Понятие консалтинга в области информационных технологий

🙂

Скачать текст в WORD

Понятие «консалтинг» в России считается недостаточно определенным. Практически любая организация, которая работает на рынке информационных технологий, может заявлять о предоставлении ею определенных консалтинговых услуг. Что же необходимо подразумевать под консалтингом на самом деле? Какие требования предъявляются к консалтинговым структурам?

Шарков Ф.И. рассматривает консалтинг как «деятельность специализированных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, покупателей, политических деятелей, работников социальной сферы по широкому кругу вопросов экономической, финансовой, хозяйственной, политической, социальной, культурной и другой деятельности».

По мнению Посадского А. П. консалтинг – это предпринимательская деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг.

По утверждениям Цирлина С. консалтинг является профессиональной помощи владельцам и менеджерам высшего управленческого звена по выявлению проблем, анализу, выработке рекомендаций по их решению и содействию внедрения принятых решений при необходимости.

Консалтинг – это деятельность эксперта либо целой организации, которые занимаются стратегическим планированием проекта, анализом и формулированием требований к информационной системе, разработкой системного проекта, а в некоторых случаях – созданием приложений.

Деятельность консалтинговой структуры, которая предоставляет широкий спектр услуг, должна подчиняться ряду положений, важнейшими из которых являются следующие:

1. Консалтинговая компания должна владеть технологией решения вопросов, необходимыми навыками и способностями в установлении организационного диагноза, а также основными методиками исследования.

2. Консалтинговая компания должна оказывать заказчикам помощь в использовании их собственного опыта для постоянной оптимизации своей деятельности.

Однако все это до стадии программирования либо настройки каких-либо уже действующих целостных систем управления государственными структурами, выбор которых и реализуется на основании системного проекта. И ни в коей степени сюда не будет входить системная интеграция. Консалтинг может предварять и регулировать указанные стадии.

Возникновение консалтинговых фирм обусловлено тем, что руководители большей части организаций не способны самостоятельно справляться с возникшими проблемами, и, в результате, появляется понимание того, что нужно оплачивать не только программное и аппаратное обеспечение, но и предложения по переустройству государственных органов.

В процессе создания консалтинговых проектов следует выделить такие цели, как:

1. представление деятельности государственного органа и используемых им технологий в качестве иерархии диаграмм;

2. совершенствование организационной структуры управления;

3. упорядочивание информационных потоков, в частности документооборота;

4. разработка предложений по формированию эффективных технологий деятельности государственного органа и его взаимодействию с внешней средой;

5. исследование положений и разработка спецификаций корпоративных информационных систем;

6. рекомендации и предложения по применению действующих систем управления.

Демократическое развитие рынка консалтинговых услуг определяет его функциональное применение в государственном сегменте управления, а также неотъемлемость его улучшения, как в высших органах власти, так и в органах самоуправления.

При грамотном применении консалтинга в государственном сегменте оказания услуг, можно достичь улучшения уровня их качества, и уменьшить негативное воздействие, которое зачастую образуется в диалоге между гражданином и государством.

Государственный консалтинг будет, в первую очередь, акцентирован на эффективности деятельности субъектов федерации и муниципалитетов, т.е. деятельности, которая будет оцениваться по осуществлению целевых программ, как местного, так и регионального, федерального масштаба. Помимо этого, от активного участия каждого получателя бюджетных средств зависит количество предоставляемых от вышестоящего уровня денежных средств.

Очевидно, что большинство регионов недополучают средства из федерального бюджета на расселение старых домов, ремонт дорог, строительство спортивных зданий лишь из-за того, что они в срок не могут представить нужные документы, и не могут обеспечивать необходимое встречное финансирование.

Для эффективного развития региона органам власти необходима полноценная консультация, которая даст возможность не растрачивать бюджетные средства на цели, которые не приносят существенного роста, не привлекают потенциальных инвесторов и внимание федерального центра:

1. Консультация по аспектам определения так именуемых «точек роста», вокруг которых в среднесрочной перспективе будет выстроено развитие региона.

2. Услуги по созданию концепции, которая будет связана с действующей инфраструктурой и человеческими ресурсами.

3. Консультация и создание соответствующей программы и подробная разработка по всем ее пунктам «дорожных карт».

4. Поиск заинтересованных в принятии участия в программе местных и сторонних государственных организаций, федеральных предприятий.

5. Исследование внутренних резервов региона.

6. Услуги по подготовке пакета документации для принятия участия в соответственной федеральной программе.

Лишь при столь детальной разработке каждого направления можно предполагать то, что развитие региона будет поддерживаться крупнейшими денежными вливаниями.

Демократическое развитие рынка консалтинговых услуг определяет его функциональное применение в государственном сегменте управления, а также неотъемлемость его улучшения, как в высших органах власти, так и в органах самоуправления.

При грамотном применении консалтинга в государственном сегменте оказания услуг, можно достигнуть улучшения уровня их качества, и уменьшить негативное воздействие, которое зачастую образуется в диалоге между гражданином и государством.

Консалтинг в области информационных технологий стал наиболее востребованным, который характеризуется, с одной стороны, ростом информационных потребностей государственных организаций, а с другой — увеличением предложений со стороны компаний, которые производят информационные системы – вычислительную технику, программное и методологическое обеспечение.

Информационный консалтинг организован как проект, и содержит в себе следующие этапы:

1. Управленческий анализ предметной сферы, где будет внедрена информационная система. Обнаружение потребностей в автоматизации бизнес-процессов, формирование информационной среды и систем поддержки принятия решений, а также рационализация и стандартизация технологий работы менеджеров и специалистов.

2. Создание системы моделей предметной сферы: структурной, функциональной, имитационной и многих других, которые позволяют охарактеризовать ее текущее состояние «Как есть». Обнаружение проблем и недостатков выбранной модели, оценка вероятных трудностей и рисков введения информационных технологий.

3. Создание модели «Как должно быть», которая направлена на рационализацию действующей организационной системы. Обеспечение роста ее эффективности, как посредством уменьшения расходов, так и посредством достижения успешных результатов.

4. Разработка, опираясь на имеющиеся модели, эксплуатации и развития информационной системы.

5. Формирование технического проекта информационной системы.

6. Создание бизнес-плана ее введения, которое отображает неотъемлемые организационные изменения, для осуществления модели «Как должно быть».

7. Выполнение административных действий по реализации проекта с доведением до специалистов компании приказов и распоряжений, создание проектной команды, разработка системы стимулов, организация условий труда.

8. Принятие изменений в системе должностных обязанностей и регламентах деятельности сотрудников, а также реализация неотъемлемого обучения и переквалификация специалистов компании.

9. Поэтапное введение информационной системы:

– покупка и установка нужного оборудования и программного обеспечения;

– настройка программного обеспечения под потребности клиента согласно техническим требованиям и формирование нужных баз данных, алгоритмов работы, форм документов и др.;

– тестирование сформированной информационной системы;

– обучение сотрудников учреждения эксплуатации системы;

– сдача системы клиенту.

Также информационно-вычислительные системы разделены на три главных типа:

– LAN (LokalAreaNetwork) — локальная сеть в рамках одной организации;

– MAN (MetropolitanAreaNetwork) — городская либо региональная сеть, то есть сеть в границах города, области и т.д.;

– WAN (WideAreaNetwork) — глобальная сеть, которая соединяет абонентов государства, континента, всего мира.

В общем виде с указанием этапов и отношений между ними процесс информационного консалтинга представлен в соответствии со схемой № 1.

Рис. 1 – Модель проекта информационного консалтинга

Вышеуказанная последовательность не считается строгой, какие-то работы можно выполнять не последовательно, а параллельно. К настройке системы привлекают работника учреждения, и во время настройки проводится его обучение эксплуатации системы.

В современное время информационные технологии в наибольшей мере переходят от точечных к комплексным, от жестких к гибким, от индивидуальных к сетевым.

Практически консультант выполняет два вида работ. В первую очередь это обыкновенное наведение порядка в учреждении: бизнес-анализ и реструктуризация. Данное направление имеет наименование «бизнес-консалтинг».

И еще один вид работ – системный анализ и проектирование. Обнаружение и согласование требований заказчика приведет к осознанию того, что же в действительности нужно сделать.

За этим будет следовать проектирование либо выбор готовой системы так, чтобы она в результате как можно больше могла удовлетворить требования клиента.

Помимо этого, главный элемент консалтинга – создание и обучение рабочих групп. Здесь говорится не только о традиционном обучении, любые проекты, модели должны в результате кем-то сопровождаться. Поэтому работники учреждения изначально принимают участие в проекте, им частично передают внутрифирменные технологии. И по окончании работ они смогут исследовать и улучшать бизнес-процессы в пределах определенной организации.

Применение сетей дает возможность вовлечь в управление организацией, в решение ее проблематик, во взаимодействие с ней наибольшее количество людей – работников, партнеров, потребителей иных заинтересованных лиц.

Информационный консалтинг в данном случае может обеспечивать не просто автоматизацию бизнес-процессов учреждения, а формирование особой виртуальной среды, определенной деловой ноосферы. Степень насыщения данной среды полезными, заблаговременными и адресными сведениями будет определять ее привлекательность для людей, их готовность реализовывать коммуникации с этой организацией.

Также важнейшим моментом при разработке данных сетей учитывается психология масс, применение средств психологического воздействия на пользователей сети в интересах учреждения.

Динамика развития рынка в нашей стране и рост конкуренции считаются серьезной основой для пересмотра существующих в организациях информационных систем, так как текущий уровень автоматизации дает возможность решать организациям тактические задачи.

Востребованными считаются консалтинговые услуги, дающие возможность проводить оценку нынешнего состояния информационной системы учреждения и определять причины его неработоспособности либо низкой производительности, а также выявлять узкие места и помогать обеспечивать заданное качество услуг для конечных пользователей.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *