Протестная активность в России в ее нынешних проявлениях есть результат исторических результатов. И для того, чтобы разобраться в особенностях современных протестов в России, необходимо рассмотреть исторические аспекты развития протестов.
Противоречия и протесты всегда присутствовали в России, но продолжительное время они были направлены на внешние факторы как борьба с монгольским иго, усиление государственной власти и борьба в высших слоях общества и так далее. Непосредственное столкновение интересов происходили в социально – экономических сферах. Как пример, XVII век, который запомнился нам как «бунташный» век и в качестве примера социального движения 17 века можно привести произошедший в 1648 году в Москве Соляной бунт. Причина данного восстания – это налоговая реформа боярина Б. Морозова 1647 года, в ходе которой вводилось дополнительный для простого люда, побор: налога на соль. Результатом подобной инициативы стало сокращение потребления соли населением города и резкое возрастание недовольства, связанного с этой реформой. Данный пример иллюстрирует, что первые социальные протестные движения в России возникали как ответная реакция горожан на действия властей. Несмотря на то, что такие движения носили массовый характер и даже имели своего лидера, назвать их спланированными в полной мере этого слова нельзя.
Более того укрепление самодержавия, становления абсолютизма с ее военно — бюрократической системой привили к тому, что протестные движения сошли на нет.
Ни дворцовые перевороты, ни даже крестьянские восстания Разина или Пугачева не привели к серьезным структурным изменениям общества, так как в то время существовал жесткий авторитарный режим, основанный на консолидации дворянства, купечества и церкви.
В конце XIX века народный протест приобретает новые черты в России. Изменений нормативных ценностей, традиций, утверждения нового экономического строя приводит к социальным сдвигам и появлению терроризма, который становится следствием свободы. Одной из особенностей терроризма в России было «женское лицо» (треть первого состава исполкома « Народной воли». Самые известные участницы: Вера Засулич, Софья Перовская, Дора Бриллиант). Терроризм влиял на правительство, заставлял власть становиться на «конституционный» путь, повлиял на проекты Михаила Лорис — Меликова, проект реформы политической модернизации Петра Святополк – Мирского. В «террористическом пятилетии» был осуществлен переход от терроризма как стихийного метода, способа мщения и понимания его лишь как одного из средств борьбы с элементами заговора к систематическому «устрашающему» терроризму.
В качестве ярких примеров такого рода террористических актов дореволюционной России могут послужить убийства царя Александра II, министров Н. П. Боголепова, Д.С. Сипягина, В.К. Плеве и также многих прокуроров, губернаторов и полицейских. Последний террористический акт связан с убийство премьер — министра П. А. Столыпина в киевском оперном театре 1 сентября 1911 года. Более полувека радикалы считали основными своими средствами против существующей власти револьвер и взрывные устройства. Исполнители этих актов были молодые революционеры, которые видели в убийствах эффективное средство социального и политического изменения России, ниспровержения существующего государственного устройства.
В начале ХХ века терроризм трансформировался и превратился в массовое явление. Терроризм ХХ века стал предтечей всех последующих форм терроризма.
Элементы протеста вновь появились на горизонте политической жизни после перехода России в новое качественное социально — экономическое состояние, после ее эволюции в пореформенное время, и по мере нарастания политического кризиса. Первыми признаками протестынх движений стали первая русская революция 1905–1907 гг., и последующие острейшие социально — политические катаклизмы. Возможности политической модернизации России после революции 1905 г., не привели противников автократии к согласию. В рядах социал — демократов Ленин настаивал на восстании и побуждал на продолжении акций вооруженные большевистские группировки как та, что была проведена в Москве в декабре 1905 года. Предпочтение восстания выборам полностью вписывалось в ленинское видение политического «развития» России и было обусловлено общей враждебностью этого деятеля к принципу представительства, будь то мирная демонстрация или парламент. После 1917 года Ленин теоретически обосновал легитимность диктатуры одной партии во имя абсолютной необходимости «единства воли», которое якобы умножает силы.
Все эти исторические аспекты сформировали особенности протестной активности в современной России. Если следовать гипотезе цикла общественного внимания к проблеме социальных движений, предложенная американским социологом Энтони Даунсом, все рассмотренные протестные движения имели завершенный вид.
Возрождение протестной активности современного периода происходит в конце 1980- х годов в время перестройки, во времена которой демократы используют лозунги возвращения России на мировую арену, а фактически к западной цивилизации. Перестройка дала возможность и право массового легального протеста, осуществляющегося в ненасильственной форме. Сотни тысяч советских граждан принимали участие в митингах и демократическом движении, всем памятны стихийные шахтёрские стачки. Затем страна перешла к почти непрекращающимся, возникающим как стихийно, так и под контролем профсоюзов, забастовкам. Это были методы борьбы, характерные для относительно развитой страны. Однако опыт протестного движения показал, что следующие методы борьбы как забастовка, демонстрация и пикет эффективны только при решении текущих проблем, но в перспективе ситуация не улучшается, что вызывает отчаяние, стимулирующее переход к крайней форме легального ненасильственного протеста – сначала отдельным, затем к массовым, регулярным, периодическим, проводимым в различных регионах страны голодовкам.
Конец 1990- х годов был отмечен появлением нового типа борьбы – «легального насилия», который проявлялся в многочисленных удержаниях в качестве заложников директоров шахт, заводов, мэров небольших городов, собственными работниками и жителями. Как пример, ещё одного вида легального насилия – это летняя кампания 1998 года по блокаде железных дорог, прошедшая не как стихийное движение, но как управлявшееся из нескольких центров, возможно, осуществлявших между собой координацию. Характерная его особенность – выдвижение не только экономических требований: погашение задолженностей по зарплате, что практиковалось прежде, но обще — политических лозунгов. Метод легального насилия можно рассматривать как непосредственно предшествующий политическому терроризму, как борьбе насильственной, подпольной (нелегальной), управляемой, идеологизированной.
Последний протестный цикл в России начался в 2011–2012 г. и обострился в 2017 г.
Но в 2012 г. он пошел на спад и завершился по следующим основаниям:
Первое, митинги как форма протеста на том этапе исчерпали себя как ресурс демократических перемен и как способ объединения разных политических сил гражданского общества;
Второе, протестное движение «За честные выборы» получило, по сути, очень жесткий ответ со стороны государства и его силовых структур.
Третья причина, государство мобилизовало на борьбу с протестантами им же созданные массовые движения как к примеру Объединенный народный фронт, и в результате протестанты вынуждены были свою тактику на сетевую;
И самая главная причина завершения протеста в 2012 году – это институциональный сдвиг в сторону еще большего авторитаризма и, соответственно, и как результат, появление «облачной демократии».
Однако новый экономический кризис привел к новой волне акций протестов, что свидетельствует о том, что предыдущие противоречия между властью и активной частью народа не были решены.
В последние годы в России выделяется такая форма протеста, как абсентеизм. Абсентеизм – это разновидность неявного протеста, но его следствия для социально — политической жизни более значимы, чем бурная митинговая активность. Повышенная популярность абсентеистских настроений электората может сильно препятствовать прихода к власти тех политиков и партий, которое это препятствие создали.
В современной же России разворачиваются процессы следующей направленности: народ на выборы не ходит, а сам институт выборов прочно ассоциировался в общественном сознании как нечестные.
Однако с ростом политической сознательности граждан политический протест приобретает другие формы — это организованное участие в общественных и политических организациях, организованных на основании законодательства о митингах.