Классификация стратегий поведения предприятия малого бизнеса

🙂

Скачать текст в WORD

На информационном портале среднего бизнеса РФ [27] выделяют стратегии по изменениям, которые происходят во внутренней и внешней среде организации, выделяют несколько типов:

Стратегии ограниченного роста;

-роста;

-сокращения;

-сочетание всех этих типов.

Стратегия ограниченного роста характерна для уже сложившихся на рынке организаций, успешных в своем виде деятельности. Реализация такого вида стратегии требует от компании собственных средств, Векторлогий, определенного уровня менеджмента и других видов ресурсов, достаточных для осуществления деятельности. Стратегические цели при разработке такой стратегии формируются по принципу «от достигнутого» и не предполагают резких изменений в деятельности.

Стратегия роста характерна для предприятий, цели которой состоят в увеличение объема сбыта продукции или оказания услуг, изменение или расширение профиля деятельности, переход на новые рынки сбыта, внедрение средств научно технического прогресса, изменение собственной структуры и т.д. Такой вид стратегии характерен для предприятий, которые обладают достаточными ресурсами для развития [27].

Стратегия сокращения характеризуется сокращением объемов производства или предоставляемых услуг, свертыванием одного или нескольких направлений деятельности компании, либо полной ликвидацией компании, если такие меры более целесообразны в условиях деятельности компании. Такая стратегия используется при общем экономическом спаде, либо когда возникают неблагоприятные обстоятельства для определенного вида деятельности или отрасли в целом, также в случае переориентирования компании на иные виды деятельности, изменении ассортимента. Часто целью стратегии сокращения могут быть преодоление финансовых трудностей, необходимость изыскания средств для создания новых производств, а также вложений в новые виды деятельности [7].

Малый бизнес, являясь своего рода индикатором общего состояния дел в экономике, наиболее чутко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, падение или повышение нормы прибыли в различных отраслях экономики [1].

Объем реализуемых функций управления не пропорционален масштабу деятель­ности предприятия. В малом бизнесе работники выполняют все виды управленческой работы, что и на крупных предприятиях, чего нельзя сказать о глубине реализации этих функций и объеме обрабатываемой информации. Рассмотрим для примера учет труда и заработной платы. Трудоемкость расчета заработной платы и сложность алгоритмов расчета напрямую связаны с численностью работников и разнообразием используемых видов оплаты труда, дополнительных выплат, начислений, надбавок. На предприятиях малого бизнеса используются простейшие способы начисления заработной платы: фик­сированной суммой, почасовая или сдельная оплата… Потребность в автоматизации функции расчета заработной платы на предприятии малого бизнеса остается, однако требования к глубине реализации этой функции значительно ниже, нежели со стороны крупного предприятия. Как следствие, предприятия малого бизнеса нуждаются в особых решениях. Ориентированные на крупный бизнес программные продукты экономически (высокая стоимость) и функционально (глубокая реализация учетных функций) для мало­го бизнеса не целесообразны [5, c. 82].

Как уже отмечалось выше, на каждого информационного работника предприятия малого бизнеса возлагается широкий спектр функциональных обязанностей. Если для автоматизации каждой из них будет применяться индивидуальный программный продукт, остро встанет проблема избыточности информации и низкой интеграции приложений, называемая в профессиональной среде «зоопарк» или «лоскутная автоматизация».

Степень глубины реализации функций и небольшое количество управленческих работников позволяет предположить, что более востребованными со стороны малого бизнеса должны быть интегрированные решения, построенные по принципу «Все в од­ном». Это мы наблюдаем, в частности, в сегменте информационных систем для малого бизнеса, реализующих в рамках одной программы функции бухгалтерского и управлен­ческого учета. В последние годы наблюдается тенденция расширения функционала за счет включения функций планирования и финансово-экономического анализа состояния предприятия.

В силу ограниченности финансовых ресурсов предприятия малого бизнеса не мо­гут позволить себе значительные вложения в создание развитой ИТ-инфраструктуры. В условиях высокой стоимости технических и программных средств они вынуждены довольствоваться автоматизацией наиболее критичных бизнес-процессов, используя при этом, как правило, простые типовые технические решения, бесплатные или недо­рогие массовые тиражные программные продукты и инструментальные среды, такие, как MS Office (Word, Excel).

Узкая специализация в совокупности с многовекторностью, высокие риски и склон­ность к быстрой смене деятельности выступают сдерживающим фактором формирова­ния целостной ИТ-инфраструктуры предприятия. Так, требование узкой специализации выражается в использовании специализированных программных продуктов, которые, как правило, не являются массово-тиражируемыми и обладают высокой стоимостью.

Многовекторность деятельности затрудняет использование комплексных информа­ционных систем, функционирующих по принципу «Все в одном», усложняет интеграцию прикладных решений от разных разработчиков. Склонность к быстрой смене деятель­ности влечет за собой высокие риски вложения ресурсов в приобретение технических средств и специализированного программного обеспечения, которые в скором времени могут потерять актуальность для предприятия. В этих условиях логика предпринимателя говорит за то, чтобы использовать информационные системы общего назначения и их инструментальные средства, средства электронной почты и интернет коммуникаций, автоматизировать наиболее критичные бизнес процессы с минимальными затратами.

