Анализ результатов исследования женского предпринимательства в городе Элисте Республики Калмыкия

Для эмпирической проверки данных, изложенных в выпускной квалификационной работе проведено интервью среди женщин-предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в г. Элисте Республики Калмыкии. Анкета, составленная автором, находится в Приложении 1. В интервью приняло участие 10 женщин-предпринимателей.

Такой подход дает возможность измерить особенности гендерного уклада малого предпринимательства на региональном уровне и оценить факторы, влияющие на гендерные различия в таком предпринимательстве, выявить его роль женщины-предпринимателя в экономической жизни города Элисты, определить сферы деятельности, которыми занимаются женщины.

Формулировка и обоснование проблемы социологического исследования: На современном этапе развития города Элисты разницы между женским и мужским малым предпринимательством практически отсутствуют.

Актуальность исследования гендерных особенностей женского предпринимательства на региональном уровне вызвана возрастанием числа женщин, занимающихся предпринимательством.

Цель исследования. Выяснить, имеются ли какие-либо факторы, влияющие на развитие женского предпринимательства в городе Элисте.

Объект и предмет исследования: малые предприниматели

Предмет исследования: предпринимательская деятельность

Для успешной реализации целей и задач исследования, получения информации принято решение применять метод интервью в данном социологическом исследовательском проекте. Интервью является одним из наиболее распространённых видов социологического исследования.

Все опрошенные предприниматели (100%) находятся в возрастной группе от 25 лет. Из них 30% в возрасте от 25до 30 лет и 70% женщин в возрасте старше 35 лет (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Возраст опрошенных предпринимателей

Судя по результатам исследования 90% опрошенных женщин-предпринимателей проживают на территории города Элисты более 3 лет и только 10% от 6 месяцев до 3 лет. Необходимо отметить, что ответ менее 6 месяцев не был выбран ни одним из респондентов, что свидетельствует о том, что сфера предпринимательской деятельности в городе Элисте более лояльна к лицам, долгое время проживающих на этой территории, знающих потребности населения и местные особенности (диаграмма 2).

Диаграмма 2.Проживание в городе Элисте

Также выяснилось, что 80 % предпринимателей, осуществляют свою предпринимательскую деятельность более 3 лет, от года до трех только 20%, менее 1 года ответы отсутствовали.

20% опрошенных высказались о том, что осуществляют свою деятельность в одиночку, у 30% до 5 сотрудников и у 50% более 5 сотрудников (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Количество сотрудников

Необходимо отметить, что 90% женщин-предпринимателей осуществляют свою деятельность в форме ИП, 10% в форме ООО.

Что касается образования опрошенных женщин, то ситуация выглядит следующим образом. (Диаграмма 4). Как следует из представленных результатов, 70% женщин-предпринимателей имеют высшее образование, 20% среднее специальное образование, 10% — неполное высшее.

Диаграмма 4. Уровень образования

Что касается сферы деятельности, то во всех случаях она различна:

Кафе быстрого питания;

Торговля санитарно-инженерным оборудованием (магазин сантехники;

Торговля сантехникой и строительных материалов;

Продажа женский и мужской одежды, аксессуаров;

Торговля детской одеждой и аксессуарами;

Парикмахерская Эконом-класса;

Продуктовый магазин;

Салон красоты;

Строительство;

Фотоцентр.

Как видно из представленного списка, некоторые из областей деятельности сложно назвать «женскими», например, сферу строительства или торговлю санитарно-инженерным оборудованием. Это свидетельствует о том, что гендерные границы сфер деятельности в предпринимательстве постепенно размываются и в настоящее время женщине доступно осуществление малого предпринимательства практически в любой области, а не только в тех, которые считаются «женскими».

Из проблем, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, были выделены:

— конкуренция,

— взаимодействие с контролирующими службами,

— поиск персонала,

— проблемы с поиском клиентов из-за нестабильной финансовой ситуации,

— проблема с поиском закупщиков,

— высокие налоги.

Необходимо отметить, что перечисленные проблемы характерны для предпринимателей в целом, а не только для города Элисты, вместе с тем, некоторые из них, наиболее сильно проявляются в рамках небольшого города. К одной из таких проблем, можно отнести проблему поиска персонала. Например, директор Салона красоты VIP-персона в своем интервью отметила: «С поисками персонала бывают проблемы, т.к нет никаких учебных пособий. В Калмыкии нет учебных центров, которые бы готовили специалистов в этой сфере. Есть только Медрл-плюс, но там преподавателей самих надо учить». Характерен и тот факт, что проблему с поиском персонала выделила не только директор салона красоты, но и иные предприниматели, сферой деятельности которых являются услуги. Так, рассматриваемую проблему отметили также в сфере питания и строительства.

Респондентам было предложено ответить на вопрос о том, связаны ли перечисленные проблемы, с особенностью регионального развития бизнеса именно в городе Элисте Республики Калмыкия или имеют общероссийский характер. Так, директор кафе быстрого питания ответила: «Думаю, что да, связаны. Город маленький, а проблемы большие». Директор магазина сантехники и строительных материалов при этом отметила, что: «Это проблемы любого маленького города», директор салона красоты пояснила, что только некоторые из проблем можно отнести к региональным, иные носят общероссийский характер: «Проблема только с поиском персонала. Думаю, да, это проблема маленького города, т.к. у нас нет возможности получить тех знаний, которые необходимы в этой сфере». Вместе с тем, большинство респондентов ответили, что все перечисленные проблемы носят общероссийский характер. Необходимо отметить, что как было указано ранее, выяснилось, что большинство респондентов длительное время проживают на территории города Элисты и длительное время осуществляют свою предпринимательскую деятельность именно на территории этого города, в связи с чем выявление именно региональных проблем для них представляется затруднительным, ввиду отсутствия опыта ведения предпринимательской деятельности в других регионах.

Респондентам также было предложено ответить на вопрос о том, возникают ли в профессиональной деятельности проблемы, связанные с гендерными противоречиями. Директор кафе быстрого питания ответила: «Через дорогу у мужчины такое же заведение, и у нас с ним острая конкуренция на протяжении двух лет. Если это можно назвать противоречиями, то да, возникают». Остальные респонденты отметили, что таких проблем не было и в настоящее время они не возникают.

Представляется, что вопрос конкуренции сложно отнести именно к гендерным противоречиям, поскольку такая проблема могла возникнуть, даже если у конкурентного предприятия во главе стояла женщина, либо если оба кафе возглавляли мужчины.

На вопрос о причинах начала предпринимательской деятельности женщины отвечали по-разному. Так, директор кафе ответила, что «хотела ресторан, это моя сама заветная мечта. Но денег хватило только на бистро. Но я не сдаюсь и в скором времени на этом месте будет самый лучший ресторан». Желание самореализоваться, выделила директор магазина сантехники, директор парикмахерской, директор продуктового магазина. Директор магазина сантехники и строительных материалов пояснила: «Финансовый вопрос, и желание самореализации. Я не хотела работать на кого-то, я хотела работать на себя». Директор магазина одежды, директор фирмы, занимающейся строительством и директор фотосалона отметили финансовый вопрос среди основных причин. Директор салона красоты пояснила: «Я хотела иметь что-то свое. На тот момент, это были 90-е годы, я хотела с подругой открыть химчистку. Но у нее не получилось, и я решила сама открыть салон красоты именно высокого уровня, на тот момент их было очень мало. Сейчас же в силу конкуренции я бы не решилась открывать салон».

Как видно из представленных ответов, среди основных факторов начала занятия предпринимательской деятельности можно выделить:

— финансовый вопрос,

— желание самореализации,

— желание работать на себя,

— желание реализовать мечту по открытию бизнеса в определенной области.

Интересен при этом также вопрос о том, каким образом женщины-предприниматели заработали стартовый капитал на открытие бизнеса и помогает ли им кто-то в ведении бизнеса.

Среди ответов присутствовали следующие варианты:

— Я продала дом и машину. Жила временно с родителями. Родители поддерживают. Они моя единственная опора,

— Продала дом. Семья меня поддерживает,

— Долгое время я с супругом работали в Испании. Когда заработали определенную сумму денег, решили возвращаться домой. Помогает супруг.

— Стартового капитала не было. Просто выкручивалась, занимая деньги у друзей и родственников. Семья поддерживает.

— Брала кредит. Семья поддерживает во всем.

— Помогал супруг.

— Мама дала.

— Это были семейные сбережения. Да, конечно поддерживают. Реагируют положительно, не было никогда недовольств. Все понимают, что в первую очередь это и делается для семьи.

— Брала определенную сумму денег в кредит. Да, конечно все поддерживают.

— Помогал супруг.

Как видно из представленных ответов, огромную помощь, в том числе финансовую, для большинства предпринимателей, в свое время оказали супруг или родители, это характерно в сочетании с тем, что для большинства предпринимателей именно финансовый вопрос был причиной начала собственного бизнеса. Полагаю, что данный фактор можно выделить среди основных гендерных особенностей малого предпринимательства. Предпринимательская деятельность, это бесспорно, деятельность, связанная с риском. Учитывая возраст опрошенных женщин, многие из них уже состоят в брачных отношениях, имеют детей. Мужчины в таком возрасте, более подвержены страхам за финансовое состояние своей семьи. Автором работы задан вопрос 10 семейным мужчинам, о том, смогли бы они, в случае увольнения с основной работы, попытаться организовать свое дело на последние семейные деньги. 9 из 10 опрошенных ответили отрицательно, пояснив, что в таком состоянии предпочли бы устроиться на менее оплачиваемую работу, с целью «прокормить семью». 8 из 10 опрошенных, на вопрос о том, как бы ваша семья отнеслась к тому, что вы бы занялись бизнесом, пояснили, что супруга, скорее всего, была бы против, поскольку это рискованно, доход может быть нестабильным и можно потерять все вложенные деньги. Среди сдерживающих факторов, отмечалось наличие детей, низкий доход супруги или ее нахождение в декретном отпуске, высокая конкуренция на рынке города Элисты, которая занята предпринимателями еще в 1990-2000 годах, низкое финансовое благосостояние жителей города Элисты.

На вопрос о том, какими качествами личности должна обладать женщина-предприниматель респонденты ответили следующее:

— Женщина в бизнесе должна быть жесткой и непробиваемой.

— В принципе, как и мужчинам всеми теми же качествами. Целеустремленность, коммуникабельность, сила характера.

— Женщина должна быть сильной. Иметь свой бизнес дело не из легких.

— Не стоять на одном месте.

— Терпение и трудолюбие.

— Порядочность в первую очередь, затем доброта, терпение. Как мастера мы должны быть уравновешенными людьми.

— Она должна быть с закаленными характером, стойкая.

— Главное находить общий язык с людьми.

— Ответственность. На самом деле многими качествами должна обладать, но самое главное это ответственность.

— Чтобы быть успешной, надо быть бесстрашной. Женщина не должна быть ранимой. Должна стойко переносить все трудности.

Как видно из представленных респондентами ответов, женщину-предпринимателя должны, как минимум, характеризовать такие качества, как ответственность, стойкость, трудолюбие, коммуникабельность. Представляется, что такие качества должны характеризовать и мужчин-предпринимателей, и не могут быть расценены как гендерные особенности малого предпринимательства.

На вопрос о том, существует ли на ваш взгляд разница между женским и мужским бизнесом в Российской Федерации, большинство респондентов ответили отрицательно. Как отметила директор магазина детской одежды: «Я думаю, что это разница осталась где-то в 90-х. Сейчас же, как и женщина так и мужчина могут заниматься одинаковым делом».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что согласно проведенному интервью среди 10 женщин-предпринимателей в городе Элисте Республики Калмыкии, основными региональными проблемами для бизнеса являются:

— отсутствие квалифицированных специалистов,

— низкое финансовое благосостояние населения города,

— растущая конкуренция.

Респондентами было отмечено, что какие-либо гендерные противоречия в осуществлении в настоящее время предпринимательской деятельности отсутствуют в принципе, в связи с чем, не представляется возможным выявить региональные особенности таких противоречий.

Вместе с тем, автором выявлена следующая особенность женского предпринимательства. Как видно из результатов исследования, большинство женщин-предпринимателей получали финансовую поддержу от своей семьи, в том числе от супругов на открытие своего бизнеса, в совокупности с утверждением о том, что желание самореализоваться, было существенным, при занятии такой деятельностью, можно прийти к выводу о том, что женщинам-предпринимателям, в некотором роде проще решиться на занятие своим делом, в том числе ради самореализации, чем мужчинам, поскольку за их спиной имеется опора (в том числе финансовая) в виде родителей или супруга. Для мужчин, такое решение дается сложнее, поскольку именно они, традиционно, выступают в качестве финансовой опоры супруги и своих родителей. Практически все исследователи, изучавшие до революции 1917 г. быт калмыков, отмечали особое положение женщин в калмыцком обществе. Она пользовалась большей свободой и самостоятельностью, нежели представительницы слабого пола других народов, вероятно, это может быть расценено в качестве одной из причин, почему, в настоящее время, женщины-предприниматели не испытывают гендерных противоречий при осуществлении предпринимательской деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *