Основные направления совершенствования женского предпринимательства

В настоящее время жизненная стратегия женщин определяется в зависимости от отношений исследуемой группы женщин к таким видам жизнедеятельности, как: семья, образование, предпринимательство, профессия, общественно-политическая деятельность, другие, то есть подчинены их интеграционной включенности в общественные процессы, степени ее адаптированности в социуме.

Семейно-ориентированные и профессионально-ориентированные модели реализации жизненных потребностей являются для них главенствующими и находятся в состоянии конкуренции.

Женское предпринимательство в нашей стране весьма разнообразно по своим формам и способам бизнеса. Активизируется бизнес, который традиционно считается женским: торговля, сервис, салоны моды и красоты. Женщины с предпринимательской жилкой не ограничиваются освоенными сферами, они вторгаются в типично мужские отрасли бизнеса и завоевывают новые рубежи.

В настоящее время, по данным, для женщин- предпринимателей, открывающих собственно дело, характерны следующие мотивы: ориентированность на высокую прибыль; освобождение от начальства; самостоятельность; самореализация; занятие любимым делом.

Согласно отечественным источникам, рассматривающим проблемы женского предпринимательства, для современных женщин- предпринимателей в достаточной мере характерна нацеленность на материальные достижения. Однако, по мнению А.Е.Чириковой, материальный мотив в деятельности женщин-предпринимателей не является единственно доминирующим: в числе других определяющих мотивов – наравне с получением высоких доходов – следует назвать такие мотивы, как профессиональный интерес и самореализация.

На основе существующих публикаций, исследующих данную проблематику выделим три основных способа вхождения женщин в предпринимательскую деятельность, обосновывающих их систему мотиваций.

  1. Связан с теми жесточайшими материальными проблемами, в которых оказались многие россиянки после начала в стране реформ. Женщины, оставшиеся без работы, были вынуждены заняться коммерческой деятельностью. Чаще всего такая работа не была связана с прежней профессией, а имела отношение к торговле и посреднической деятельности. Такой способ адаптации к рыночным отношениям характерен, на наш взгляд, для второй и четвертой групп семейно-профессиональной ориентации по В.Брайсон.
  2. Стимулировался внешними обстоятельствами, которые подталкивали женщин к тому, чтобы взять на себя дополнительную ответственность. Этот способ получил распространение в период смены форм собственности в ходе системных реформ. Чаще всего здесь встречаются представительницы административного управления в сфере бытовых услуг, в которых имеется традиционное преобладание женщин. Такой путь вхождения в бизнес характерен в большей степени для представительниц второй группы, ориентированных в равной степени на работу и семью.
  3. Это женщины, четко ориентированные на бизнес как самоцель (представительницы третьей группы, имеющие осознанную ориентацию на построение карьеры). Отметим, что россиянки в первой и четвертой группах, преимущественно сконцентрированные на семье, не получали реальной возможности развития своего бизнеса. Характерная для них самозанятость, дает возможность иметь им дополнительный источник дохода в большей социальной защищенности женщин, занимающихся домашним хозяйством. Женский вопрос остается наиболее проблематичным и обсуждаемым на всех уровнях власти. В настоящее время это одно из приоритетных направлений в социальной политике РФ.

Уровень развития предпринимательства определяют три фактора, носящих социальный характер: мобильность рабочей силы, развитость традиций предпринимательства, сложившихся в обществе, качество поддержки. В этих условиях, на наш взгляд, должна быть создана возможность для женского бизнеса, участвовать в развитии социальных услуг, что является одним из направлений социального предпринимательства. Создание условия для развития частного сектора в соцсфере при финансовом участии государства, позволило бы улучшить демографическую ситуации в регионах, в том числе в городе Элисте Республики Калмыкии. Ведь по оценкам экспертов доступность социальных услуг для детей – один из главных факторов, способствующих росту рождаемости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня женское предпринимательство — весьма перспективное направление, имеющее особую социальную значимость. Нестабильная экономика во времена кризиса способствует дальнейшему подъему женского предпринимательства. Именно женщины активно приобретают навыки управления фирмами в ситуации неопределенности, опираясь на свою внутреннюю гармонию и интуитивный подход к решению проблем. Многие женщины-предприниматели открывают бизнес, движимые материальными и социальными обстоятельствами, вынуждающих их брать ответственность на себя. Лишь немногие деловые женщины реализуются в бизнесе как личности.

Изучая структуру мотивации женщин и мужчин-бизнесменов, В.В.Бодрова пишет, основные различия между ними: бизнес-деятельность у женщин в гораздо большей степени сконцентрирована на состояниях и ощущениях людей, находящихся в ее окружении, за которых она несет свою ответственность. Внутренняя ее сензитивность порождает ту особую восприимчивость к состоянию других людей, которая в большой мере способствует регулированию мотивационного

Самомотивированность женщин, которые активны в бизнесе, более динамична, чем у мужчин, профессионально реализующих себя в бизнесе. Состояние фирмы; команда, с которой она делает бизнес; финансовое давление, высвобождающееся на нее; личная ее самооценка и т.п. являются факторами, определяющими иерархию ценностей в системе ценностей предпринимательниц. Для женщин, развивающих свой бизнес, со временем достаточно важным становится профессиональный рост; они предъявляют к себе достаточно высокие профессиональные требования.

Находясь в бизнес-пространстве, деловые женщины быстро ориентируются и переосмысляют свои профессиональные возможности. Такой мотив, как самоутверждение, занимает довольно высокую позицию в системе мотивов женщин-предпринимателей г. Элисты Республики Калмыкия. Характерно, такие данные сходятся с материалами международных исследований, но идут в разрез с общероссийскими данными.

Важно отметить, что исторически сложилось то, что калмычка это – образованная, целеустремленная, энергичная, сильная, порой властная женщина, которая самостоятельно принимает важные решения в своей жизни, активно участвует во всех общественных сферах.

Рассмотренные факторы влияют на гендерный уклад предпринимательской деятельности в городе Элисте Республики Калмыкии и в настоящее время.

В ходе исследования, установлены следующие особенности женского предпринимательства в городе Элисте:

Женщины-предприниматели не испытывают каких-либо проблем, связанных с гендерной дискриминацией или гендерными противоречиями;

Женщины-предприниматели занимаются бизнесом не только в свойственных женщинам сферах, но и строительстве, продаже сантехнического оборудования и др.

Основными мотивами для занятия предпринимательской деятельностью выступают самовыражение и финансовое обеспечение,

Стартовый капитал на открытие собственного бизнеса, зачастую, предоставляется родителями или супругом, которые в дальнейшем также помогают с осуществлением предпринимательской деятельности.

Большая часть женщин-предпринимателей старше 35 лет.

Предпринимательской деятельностью в городе Элисте занимаются лица, длительное время или всю жизнь проживающие на территории этого города.

Выводы, полученные в рамках теоретических исследований и эмпирическое подтверждение данных об особенностях предпринимательства разделенного по гендерному признаку, говорят о разнообразии подходов к определению исследуемых феноменов, вместе с тем, как показывает практика, какие-либо сложности и проблемы, связанные с гендерными противоречиями, в настоящее время отсутствуют.

В нынешних условиях, на наш взгляд, должна быть создана возможность для женского бизнеса участвовать в развитии социальных услуг, что является одним из направлений социального предпринимательства. Создание условия для развития частного сектора в соцсфере при финансовом участии государства, позволило бы улучшить демографическую ситуации в регионах, в том числе в городе Элисте Республики Калмыкии. Ведь по оценкам экспертов доступность социальных услуг для детей – один из главных факторов, способствующих росту рождаемости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *