Особенности развития наглядно-образного мышления в онтогенезе

🙂

Скачать текст в WORD

По мнению Д.Н. Исаева наглядно-образное мышление появляется у ребенка в младшем дошкольном возрасте, что позволяет ему решать «в уме» задачи, которые в более раннем возрасте он мог решать только практически. Данный вид мышления в данном возраста является простейшим, определяемым как «внутренний план действий»: ребенок учится оперировать конкретными образами предметов. Например, рассматривая иллюстрацию, на которой изображен мальчик, закативший мячик под кровать, ребенок уже знает план действия мальчика. Возможность оперирования образами «в уме» не является исключительно результатом усвоения ребенком знаний и умений, она возникает в процессе развития предметных действий, речи, игровой деятельности, подражания, действий замещения и т.п [Исаев, 1982].

В период среднего дошкольного возраста, с 4-х лет наглядно-образное мышление имеет тесную взаимосвязь с развитием практического опыта ребенка. Для развития данного вида мышления важно практическое манипулирование с предметами, так как ребенок должен наглядно видеть и воспринимать предмет. Дети, начиная со среднего дошкольного возраста, мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле) [Сиротюк, 2014].

В.В. Давыдов считает, что высокий уровень познания окружающего мира ребенком старшего дошкольного возраста обуславливается тесным взаимодействием основных форм детского мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. С началом обучения мышление выдвигается в центр умственного развития ребёнка и становится определяющим в системе других школьно-значимых функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Важной возрастной особенностью мышления детей 7-и лет считается не только преимущественное развитие наглядно-образного его уровня, но и его преобладание над словесно-логическим [Давыдов, 1990].

Посредством наглядно-образного мышления ребенок дошкольного возраста получает возможность вычленять наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. Возникающие в сознании представления и образы вызывают у ребенка эмоциональный отклик на события. Важность изучения особенностей развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что именно данный вид мышления выступает в качестве яркого показателя готовности детей к школьному обучению. Н.Н. Поддъяков отмечал, что даже уровень развития логического мышления в данном случае является менее значимым [Поддъяков, 1995]. [Цветкова, 1995]. О важности развития исследуемого вида мышления писала Л.С. Цветкова, которая считала, что оно обуславливает целостное развитие личности ребенка, её уникальность, яркое своеобразие; обладает такими особенностями и достоинствами, которые невосполнимы другими видами мышления [Цветкова, 1995]. По мнению И.С. Якиманской современное обучение в школе происходит преимущественно по вербальным каналам, а культура восприятия, овладение языком образов формируется у ребёнка в значительной мере стихийно и не формируется в той мере, как усвоение системы вербальных понятий [Якиманская, 1985].

Значительный рывок в развитии наглядно-образного мышления осуществляется при поступлении ребенка в школу, когда учебная деятельность становится ведущей. На первых этапах обучения формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, развиваются навыки оперирования с образами. Несомненно, развитие наглядно-образного мышления у детей требует значительного внимания со стороны педагогов и родителей [Сиротюк, 2014].

Т.Д. Марцинковская считает, что нарушения развития наглядно-образного мышления могут быть, вызваны рядом причин. К ним относятся нарушение познавательных процессов, слабость высших условно-рефлекторных связей, неполноценность мотивационной сферы, нарушение первой и второй сигнальной систем, стойкое диффузное нарушение мотивационной сферы [Марцинковская, 1997].

Таким образом, говоря о развитии наглядно-образного мышления в онтогенезе можно сделать вывод, что оно рассматривается, как внутренний план действия, а также как способность оперировать конкретными образами предметов при решении определенных задач. Способность к оперированию образами в умственном плане не является непосредственным результатом усвоения знаний и умений, она возникает и развивается в процессе взаимодействия определенных линий психического развития: речи, подражания, игровой деятельности предметных действий, действия замещения, и т.п.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *