Характеристика факторов гендерного уклада малого предпринимательства в городе Элисте

Представляется, что особенности гендерного уклада малого предпринимательства в городе Элисте необходимо рассмотреть на основе анализа исторического отношения в женщине в городе Элисте, и в Калмыкии в частности.

Практически все исследователи, изучавшие до революции 1917 г. быт калмыков, отмечали особое положение женщин в калмыцком обществе. Она пользовалась большей свободой и самостоятельностью, нежели представительницы слабого пола других народов. И даже соседство с кавказскими народами не повлияло на отношение мужчин-калмыков к женщинам. «Калмыки тем разнятся от племен, исповедующих ислам, что у них женщина имеет человеческое, а не рабское значение. У многих мухаммедан, хотя и не у всех и не в одинаковой степени, она исключена из общения с мужским полом не только в забавах, но и даже в молениях. У калмыков права женщины уравновешены и в том, и в другом случае с правами мужчины».

В России в 1649 г. «Соборным уложением» официально укрепилось крепостное право, а калмыки за девять лет до этого в «Степном уложении» 1640 года посвятили 22 статьи правовому положению женщины. Помимо ответственности, здесь были закреплены и права женщин, в том числе на жизнь и государственную охрану достоинства, защиту своей чести и доброго имени. Хотя телесные наказания в отношении её применялись, смертной казни она не подвергалась.

Кроме того, калмычка могла иметь в собственности личное имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Она могла рассчитывать на материальное обеспечение по возрасту, в случае вдовства, бездетности.

Чем же заслужила калмыцкая женщина такое положение в обществе? Исследователи отмечали в калмычке страстную любовь к детям, преданность своей семье, дому, привязанность к мужу. В повседневной жизни калмыки считали ниже своего достоинства заводить ссоры с женщиной. Даже в состоянии алкогольного опьянения, когда калмыку «все нипочем, только против женщины он не забудется, как бы хмель не омрачил его ум».

Калмыки никогда не считали, что место женщины – лишь на кухне. Калмычка «своим характером, нравственностью и благоразумием умела себя поставить в самое прочное положение. Она часто приобретает большое нравственное влияние на мужа …».

Конечно же, кочевой образ жизни наложил отпечаток на взаимоотношения мужчин и женщин в калмыцком обществе. Калмычке приходилось нести тяготы жизни наравне с мужчинами, порой принимать участие и в сражениях. Поэтому мужчины с уважением относились и до сих пор так относятся к слабому полу, которого таковым по внутренним качествам не считают. Мужчины и сегодня прекрасно понимают, что в трудные времена женщина сможет поддержать его и спасти семью. Если вспомнить годы депортации, то в ссылку в основном были отправлены женщины, старики и дети – ведь практически все трудоспособное мужское население Калмыкии находилось на фронте, а затем отправлено в Широклаг.

Конечно же, калмыки с особым почтением относились к женщине-матери, которая, как считалось, должна обладать девятью добродетелями: быть светла и чиста душой и телом, искусной мастерицей, опорой мужу, уважительной к его родне, почтительной к старшим и пр. Также ей следовало оберегать себя от пяти скверн: «не соблазнять мужчин», «не завидовать другим», «не поддаваться дурным помыслам», «не быть жадной», «не заниматься пустым делом».

Современные исследователи считают, что эти качества вошли в ментальность и стали частью исторической памяти народа. Сегодня калмычка это – образованная, целеустремленная, энергичная, сильная, порой властная женщина, которая самостоятельно принимает важные решения в своей жизни, активно участвует во всех общественных сферах. И она по-прежнему надежный партнер мужу и фанатично заботливая мать.

Представляется, что рассмотренные факторы влияют на гендерный уклад предпринимательской деятельности в городе Элисте Республики Калмыкии и в настоящее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *