Понятие и наглядно-образного мышления

🙂

Скачать текст в WORD

Первоочередной задачей родителей, а также педагогов образовательных учреждений является обеспечение максимальных условий для развития активной, творческой, мыслящей личности ребенка. При обучении и воспитании детей существенную роль играет формирование у них активного познавательного отношения к окружающей действительности, то есть познавательного интереса [Алканова, 2017].

«Познание» – это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира» [Кондаков, 2005, с. 243]. Г.В. Пугач отмечает, что «познавательная деятельность представляет собой сложную иерархическую структуру психических процессов ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти, эмоций, внимания, воображения, сознания, речи, воли» [Пугач, 1985, с.42]. В.С. Мухина считает, что «познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [Мухина, 2006, с. 38].

Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой, деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию. Они позволяют намечать цели, строить планы, определять содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. В случае, когда речь ведется об общих способностях людей, имеется в виду уровень и особенности сформированности у них познавательных процессов. В случае, когда человек обладает более высоким уровнем развития познавательных процессов, можно говорить о высоком уровне развития его способностей, возможностей дальнейшего овладения новыми навыками, обучения, усвоения письменной и устной речи [Лауткина, 2007].

Мышление выступает в качестве высшей формы познавательной деятельности, которая позволяет отражать окружающую действительность обобщенно и опосредованно, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями [Лауткина, 2007]. Это когнитивная детальность, посредством которой человек может оперировать различными видами обобщений. Это сложная психическая активность людей, которая является предметом изучения множества наук: психологии, философии, медицины, педагогики, лингвистики, социологии и других. Посредством психологических исследования процесс мышления изучается в системе познавательной деятельности, в качестве различных видов, зависимых от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности и адекватности мышления действительности.

С.В. Лауткина выделяет следующие функции мышления:

  • установление всеобщих взаимосвязей;
  • понимание сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений;
  • обобщение свойств однородной группы явлений [Лауткина, 2007].

А.Р. Лурия выделил 4 этапа процесса мышления при решении задач: изучение условий задачи, второй – создание общего плана предполагаемого действия, третий – выбор тактики ее решения, включая выбор того или иного конкретного метода осуществления необходимых действий. Наконец, на четвертом этапе найденное решение сопоставляется с исходными данными, и в случае, если оно с ними не согласуется, умственная деятельность продолжается [Лурия, 1994].

Выделяют следующие видымышления, которые объединяются по определенным признакам: по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое), степени новизны и оригинальности (репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое), характеристике решаемых задач (теоретическое, практическое), структуре (дискурсивное, интуитивное) [Лауткина, 2007].

Важнейшую роль в развитии познавательной деятельности играет наглядно-образное мышление, которое опирается на восприятие или представления [Склярова, Янушкявичене, 2004]. Оно может рассматриваться в виде способности оперировать конкретными образами предметов в процессе решения задач различного вида. Наглядно-образное мышление непосредственно связано с другими видами мышления и является результатом усвоения социального опыта, которое развивается в течение всей жизни. Считается, что наглядно-образное мышление способствует установлению различных комбинаций предметов и их свойств. В основе данного вида мышления лежит воображение [Пилипец, Абышева, 2016].

О.В. Горюнова определяет наглядно-образное мышление в качестве процесса познавательной деятельности, который обобщён отражением действительности и характеризуется тем что, осуществляется с опорой на представления и образы. Автор считает, что посредством данного вида мышления человек может отражать объективную действительность [Горюнова, 2017].

Существенное внимание процессу развития наглядно-образного мышления уделяли такие авторы как Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, Т.В. Кудрявцев, В.А. Сильвестров, И.С. Якиманская и другие. В зарубежных исследованиях данный процесс изучался такими авторами как Р. Арнхейм, Д. Хебб, Г. Хейн и других. Общим для данных исследований является то, что развитие наглядно-образного мышления является сложным и длительным процессом, изучение которого требует существенного внимания, в особенности, в системе психологии развития человека. Л.С. Выготский отмечал закономерность становления и развития различных форм мышления в онтогенезе [Выготский, 1982]. Ж. Пиаже считал, что важнейшим условием развития наглядно-образного мышления является владение навыком дифференцирования между собой плана реальных предметов окружающей действительности, а также образцы, которые отражают эти объекты и произвольно актуализировать последние. [Пиаже, 1999]. Важной особенностью является возможность сложного манипулирования образами для выстраивания системы новых образов, отличающихся от заданных образцов [Шаль, Максименко, Жиляев, 2015].

Психофизиологическая структура наглядно-образного мышления включает компоненты зрительного восприятия, наглядно-действенного и словесно-логического мышления, памяти, внимания, взаимодействующих в сложном единстве. Нейрофизиологические исследования мозговой активности в ходе выполнения зрительно-пространственного задания у детей дошкольного возраста показали, что в этот момент происходит повышение значений когерентности тета- и высокочастотного альфа-ритма при более выраженном преимуществе правого полушария, его затылочных и теменных зон, а также имеет место относительно высокая (по показателям функции когерентности) активность фронтальных отделов коры [Сергиенко, Строганова, Ильяков, 1993]. Таким образом, можно сделать вывод, что наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью этого вида мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения, а также установление непривычных, «невероятных», сочетаний предметов и их свойств, что проявляется как способность к воображению.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *