Теория конкурентных преимуществ (M.Porter) как основная теория современного международного бизнеса

Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера представляет собой сложный инструмент для анализа конкурентоспособности стран. Теория Портера способствует пониманию конкурентных преимуществ государств в международной торговле и производстве. Исследование начинается с отдельных отраслей, или кластеров отраслей, в которых применены принципы конкурентных преимуществ, затем фокус перемещается на экономику в целом. Поскольку фирмы, а не государства, соревнуются на международных рынках, понимание того, как фирмы создают и поддерживают конкурентное преимущество, является ключом к объяснению того, какую роль играют государства в этом процессе. Поэтому, суть рассуждений Майкла Портера состоит в том, что «национальное государство влияет на возможность фирм быть успешными в отдельных отраслях». Учитывая эту взаимозависимость, оказывается, что для того, чтобы делать выводы о конкурентоспособности конкретной отрасли, нужно учесть различные аспекты «бриллианта конкурентного преимущества страны» — те условия, что страна создаёт для развития экономики.

Майкл Портер рассматривает конкурентоспособность страны как функцию от четырех главных переменных:

Состояние факторов производства

Состояние спроса

Состояние смежных и вспомогательных отраслей

Стратегия, структура, и соперничество фирм

Даже при том, что эти детерминанты влияют на существование конкурентного преимущества всей страны, их характер свидетельствует о том, что они более специфичны для отдельной отрасли, чем типичны для страны. Причиной этому служит то, что в теории Портера базовой единицей анализа для понимания конкуренции является отрасль. Отрасль – это арена, на которой конкурентное преимущество выигрывает или проигрывает. Таким образом необходимо объяснить роль, которую сыграла национальная атрибутика: экономические условия стран, институтов и политики для развития способности фирм конкурировать в определенной отрасли.

1. Состояние факторов производства

Факторы производства, согласно стандартной экономической теории, определяют характер торговли и влияют на конкуренцию в любой отрасли:

Человеческие ресурсы: количество, навыки (квалификация), и стоимость труда (включая менеджмент)

Природные ресурсы: количество, качество, доступность, а также стоимость земных, водных, минеральных, лесных, гидроэлектро ресурсов и др.

Знания: аккумулированные научные, технические и экономические знания в сфере производства товаров и услуг

Капитальные ресурсы: запас капитала, имеющийся в стране и стоимость его развития

Инфраструктурные ресурсы: характеристики (тип, качество) и сумма затрат на использование доступной инфраструктуры.

Во время анализа этих факторов, как необходимых условий для построения конкурентного преимущества, относительно неважно подчеркнуть только их количество или участие в конкретной отрасли. Их влияние на конкурентоспособность определяет эффективность и результативность того, как они развиваются в отрасли.

Это напрямую влияет на их потенциал создания конкурентного преимущества. Тем не менее, продуктивное развитие не означает международный успех. Он может быть достигнут только при условии, что другие детерминанты в «бриллианте» способны благоприятно влиять на использование факторов производства. С точки зрения выделения факторов, которые являются наиболее значительными для создания конкурентного преимущества в контексте «бриллианта», среди них была установлена своеобразная иерархия.

В зависимости от количества инвестиций, необходимых для обладания конкретным детерминантом, факторы производства разделены на 2 группы: основные и дополнительные. Основные факторы могут пассивно передаваться по наследству, а значит, их создание требует относительно скромного или незначительно инвестирования. Они могут включать в себя натуральные ресурсы, климат, расположение, низкоквалифицированных рабочих и дебетовый капитал. В отличие от них, дополнительные факторы производства, которые можно сравнить с высококвалифицированным персоналом, современной коммуникационной инфраструктурой и тд, часто требуют значительных и устойчивых инвестиций для их развития. Факторы развития, которые могут быть достигнуты с помощью устойчивых инвестиций, предполагают создание конкурентного преимущества высшего порядка и, следовательно, представляют большое значение для конкурентоспособности.

2. Состояние спроса

Важность состояния спроса как фактора, влияющего на конкурентное преимущество, вытекает из факта, что в рыночной экономике направление производства, то есть виды товаров и услуг, которые производятся, определяются нуждами покупателей. Это значит, что независимо от состояния других детерминант в “бриллианте”, конкурентоспособность отрасли не может быть достигнута, пока условия спроса позволяют успешно реализовывать продукцию фирм. Внутренний спрос определяет скорость и характер совершенствований и инноваций. Источники этого влияния в контексте спроса подразделяются на три основных атрибута: состояние внутреннего спроса, размер и рост внутреннего спроса, и механизмы, с помощью которых предпочтения потребителей в стране передаются на зарубежные рынки.

Состояние внутреннего спроса определяется тем, как фирмы воспринимают, интерпретируют и отвечают покупательским потребностям. Можно выделить три характеристики внутреннего спроса, которые играют особую роль в достижении конкурентного преимущества. Одна из них относится к сегментации рынка. Это довольно благоприятно для повышения конкурентоспособности при условии, что соответствующий сегмент рынка представляет собой весьма заметную долю внутреннего спроса, но составляет менее значительную в других странах. Ещё более важная черта состояния внутреннего спроса – это характер потребителей на внутреннем рынке. Эта важность вытекает из факта, что придирчивые и требовательные покупатели оказывают давление на фирмы, что помогает преуспеть в качестве продукта и сервиса, поддержании приобретенного преимущества. Финальным атрибутом состояния внутреннего спроса, который может вдохновить на создание конкурентного преимущества, относится к опережающим нуждам покупателей. То есть внутренние потребители предвосхищают тенденции развития на мировых рынках. Они дают приоритет фирмам над их международными конкурентами путём заблаговременного указания на то, что будет широко известным позже.

Размер спроса и характер его роста. Для установления четкой взаимосвязи между внутренним спросом и конкурентным преимуществом следует рассмотреть ряд его характеристик. Один из них — размер внутреннего спроса. Его значение выражается в том, что в зависимости от масштабов внутреннего рынка можно было бы поощрять национальные компании с целью получения эффекта от масштаба, активно инвестировать в крупные объекты, развитие технологий и повышение производительности. Другим важным фактором, который может стимулировать деятельность, направленную на создание или укрепление конкурентного преимущества, является рост темпов внутреннего спроса. Последнее может побудить фирмы быстрее внедрять новые технологии и вносить изменения для повышения эффективности, не опасаясь, что от потребителей не будет ответа. Влияние этих двух факторов еще больше усиливается, если внутренний спрос характеризуется ранним насыщением.

Интернационализация внутреннего спроса. В то время как источник для создания конкурентного преимущества основывается на состоянии внутреннего спроса, его устойчивость определяется размером и характером роста. Экспорт национальных товаров и услуг за рубеж относится к третьему атрибуту внутреннего спроса – его способность усвоиться, прижиться. Этот атрибут ссылается на наличие мобильных или многонациональных местных покупателей, которые могли бы создать преимущество для фирм данной страны, поскольку отечественные покупатели также являются и зарубежными покупателями. Подразумевается влияние, оказываемое на нужды иностранцев. То есть представляется ещё один путь внедрения отечественный товаров в случаях, когда потребности и желания отечественных покупателей переносятся на иностранцев.

3. Состояние смежных и вспомогательных отраслей

Следующим фактором, влияющим на формирование конкурентного преимущества страны, является наличие в этой стране смежных и вспомогательных отраслей, являющихся конкурентными на мировых рынках. Конкурентоспособные на международном уровне отечественные поставщики создают преимущества для обслуживаемых ими отраслей несколькими способами. Прежде всего, они обеспечивают эффективные, своевременные, быстрые поставки наиболее эффективных (с точки зрения затрат производства) компонентов продукции и возможно это происходит на льготных условиях.

Тем не менее большее значение, чем просто доступ к составляющим и оборудованию, имеет преимущество в плане инновационной деятельности. Оно как раз обеспечивается наличием в стране смежных и вспомогательных отраслей. Это преимущество, основанное на существовании хороших рабочих отношений. Поставщики и конечные потребители, чьи предприятия расположены поблизости друг от друга, могут пользоваться теми преимуществами, которые дают короткие линии связи, быстрое и постоянное движение информации и непрестанный обмен идеями и изобретениями. Предприятия могут оказывать влияние на техническую политику своих поставщиков и способны предоставлять им возможность испытать результаты их исследований и разработок, а это, в свою очередь, ускоряет инновационный процесс.

Наибольшую выгоду национальные компании получают в том случае, когда их поставщики сами участвуют в конкурентной борьбе на глобальных рынках. Ведь когда в стране проводится политика по созданию поставщиков, зависящих от отечественной промышленности на столько, что н

е могут обслуживать ее иностранных конкурентов, это в итоге даёт совсем не результаты. По той же логике государству не обязательно быть конкурентным во всех отраслях, занимающихся поставками, для обретения компаниями конкурентоспособности в конечной отрасли. Предприятия способны импортировать какие-либо комплектующие, материалы, технологии без значительных потерь в качестве товаров или торможения инновационной деятельности. Это относится к самым различным технологиям – например производство электроники или программного обеспечения, – где отрасль представляет собой узкую область применения для исходных продуктов.

Конкурентоспособность смежных отраслей на внутреннем рынке обеспечивает аналогичные выгоды: движение информации и взаимообмен техническими достижениями способствуют ускорению внедрения инноваций и усовершенствований. Наличие в стране смежной отрасли, кроме того, повышает вероятность приобретения фирмами новых навыков, а также обеспечивает приток новых работников и компаний, которые могут приносить с собой новаторский подход к ведению конкурентной борьбы.

4. Стратегия, структура и соперничество фирм. Условия и общее положение дел в государстве значительно влияют Сложившиеся в стране обстоятельства и обстановка значительно влияют на характер формирования и регулирования деятельности компаний, так же как и на тенденции конкурирования меду отечественными фирмами. В качестве примера можно рассмотреть Италию, где зачастую именно предприятия малого и среднего бизнеса, которые принадлежат частным лицам или находятся в семейном управлении, добиваются успеха в международной сфере. А вот в Германии, наоборот, обычно компании организованы в соответствии со строгой иерархией, руководители имеют техническое образование.

Для успеха в конкурентной борьбе важное значение имеют имиджевый маркетинг и стремительное внедрение новых характеристик и моделей продукции.

Различия между странами определяют отличия в целях, которые перед собой ставят национальные компании. В этих целях отражаются характерные национальные черты определенного государства, например, системы оплаты труда менеджеры или рынков капитала. Опять же в Германии, или в Швейцарии, акционеры распоряжаются капиталом, основная часть которого принадлежит банкам, ориентируясь на долгосрочные перспективы. Торговые операции с акциями производятся редко.

Компании могут добиться успеха в тех отраслях экономики, которые уже раскрыли свой потенциал, созрели; где инвестирование в исследования и разработки играет важную роль, не игнорируется. И при этом фирмы могут получать средние доходы, не оправдывающие ожидания владельцев. В Соединенных Штатах же, наоборот, капитал зачастую вкладывают в нестабильные, рискованные операции. Там широкое распространение получили операции с акциями открытых компаний, и инвесторы обращают своё внимание на квартальную и годовую динамику курсов акций.

Мотивация к труду и повышению квалификации также сильно влияет на формирование конкурентного преимущества. В любом государстве талантливые, образованные, способные люди представляют собой ценный и дефицитный. К тому же стоит отметить существование такого явления как «утечка мозгов», которое не может оставаться без внимания в силу своей значимости. Успех страны также зависит и от того, какие тип образования, место работы, сферу деятельности выбирают одарённые люди.

Что же оказывает влияние на распределение трудовых ресурсов и капитала в стране? Это в первую очередь цели, которые задаются и отдельным людям, и компаниям институтами и ценностями конкретной страны, а также престиж, который они придают отдельным отраслям экономики. А это распределение непосредственно влияет на конкурентоспособность различных отраслей экономики.

Обычно, страны становятся конкурентоспособными в тех областях деятельности, которые высоко ценятся их гражданами или от которых ее граждане зависят, то есть там, где появляются «национальные герои». В Швейцарии, например, такими областями становятся банковское дело и фармацевтика. А в Израиле это сельское хозяйство и к оборонная деятельности. Бывает трудно отличить причину от следствия. Достижение международного успеха может сделать ту или иную отрасль экономики престижной, что усиливает ее преимущество над конкурентами. Наличие сильных отечественных конкурентов представляет собой заключительный стимул для создания и удерживания конкурентного преимущества.

Можно утверждать, что из всех точек рассматриваемого «бриллианта» соперничество внутри страны имеет наиболее важное значение вследствие того мощного стимулирующего воздействия, которое оно оказывает на все остальные факторы.

Принято считать, что конкуренция внутри страны опустошительна: она приводит к дублированию усилий и не позволяет фирмам добиваться экономии от масштаба. «Правильное решение» заключается в том, чтобы благоприятствовать одному-двум национальным чемпионам — фирмам, чьи масштабы и сила позволяют им вести борьбу с зарубежными конкурентами, и с благословения правительства гарантировать им доступ к необходимым ресурсам. На самом деле, однако, большинство национальных чемпионов неконкурентоспособны, несмотря на щедрые субсидии и защиту, обеспечиваемые им правительствами соответствующих стран.

Динамичное развитие оказывается более важным, чем статическая эффективность, его уникальным стимулятором является внутренняя конкуренция. Как и любого рода соперничество, внутренняя конкуренция оказывает давление на компании, подталкивая их к разработке инноваций и модернизации своей деятельности. Как следствие, наблюдается снижение расходов, улучшение качества товаров и предоставления услуг, создание современной продукции и внедрение новейших технологических процессов.

Майкл Портер обращает внимание на роль правительства в создании конкурентного преимущества. Оно может быть не только позитивным, но и негативным. Также Портер заявляет о том, что зачастую фирмы, успешно действующие на мировой арене, охватывают по своей деятельности и определяют уровень развития целого кластера. Группы отраслей формируются и распространяются, отражая динамику конкурентных преимуществ страны, однако они могут также сворачиваться и распадаться.

Теория М. Портера сочетает в себе как элементы классических теорий, в которых рассматриваются факторы производства страны, так и элементы современных теорий, ориентированных на деятельность отдельных фирм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *