ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

УДК 338.2

И.В.ЖМУРКО,

Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации

г.Москва, Россия

e-mail: irazhmurko@gmail.com

Научный руководитель:

Н.В.ЛИНДЕР,

к.э.н., доцент кафедры

«Стратегическии и антикризисныи менеджмент»

ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: В статье рассмотрена проблема реализации эмерджентной стратегии предприятием, в рамках чего: раскрыта сущность эмерджентной стратегии на основе ее сравнительной характеристики с плановой стратегией, определены возможности и ограничения реализации эмерджентной стратегии в условиях высокой непредсказуемости изменений рыночной ситуации.

Ключевые слова: стратегический процесс, стратегический менеджмент, эмерджентная стратегия.

I.V.ZHMURKO,

Financial University under

the Government of the Russian Federation

Moscow, Russia

e-mail: irazhmurko@gmail.com

Research supervisor:

N.V.LINDER,

Cand.Econ.Sci., associate professor

«Strategic and anti- recessionary management

EMERGENCY IN THE STRATEGIC PROCESS OF THE ENTERPRISE

Abstract: In the clause the problem of implementation of emergent strategy by the enterprise is considered, within the framework of which: the essence of the emergent strategy on the basis of its comparative characteristics with the planned strategy is revealed; opportunities and limitations of implementing the emergent strategy in the conditions of high unpredictability of changes in the market situation are determined.

Keywords: strategic process, strategic management, emergent strategy

В условиях высокой непредсказуемости изменений и постоянного ускорения различных процессов, наблюдаемых в современной рыночной среде, перед руководителями предприятий возникает проблема поиска адекватных методов укрепления своих конкурентных преимуществ. Самой распространенной концепцией обеспечения успешного решения этой задачи остается стратегическое управление, с помощью которого предприятия различных форм собственности, размеров и бизнес-профилей достигают цели развития путем разработки и реализации различных стратегий.

Современный этап развития стратегического менеджмента характеризуется противоречиями, которые проявляются в двух плоскостях: во-первых, выбор способа формирования стратегических альтернатив (плановая стратегия или спонтанная стратегия); во-вторых, выбор фокуса стратегического выбора ( «внешняя» конкурентная позиция или «внутренняя» ключевая компетенция). Таким образом, дискуссии вокруг вопроса «плановости» стратегических решений в обеспечении успешного долгосрочного развития предприятия обостряются и дают основание для постановки и решения соответствующей научной задачи. Все больше научных и прикладных разработок посвящаются проблеме применения спонтанных (эмерджентных) стратегий для достижения целей деятельности, реализации экономическими субъектами имеющихся способностей и использования потенциально доступных ресурсов.

Анализируя опубликованные исследования по данной проблеме, необходимо отметить, что концептуально сущность эмерджентных стратегий как таковых, возникающих спонтанно в процессе реализации управленческих решений по достижению организацией поставленных целей и образуют своеобразный паттерн действий организации, раскрыл Г.Минцберг [1, с.35-37].

На основе эмпирических данных о стратегическом процессе в разных компаниях, а также основываясь на результатах социологических исследований были идентифицированы три типа стратегий:

1) умышленные (запланированные) стратегии, разработанные по модели, подобной двухэтапному процессу К. Эндрюса;

2) несбывшиеся стратегии, которые были определены (спланированы), но никогда не воплощены в жизнь по разным причинам (в течение фазы осуществления такие стратегии не получали достаточной поддержки, или вообще были отклонены, так как оказались неоправданно дорогими или были неадекватны по отношению к изменениям внешней и внутренней среды предприятия);

3) стратегии, которые появляются без того, чтобы быть явно сформулированными или предварительно определенными. Последние стратегии появляются путем взаимодействия различных участников на протяжении долгого времени.

Изменение условии внешнеи среды зачастую создает необходимость адаптации и корректировки стратегии компаниями. Такая нестабильность в различных сферах деятельности, косвенно или прямо влияющая на организацию, может привести к перестроике даже базовои методики ведения бизнеса. Следовательно, стратегия должна учитывать возможность изменения требовании внешнего окружения в противном случае компания может потерпеть неудачу на рынке.

Концептуально идея Г.Минцберга об эмерджентных стратегиях сводится к следующему. Во-первых, эмерджентная стратегия не имеет конкретных целей. Она не следует по заранее задуманному пути к успеху, но может быть такой результативной, как и заранее определенная (плановая) стратегия. Благодаря последовательной модели поведения организация может достигать такого же состояния, как если бы она следовала по подробно разработанному плану. Именно такая трактовка эмерджентной стратегии получило распространение в современном стратегическом менеджменте.

Следует признать, что проблема эмерджентности стратегических решений остается практически не разработанной как в научно-методологическом, так и практическом контекстах. Это объясняется, прежде всего, «размытым» предметом исследования: устоявшиеся принципы поведения предприятия, обусловливающие его результативность в долгосрочной перспективе не всегда подлежат четкой идентификации, особенно в условиях турбулентных изменений среды их хозяйствования. Поэтому следует тщательно изучить такие аспекты данной проблемы, как: источники и способы формирования эмерджентных стратегий, управляемость и предсказуемость управленческих действий в пределах эмерджентной стратегии, ее действенность и результативность в стабильных и нестабильных условиях развития предприятия, необходимый уровень и качественная характеристика компетентности управленческого персонала, который пытается внедрять принцип эмерджентности в систему стратегического управления [2, с. 276-281].

С учетом указанного в рамках статьи следует описать сущность эмерджентной стратегии на основе ее сравнительной характеристики с плановой стратегией, определить возможности и ограничения реализации эмерджентной стратегии в условиях высокой непредсказуемости изменений в рыночной среде и определить требования к компетентности управленческого персонала, призванного обеспечивать результативность эмерджентных стратегических решений.

Выделение класса эмерджентных стратегий в общей совокупности возможных стратегий предприятия частично основывается на противопоставлении их основных характеристик подобным характеристикам.

Сравнительные признаки Плановая стратегия Эмерджентная стратегия

Фокус стратегического процесса Позиция предприятия в конкурентной среде (фокус на конкурентах) Отличительные компетенции предприятия (фокус на потребителе)

Тактика реализации стратегического процесса Копирование положительного опыта конкурентов Создание уникальных характеристик рыночного поведения

Основная база разработки стратегии Стратегические матрицы, логические схемы, графики Стратегическое мышление, творчество, интуиция руководителя

Ролевая характеристика основного объекта стратегического процесса Аналитик Новатор

Таблица 1 — Сравнительная характеристика плановой и эмерджентной стратегий предприятия.

Из таблицы видно, что плановая стратегия фокусирует внимание на конкурентах, в то время как эмерджентная — на потребителе, плановая имеет иерархический характер стратегического процесса по структурных уровнях организации с высокой степенью административного воздействия, а эмерджентная — диффузный с высокой степенью делегирование полномочий и ответственности, плановая стратегия использует стратегические матрицы, логические схемы, графики, а эмерджентная характеризуется стратегическим мышлением, получением знаний и опыта, развитием компетенций.

Тем не менее, следует признать, что подобное жесткое противопоставление планового и спонтанного способов принятия и реализации стратегических решений не имеет смысла в условиях экономического кризиса и высокой непредсказуемости рыночных процессов.

Вообще эмерджентность (от англ. Emergent — тот, что появляется неожиданно) отражается через свойство системы сохранять целостность и является одной из форм проявления принципа перехода количественных изменений в качественные. Ценность эмерджентных стратегий в условиях кризиса заключается в обеспечении адекватной реакции предприятия на непредвиденные изменения в спросе на продукцию, жизненном цикле товаров.

На ряду с очевидными преимуществами в обеспечении развития предприятия в условиях высокой непредсказуемости изменений в рыночной среде, эмерджентные стратегии не лишены определенных недостатков и ограничений [3, с.118-122].

Преимущества Недостатки

Повышенная маневренность предприятия в нестабильной среде Угроза «стратегического» дрейфа предприятия

Адекватная и быстрая реакция на возможности и угрозы в рыночной среде Отсутствие четко сформулированных целей

Согласование интересов инвесторов вследствие их широкого привлечения в стратегический процесс Сложность оценки реализации стратегии

Таблица 2 — Преимущества и недостатки эмерджентной стратегии

Следует отметить, что определяющая роль в успешном внедрении принципа эмерджентности стратегических решений принадлежит руководителям и персоналу предприятия в целом, их способности обучаться и эффективно использовать полученные знания для реализации определенных целей развития.

Удачная реализация стратегической идеи (миссии, видения, целей и задач) организации возможна только в условиях, когда весь персонал предприятия:

1) понимает, поддерживает и разделяет провозглашенные в организации ценности;

2) настроен на реализацию поставленных целей;

3) способен к выполнению стратегических задач [4, с. 81-88.].

Во многих российских компаниях стратегический процесс оказывается неформализованных и спонтанным. Однако разработка и реализация стратегии являются главными инструментами увеличения стоимости компании. От того, насколько стратегия адекватная внешним условиям и внутренним возможностям компании, зависит ее успех на рынке в долгосрочной перспективе. Понимание бизнес-среды и модели бизнеса позволяет менеджменту принимать взвешенные и ответственные решения. Итак, от компетентности и осведомленности менеджмента зависит качество и результативность стратегических решений. Успешность реализации эмерджентной стратегии может быть обеспечена соблюдением основных шагов, определенных К. Омае [5, с. 187-188.]:

1) четкое определение сферы бизнеса;

2) идентификация движущих сил в окружении предприятия и понимание причинно-следственных связей их действия;

3) полное ресурсное обеспечение избранных стратегических альтернатив;

4) поддержка паритета между темпом стратегии и ресурсами компании.

Обобщая промежуточные результаты исследования проблемы применения спонтанных (эмерджентных) стратегий в процессе достижения предприятием целей своего развития, считаем необходимым сделать следующие выводы. Во-первых, спонтанные стратегии присущи почти всем предприятиям, которые целенаправленно пытаются противостоять вызовам внешней среды и стремятся реализовать определенные целевые установки. В таком контексте эффективность эмерджентных стратегических решений во многом определяется уровнем компетентности менеджмента предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *