Со времен Старого Режима, во Франции проходили регулярные восстания, бунты, протестные движения. 1789, 1830, 1848, 1871, 1944, 1968-все эти даты, бесспорно, представляют собой протестную традицию. Во Франции все предпосылки к буржуазной революции сложились еще к концу XVIII в. Капиталистический уклад общества достиг значительного развития. Однако утверждению новому, капиталистическому способу производства препятствовали феодально-абсолютистский строй, феодальные производственные отношения. Только революция могла разрушить эти преграды. В конце XVIII в. во Франции произошла буржуазная революция, которой открывается период утверждения буржуазного государства и права.
Отличительной чертой французской революции 1789 г, которая была решительная и последовательная, это то, что буржуазия выступила против феодализма в союзе с народом. Отличительной чертой французской революции 1789 г., как отмечал К. Маркс, та, что «в 1648 г. буржуазия в союзе с новым дворянством боролась против монархии, феодального дворянства и господствующей церкви. В 1789 г. буржуазия в союзе с народом боролась против монархии, дворянства и господствующей церкви».
Народ, который поднялся бороться с феодализмом, не ограничивался рамками, которые были поставлены ему буржуазией, а в процессе революции смог выставить свои самостоятельные требования и затем создал для себя революционное правительство.
Революция дала почву для нового, буржуазного, общества. На смену феодальной собственности и феодального государства пришли буржуазная собственность и буржуазное государство. Это было для того времени великим прогрессом.
Прямым продолжением Французской буржуазной революции является июньское восстание в Париже 1848 года, так как являлось один из этапов длительного процесса демократизации общества. Июньское восстание стала результатом укорененных причинно — следственных связей, главными из которых являлись: незавершенность государственного строительства в новом буржуазном обществе, нерешенность проблемы буржуазно — демократической организации власти и узость социальной основы июльской монархии. Важнейшей причиной революции стало недовольство «рабочих классов» своим социальным и материальным положением в обществе. Что касается характера революции, то, если по своим целям она ориентировалась на интересы буржуазии, то по своим движущим силам являлась народной, так как главную ее силу составили рабочие Франции. Но в виду отсутствия поддержки рабочих со всей Франции, пассивностью крестьянства июньское восстание закончилась неудачей.
Парижская коммуна (18 марта — 28 марта 1871 г.) также является результатом республиканских настроений Первой Республики и революционного правительства Парижской Коммуны (1792 г.), а также кровавого подавления народного восстания 1848 г. во время Второй Республики. С 1804 по 1871 г. Франция была преимущественно монархией или империей (Первая Империя, Реставрация, Июльская монархия, Вторая империя), и республиканский режим просуществовал всего лишь несколько лет. В 1870 г. Наполеон развязывал войну с Пруссией, быстро закончившуюся поражением Франции. Однако, Парижская коммуна не является конфликтом между сторонниками войны с Пруссией и теми, кто выступал за немедленное проведение переговоров для ее прекращения. Глава исполнительного правительства Адольф Тье скрылся из Парижа в Версале, что стало классическим конфликтом между Парижем и провинцией, центром и окраиной, городом сельской местностью. Но основные события происходили в Париже, что объясняет последующее настороженное отношение к столице, характерное для Третьей Республики. В течении полувека, в столице будут править выходцы из провинций, при отсутствии мэра, что будет способствовать обострению националистских и мстительных настроений. Эти настроения особенно ярко проявились в эпизоде с булочниками (1888-1889 гг.), а также в ранее упомянутом деле по обвинению в шпионаже французского офицера еврейского происхождения Дрейфуса (1894 — 1899 гг.)
По мнению историка и политолога Макса Галло Парижская Коммуна была первым крупным конфликтом современности между капиталом и трудом. Карл Маркс считал, что Парижская Коммуна была первым независимым восстанием пролетариата. Однако, ни для центра, где протекал конфликта (Париж), ни для эпохи (вторая половина XIX в.) не характерно доминирование промышленного рабочего класса. Наиболее известные исследователи Парижской Коммуны утверждают, что Коммуна сплотила коренных жителей столицы, в частности, ремесленников, независимых работников, мелких начальников, компаньонов и подмастьерьев, которые не имели никакого отношения к крупным фабричным предприятиям. Их задачей были не межклассовая борьба и социализм, а независимый труд, профессионализм и народная культура, которая носила скорее анархистский, нежели социалистический характер. Парижскую коммуну можно поместить на стыке старой и новой истории, рассматривая ее как важный этап на пути автономности рабочего класса.
Еще одним ярким примером «конфликта по-французски» является, несомненно, весна 1968 г. В событиях 1968 г. сконцентрированы и даже, можно сказать, проявились все его характерные черты. Протестное движение берет свое начало в Париже и затем быстро распространяется на регионы, захватив сначала крупные города и университетские круги, а затем и рабочие пригороды как Нантер, Сошо, и т.д. Конфликт возник неожиданно, по инициативе небольшой группы студентов во главе с Даниэлем Кон-Бендитом, к которому вскоре присоединились крупные организованные силы в лице профсоюзов и левых партий. Подобно крупным революционным движениям, для 1968 г. характерен одинаковый накал страстей как в кругах интеллектуальных, так и среди представителей рабочего класса. И, что характерно для протестной Франции, очень скоро на первое место выходит символическое значение конфликта, оставляя на втором плане его непосредственные последствия. Протест приобретает широкий международный резонанс во всех слоях общества.
Конфликт в сфере образования формировался давно: старые здания университетов, устаревшие административные структуры и старые методики преподавания. Все это было одной из причин растущего в студенческой среде беспокойства по поводу будущего молодежи. Май 1968 г. выплеснул накопившееся недовольство и попробовал что-то изменить, совершив резкий скачок вперед. Не меньшим было беспокойство о будущем в рабочей среде. Несмотря на увеличение заработной платы, рабочие были обеспокоены тем, что руководство предприятий отказывается от разделения власти, в частности, от организации профсоюзов. Как результат, протест рабочих против безынициативности руководства трансформировался в социальный конфликт.
Политический конфликт можно выразить одним из студенческих слоганов 1968 г. — «10 лет — этого достаточно!». Это относилось к правлению Шарля де Голля. Наконец, неожиданный по своему масштабу и силе воздействия, моральный и культурный конфликт 1968 г. делает явным торжество урбанистического и индустриального общества над обществом патриархальной сельскохозяйственной Франции. На первый план вышли стремления к индивидуальному гедонизму, оставив позади традиционные католические ценности, а также серьезно пошатнув другие ценности патриархальной Франции — семью, армию и т.д. Май 1968 г. стал массовым протестом против всех проявлений власти и тирании, которые существовали во Франции в тот момент. Это событие почти сразу заняло особое место в истории протестной Франции, и по-прежнему оказывает большое влияние на протестную жизнь Франции.
Интересно, что предвыборная кампания Николя Саркози прошла под лозунгом «Уничтожить наследие 68-ого года!». Он неоднократно обвинял «наследие 1968 года» в современном кризисе общества. Под наследием, Н. Саркози подразумевает большинство современных проблем французского общества, таких как ослабление авторитета руководства страны, снижение мотивации трудящихся, ослабление института семьи, рост преступности в пригородах. По его мнению, Май 1968 г. навязал обществу моральный и интеллектуальный релятивизм, уничтожил четкие границы в сознании людей между добром и злом, подлинным и поддельным, красивым и уродливым, стал причиной расцвета идей индивидуализма во французском обществе, и как следствие — эгоцентричности, разобщенности между людьми.
Одним из самых последних громких событий протестной истории Франции являются бунты 2005 года. За последние годы заголовки émeutes urbaines (городские бунты) (бунты) и émeutes 2005 переместились с первых полос СМИ на прилавки книжных магазинов в отдел общественных наук. Обычная, но трагически закончившаяся стычка полиции и магрибских мальчишек привела к небывалой по масштабу волне протестов, затронувших Францию и некоторые другие страны Западной Европы. Вот что пишет об освещении в прессе бунтов в пригородах 2005 г. политолог и социолог Б. Этьен: «Приходиться преувеличивать, чтобы как-то объяснить свое полное бездействие по отношению к беспорядкам и оправдать свое бессилие в глазах международной общественности: происходит нечто беспрецедентное, поэтому мы ничего не можем сделать. На протяжении 3 недель весь мир наблюдал за тем, как горит Французская республика. И, несмотря на небывалый и трудно объяснимый масштаб беспорядков, ситуацию смягчал тот факт, что «работал» привычный для всех образ протестной Франции, закрепившийся за ней еще со времен Французской Революции».