Развитие сотрудничества России со странами Азии в области транспортно-логистической инфраструктуры

Развитие логистики в нашей большой стране является важной задачей для государства. Учитывая влияние глобализации, кооперирование между различными странами не знает границ. По данным МИДа между Россией и странами Центральной Азии действует более 890 двусторонних договоров и соглашений. Российская Федерация является одним из ведущих инвесторов в страны ЦА. Накопленные инвестиции России в регионе составляют 18 млрд. долл. США.

Развитие данной отрасли поможет раскрыть потенциал исключительного географического положения России в центре евроазиатского континента. Это поможет не только укрепить позиции России в международном сотрудничестве, но и повысить многие экономические показатели, включая рост ВВП.

Одним из вариантов укрепления транспортно-логистической инфраструктуры России является формирование совместных проектов со странами Азии. Страны-соседи не только обладают опытом сверхбыстрого строительства новейших объектов логистической инфраструктуры, но и применяют в своём деле новейшие технологии. Именно в условиях повышенного внимания к развитию восточных регионов имеет место взаимовыгодное сотрудничество России с Китаем и Республикой Корея.

Финансирование проектов при помощи государственно-частного партнерства является ключом к успеху в развитии транспортно-логистической инфраструктуры стран-соседей. Но страны Азии не единственные, кто использует подобный подход. В России также наблюдается механизм софинансирования, участниками которого являются Российский инвестиционный фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Примером такого сотрудничества может служить строительство железнодорожного моста через Амур в Китай длиной в 2,2 километра. Результатом реализации данного проекта считается облегчение доступа к месторождениям черных и драгоценных металлов, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений и формирование территорий опережающего развития. Путь доставки грузов из России в Китай сократится на 700 километров.

Другим примером может служить Новый шёлковый путь (НШП) – это концепция новой транспортной сухопутной системы, связывающей Китай со странами ЕС. Маршрут проходит через Транссибирскую магистраль и Второй евразийский континентальный мост, то есть пролегает через Казахстан и Россию.

В сентябре 2013 года председатель КНР выдвинул идею Нового шёлкового пути под лозунгом «один пояс – один путь». Тогда предполагалось, что проект доставки грузов из Азии в Европу будет реализовываться в обход России.

В апреле-мае 2015 года было подписано российско-китайское соглашение о сотрудничестве в рамках Евразийского экономического союза. Тогда же был создан инвестиционный фонд для соответствующих целей.

В сентябре 2015 года Фонд Шелкового пути, ВЭБ и Российский фонд прямых инвестиций подписали соглашение о сотрудничестве в области инвестиций в российские и китайские проекты. Фонд Шелкового пути создавался в декабре 2014 года для инвестирования в инфраструктурные проекты.

В последующие годы планируется расширить Евразийский сухопутный мост и проложить железнодорожные пути по всем ключевым странам Азии и Закавказья.

В июне 2015 года один из самых длинных грузовых ж/д маршрутов был запущен. Поезда проходят из Китая в Германию через Россию. Этот проект является выгодным с точки зрения экономии времени, ведь поезд преодолевают расстояние в 2 раза быстрее, чем через Суэцкий канал.

Использование зарубежного опыта и государственно-частного партнёрства поможет России выйти на новый уровень и раскрыть свой транзитный потенциал в международной торговле. Также, следует направить усилия на повышение инвестиционной привлекательности российского бизнеса, перенимать зарубежный опыт: использовать новейшие китайские технологии в строительстве и инфраструктурном обустройстве.

1-2 ноября 2016 года в Москве прошел международный бизнес-форум «Россия-Азия: сотрудничество ради процветания». В форуме участвовали представители следующих стран: Россия, Китай, Япония, Корея, Индия, Казахстан, Белоруссия, Сингапур и Мьянма.

Цели форума акцентированы на повышении инвестиционной привлекательности национального бизнеса, создании и укреплении уже существующих торговых и логистических связей между Россией и азиатскими странами и продвижении совместных бизнес-проектов.

В рамках обсуждения сопряжения проектов Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза Почетный председатель Международной торговой палаты Шелкового пути (SRCIC) Джемаль Инаишвили отметил, что «Россия является одним из ключевых партнеров и участников нового Шелкового пути». Председатель Международной торговой палаты Шелкового пути (SRCIC) Лу Цзяньхун в свою очередь подчеркнул важность объединения общего потенциала участников Шелкового пути для развития будущих проектов, особенно в энергетике и сельском хозяйстве.

Президент Международного фонда Шелкового пути Дэвид Кьян назвал Шелковый путь важнейшим драйвером роста международной торговли. Он подчеркнул, что важно не только развивать взаимодействие государственных фондов, но и «фокусироваться на частном секторе в этом регионе».

Были представлены и конкретные инфраструктурные проекты, нацеленные на развитие альтернативных путей доставки грузов из Азии в Европу. Доклад о создании транспортно-логистического хаба на территории Псковской области представил Андрей Михеев, председатель Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике.

Итоги форума:

Подписание Рамочного соглашения о совместном создании платформы Международной торговой палаты Шелкового Пути (SRCIC) между Международной торговой палатой Шелкового Пути и Центром Инвестиций, Технологий и Торговли

Анонсирование открытия в России филиала Фонда Международной торговой палаты Шелкового пути

Презентация нового делового объединения – Ассоциации малых и средних экспортеров.

Настоящая инфраструктура не в состоянии обеспечивать растущие потребности экономики. Транспортная сеть развивается неравномерно, особенно это заметно в Сибири и на Дальнем Востоке. Низкие скорости перевозок, некачественные дороги, слабые звенья в разработанной транспортной инфраструктуре тормозят экономического рост не только восточных регионов, но и страны в целом. Для преодоления проблем, существующих на данный момент в данной области, необходима модернизация транспортно-логистической инфраструктуры, а, следовательно, разработка и реализация транзитной политики, направленной на укрепление позиций России в развитии евроазиатского сотрудничества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *