Зарубежный опыт противодействия утечке капитала

🙂

Скачать текст в WORD

Наиболее значимой следует признать инициативу Соединённых Штатов по созданию собственной системы контроля за финансовой активно-стью граждан за пределами государства в рамках реализации нового за-конодательного акта «Об исполнении налоговых требований в отношении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act — FATCA). По существу, FATCA становится механизмом предотвращения уклонения от уплаты налогов с доходов, получаемых американскими гражданами и резидентами за пределами США, согласно которому функции налоговых агентов передаются иностранным финансовым организациям, отвечающим за раскрытие сведений о счетах частных американских налогоплательщиков и компаний, которые американцы прямо или косвенно контролируют на 10 %.

Основные положения данной инициативы, в частности, предусматривают :

— определение порядка взаимодействия с иностранными финансовыми институтами на уровне внутреннего законодательства (принцип экстерриториальности), при котором, что важно, уже не будут требоваться длительные согласования и ратификации двусторонних соглашений, как это происходит сейчас, т.е. появляется возможность оперативного внесения изменений и дополнений в действующую систему;

— передача полномочий по идентификации клиентов, сбору и предоставлению информации, а при необходимости и по взиманию налого-вых сборов на уровень иностранных финансовых организаций, которые затем напрямую взаимодействуют с Налоговой службой США, причём при заключении соглашений на межгосударственном уровне в механизм включается фискальное ведомство страны местонахождения финансового института;

— введение принудительного налогообложения непрозрачных операций, в которых нельзя идентифицировать бенефициаров или платежи осуществляются неприсоединившимися к данной инициативе финансовым учреждениям (в рамках FATCA это 30 % от суммы платежа, которые взимаются финансовым институтом, участвующим в программе, непосредственно при переводе средств); таким образом, создаётся некая мера воздействия, которая ставит все неучаствующие институты в заранее невыгодное, неконкурентоспособное положение и тем самым вынуждает их к принятию предлагаемых мер по сотрудничеству;

— сбор информации осуществляется в отношении любых юрисдикций, не только оффшорных, хотя и понятно, что изначально инициатива направлена именно против недобросовестного использования последних; тем самым делается попытка находящихся в государствах с разными налоговыми режимами;

— передача информации осуществляется автоматически без запросов и согласований между взаимодействующими субъектами;

сотрудничающим в рамках FATCA государствам США предлагает предоставлять аналогичную информацию об их резидентах, полученную от американских банков в том же формате — путём автоматической передачи данных.

Таким образом, можно говорить о том, что с 2014-2015 гг., когда данная инициатива началась реализовываться, в международных финансах появилась новая система контроля над деятельностью резидентов и связанных с ними компаний, которая существенно повысит объём и качество получаемой информации от других государств. Залогом успеха её реализации является ведущая роль США в мировой финансовой системе, а также фактическая поддержка инициативы со стороны крупнейших европейских стран. И хотя достаточно большое количество деталей данной программы отрабатывается на двусторонней основе, можно утверждать, что в любом случае она будет реализована. Об этом свидетельствует и тот факт, что некоторые зарубежные банки уже отказываются открывать счета для американских граждан и компаний, чтобы не попасть под санкции со стороны Соединённых Штатов.

Отношения с оффшорными юрисдикциями для стран Европейского союза являются не менее важным направлением регулирования международной финансовой сферы. По отдельным оценкам, размеры теневой экономики Евросоюза составляют около 2 трлн евро, а ежегодные потери бюджетов государств — участников ЕС от применения европейскими на-логоплательщиками различного рода налоговых схем — около 1 трлн.

Масштабы проникновения оффшорного бизнеса можно проиллюстрировать на основе данных о крупных корпорациях Великобритании. Из 100 компаний с наибольшей капитализацией, включённых в листинг Лондонской фондовой биржи, лишь 2 не пользуются услугами оффшоров.

Остальные имеют более 8 тыс. дочерних структур в оффшорах по всему миру, что представляется немаловажным аргументом для усиления борьбы с подобными явлениями в условиях снижения государственных дохо-дов большой группы европейских стран. Так, только на четыре крупных британских банка приходится около 1200 филиалов в оффшорах. Расчёты, произведённые британскими экспертами, показывают, что вследствие использования европейскими компаниями налоговых гаваней страны ЕС ежегодно теряют около 150 млрд евро налоговых отчислений.

Активная работа по разработке методов борьбы с налоговым мошенничеством и уклонением от уплаты налогов началась в 2012 г., когда ЕС согласовал необходимость подготовки плана действий европейских стран по данному вопросу. Он, в частности, предусматривал не только расширение сотрудничества с «большой двадцаткой», ОЭСР и FATF по противодействию оффшорным зонам, но также готовность Евросоюза применять более строгие меры, чем «большая двадцатка» и ОЭСР.

В декабре 2012 г. Еврокомиссия представила «План действий по укре-плению борьбы с налоговым мошенничеством и уклонением от уплаты налогов», который содержал конкретные рекомендации, направленные на ликвидацию существующих лазеек в европейском законодательстве и увеличение обмена налоговой информации. Документ предусматривает усиление активности по следующим направлениям .

1. Создание принципов обмена унифицированной налоговой информацией.

ЕС разработал рекомендации по внедрению и использованию стан-дартных форм по обмену информацией о налогоплательщиках, а также программного обеспечения для автоматизированного обмена информацией, создания на уровне Евросоюза уникального налогового идентификационного номера и публикации информации о совершённых трансграничных сделках и их налогообложении.

Значимым шагом в области борьбы с уклонением от уплаты налогов в Европе стала инициатива «большой пятёрки» европейских стран — Вели-кобритании, Франции, Германии, Италии и Испании, которые в апреле 2013 г. заключили соглашение об автоматическом обмене информацией по налоговым вопросам, дополнившей работу, проводимую в данном направ-лении ОЭСР. Под нажимом Великобритании согласие на присоединение дали все британские заморские территории, на которых существуют оффшорные центры. А это такие крупные Виргинские острова, Гибралтар, острова Мэн и Джерси.

В июне 2013 г. Еврокомиссия предложила максимально расширить перечень сведений, по которым будет осуществляться автоматический обмен информацией между европейскими странами, добавив в него информацию о всех формах финансового дохода компаний, в результате чего в ЕС должна возникнуть наиболее сложная система автоматизированного информационного обмена в мире. Ожидается, что страны — члены Евросоюза внедрят данную систему к концу первой половины 2014 г.

2. Изменение порядка определения «налоговых гаваней», исходя из более жёстких критериев по сравнению с международными нормами.

Предложенная концепция не разъясняет понятие «налоговая гавань», или «оффшорная зона», однако даёт рекомендации по идентификации юрисдикций, которые не соответствуют так называемым «минимальным стандартам удовлетворительного управления налоговыми вопросами» (minimum standards of good governance in tax matters). Выделяются два основных критерия, невыполнение которых означает несоответствие страны стандартам удовлетворительного управления налоговыми вопросами:

— в стране приняты и эффективно реализуются юридические, регу-лирующие и административные меры по обеспечению соответствия стан-дартам информационной прозрачности и обмена информацией в рамках работы Глобального форума;

— в стране не применяются меры недобросовестной налоговой конку-ренции, под которыми понимаются такие налоговые инициативы, в ре-зультате которых в ней устанавливается значительно более низкий уровень налоговой нагрузки (включая нулевые налоговые ставки), чем тот, что обычно применяется в третьих странах.

При определении стран, использующих меры недобросовестной на-логовой конкуренции, государствам — членам ЕС рекомендуется обращать особое внимание на юрисдикции, в которых:

налоговые преимущества предоставляются исключительно нерези-дентам или при заключении сделок с нерезидентами;

преимущества не затрагивают внутренний рынок и национальную налоговую базу;

преимущества предоставляются даже в отсутствие какой-либо ре-альной хозяйственной деятельности и значительного экономического присутствия на рынке этой страны;

правила по определению размера прибыли международных компаний не соответствуют принципам, принятым на международном уровне;

В результате проведения новой оценки к недобросовестным юрисдикциям предусматривается применение таких мер воздействия, как ис-пользование «чёрного» списка, в который будут включаться государства с уровнем контроля и регулирования деятельности оффшорных компаний, не соответствующим стандартам Европейского союза. Также при отсутствии должного сотрудничества на межгосударственном уровне государствам — членам ЕС будет рекомендовано избегать развития экономических связей, а в отдельных случаях — приостанавливать или расторгать соглашения об избежании двойного налогообложения с подобными юрисдикциями.

В настоящее время определение «налоговых гаваней» происходит на уровне стран — членов ЕС. В дальнейшем планируется это делать уже на уровне Евросоюза, что позволит определить единые объективно обоснованные критерии, по которым можно было бы идентифицировать «налоговые гавани», а также обеспечить функционирование системы мо-ниторинга для сбора и анализа данных о различных юрисдикциях и пу-бликации отчётов об их деятельности в открытой печати и на регулярной основе.

Также в подходах ЕС появляется такое новое понятие по отношению к оффшорным юрисдикциям, как «честная налоговая конкуренция», которого пока нет на международном уровне, где правила определяются на уровне ОЭСР. Согласно данному подходу Европейский союз будет вправе проверить соответствие налогового режима государства принятым в ЕС стандартам и в зависимости от этого принимать решение о включении или не включении его в «чёрный» список оффшоров.

3. Определение термина «агрессивное налоговое планирование» и рекомендаций государствам-членам по борьбе с этим явлением.

Согласно определению Еврокомиссии под агрессивным налоговым планированием понимается получение выгоды от использования техниче-ских деталей налоговой системы или несоответствий между налоговыми системами двух или более стран с целью снижения налоговых обязательств.

В целях борьбы с этим явлением ЕС предусматривает модернизацию условий двусторонних соглашений, направленную на сокращение воз-можностей по полному уходу от налогообложения в обоих государствах соглашения за счёт использования различных лазеек в местном налоговом законодательстве. Для этого предполагается создать специальный механизм межгосударственного взаимодействия, при котором неуплата какого-либо налога при наличии двустороннего соглашения возможна лишь в случае обложения данного дохода во втором государстве, что будет препятствовать его полному освобождению от налоговых платежей.

Помимо этого предусматривается включение в национальное законо-дательство так называемого Генерального правила против злоупотребления (General Anti-Abuse Rule), которое заключается в том, что противодействие попыткам уклонения от уплаты налогов возможно даже в том случае, если подобные схемы формально соответствуют законодательству, однако их целью является уклонение от уплаты налогов и/или получение необоснованной налоговой выгоды.

Фактически в законодательство вводится принцип превалирования экономической сути операций над их юридическим и налоговым оформлением, который предусматривает учёт следующих характеристик осу-ществляемой налоговыми резидентами деятельности:

правовая характеристика отдельных операций не соответствует правовому содержанию деятельности в целом;

операции осуществляются в необычной, не свойственной для деловой практики манере;

операция включает в себя противоречащие друг другу элементы;

реализуемые схемы являются «карусельными»;

реализация операций приносит значительный выигрыш на налогах, однако это не находит своего отражения в денежных потоках и принятых налогоплательщиком деловых рисках;

ожидаемая прибыль до уплаты налогов является сравнительно не-большой по сравнению с суммой выигрыша от налогов.

Европейский союз планирует ввести требования к раскрытию транснациональными компаниями информации о том, какие суммы налогов они уплачивают и в каких государствах. В 2013 г. была принята Директива о бухгалтерском учёте, которая вводит обязательство для крупных добывающих и лесозаготавливающих компаний предоставлять сведения об осуществлённых государственных платежах (в том числе налоговых выплатах) в страновом разрезе.

В настоящее время планируется разработать рекомендации по рас-крытию финансовой и операционной информации для компаний, функ-ционирующих в двух или более юрисдикциях, а также по созданию публичного регистра, содержащего информацию о том, какие компании и в какой степени выполняют требования по увеличению корпоративной прозрачности. Таким образом, в Европе находит понимание подход к сокращению возможностей для финансовых манипуляций и агрессивному налоговому планированию с использованием оффшоров. Причём главной претензией Евросоюза к оффшорным территориям называется именно анонимность местных компаний, так как именно из-за неё и возможно, по мнению ЕС, уклонение от налогов.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *