством регламентации государством типа хозяйственной деятельности, организационной-правовой структуры предприятия, обеспечением достойных кадров, принятия бюджета и баланса, выпуска финансовых обязательств, привлечения ссудного капитала и др.;
— основываясь на законе о предпринимательской деятельности, регламентирующих создание и ликвидацию предприятий, установление цен и объемов продаж, слияние фирм, инвестиционную деятельность, формы ведения финансовой отчетности.
Государственная собственность США составляет около 20% национального богатства страны, это незначительно ниже, чем во Франции, но выше, чем в Германии и Великобритании. Государство берет на себя такие обязанности как: финансирование строительства капиталоемких объектов, осуществляет инвестиций в отрасли, не представляющие коммерческого интереса для частного капитала. Так же за счет государственного бюджета финансируется развитие высокотехнологичных отраслей. Созданные на бюджетные средства предприятия впоследствии передаются для управления частным корпорациям. Регулирующая роль государства заключается в обеспечении их льготными кредитами, субсидиями, выгодными заказами и прочее.
Передача предприятий является отличительной особенностью американской модели управления госсобственностью. Помимо основного капитала, государство может предоставлять своему управляющему и оборотный капитал. Как собственник предприятия оно в то же время предпринимает на себя заботу о сбыте его продукции, обеспечивает соответствующими заказами.
Сокращение масштабов государственного сектора в развитых европейских странах происходит в процессе приватизации, которая представляет собой один из методов государственного регулирования экономики. Государственный сектор, несмотря на его сокращение, представляет собой один из важнейших сегментов современной смешанной экономики. Экономика Франции, Германии, Италии, Великобритании, Швеции и других западноевопейских стран имеет довольно значительный государственный сектор. Во второй половине 1980-х годов среди стран ЕЭС, напрмер, в госсекторе работало 12% занятого населения, производилось до 13% валового внутреннего продукта, направлялось около 21% всех инвестиций. Это свидетельство тому, что большинство стран существует в условиях смешанной экономики. «Смешанная экономика – полагается, в первую очередь, на ценовую систему для своей организации, однако использует и многообразие правительственного вмешательства для того, чтобы справиться с макроэкономической нестабильностью и с недостатками рынка».