Одним из перспективных и быстро развивающихся направлений в решении задачи минимизации затрат на создание ИТ-инфраструктуры является использование облачных сервисов.

По своей сути это новая парадигма удаленной и распределенной обработки и хране­ния данных, которая обеспечивает предоставление пользователю удаленных серверных ресурсов и мощностей как интернет-услугу. Потребители облачных сервисов могут в краткосрочном и среднесрочном планах значительно уменьшить расходы на ИТ-инфра- структуру и гибко реагировать на изменения потребностей.

Облачные сервисы иногда сравнивают с коммунальными услугами. Схожесть сервисов и коммунальных услуг заключается в нескольких аспектах. Во-первых, и в том и в другом случае потребители платят только за реальную утилизацию. Во-вторых, поставщики обе­спечивают доступность услуг в виде арендуемых ресурсов, оставляя за собой вопросы создания и поддержания инфраструктуры. В-третьих, договорные отношения поставщика и потребителя гарантируют доступность ресурсов потребителю и своевременную оплату их потребления поставщику.

Облачные сервисы обеспечивают сокращение затрат на информационные техноло­гии, техническую поддержку и сопровождение информационных систем, максимально быстрый доступ к востребованным ресурсам и отказ от них при исчезновении потреб­ности, масштабируемость в соответствии с запросами, прозрачность и предсказуемость расходов, повышение мобильности персонала. Основными ограничивающими фактора­ми использования облачных сервисов являются риски, связанные с информационной безопасностью, обеспечением конфиденциальности данных и доступностью интернет.

Рассматривая трудовые ресурсы как лимитирующий фактор деятельности малого предприятия, нужно сказать, что это в значительной степени относится к ИТ специали­стам. По данным государственной статистики, доля ИТ специалистов в экономике России в 2009 году составляла 1,47% от всего работающего населения, или 1,34% от трудоспо­собного населения. Для сравнения: в США последний показатель составляет 3,74%, в Великобритании 3,16%, в Германии 3,14% [18].

Крупные предприятия имеют в организационной структуре ИТ-отделы. Среди ма­лых и средних предприятий лишь менее половины имеют собственных ИТ-сотрудников, остальные же обслуживаются фрилансерами, компаниями-поставщиками ИТ-услуг, сво­ими работниками, совмещающими эту функцию с основные обязанностями, или вовсе лишены ИТ-поддержки [6].

Малые масштабы деятельности предприятия, узость рынка сбыта, позволяют руко­водителю (владельцу) быть в курсе всех дел, дают возможность владеть всей полнотой информации и осуществлять индивидуальное руководство и контроль за работой со­трудников и бизнесом в целом. Наемные работники выполняют либо производственные функции (рабочие), либо те из них, которые руководитель не в состоянии выполнять в силу их определенной специфики, например, бухгалтерский учет, информационные технологии.

Непосредственное участие руководителя в производственном процессе дает ему возможность оперативно получать информацию, быстро реагировать на происходящие события. В отсутствие бюрократических структур управления, решения принимаются быстро, оперативно, обеспечивая гибкость и приспособляемость бизнеса к изменяю­щимся условиям.

На использовании информационных технологий эта особенность проявляется через личностные характеристики руководителя-собственника, его отношение к информаци­онным технологиям, их приятие или неприятие, видение перспектив их использования. Под приятием ИТ понимается готовность руководителя к внедрению и использованию компьютерной техники и программного обеспечения для поддержки операций управ­ления и принятия решений в бизнесе.

В этой связи интересны результаты исследования, представленные в работе [52]. Рассматривая личностные качества руководителя, авторы подразделяют руководителей на две группы: адаптеры и инноваторы. Первые ориентируются на уже апробированные и доказавшие свою эффективность решения, инноваторы же более склонны к новизне и риску. Исходя из этого, они выдвинули гипотезу о том, что предприятия с инновационным типом лидера более восприимчивы к ИТ.

Анализируя уровень и глубину знаний и владения информационными технологиями руководителями, авторы констатируют недостаточный уровень их подготовки в сфере ИТ, отсутствие специальных ИТ-знаний и навыков, понимания значимости ИТ для их бизнеса. Многие из руководителей отвергают даже саму идею о том, что ИТ могут быть полезны для их бизнеса, не имеют представления о потенциальных возможностях новых техно­логий и преимуществах, которые они предоставляют. Создается впечатление (гипотеза 2), что предприятия, руководители которых более осведомлены о информационных технологиях более восприимчивы к их внедрению и использованию.

Среди организационных факторов авторы выделили наиболее значимый фактор, названный ими «ресурс бедности». Он выражается в ограниченности финансовых и трудовых (с точки зрения ограниченности квалифицированных кадров) ресурсов в ус­ловиях высоко-конкурентной среды, существенной зависимости бизнеса от внешнего окружения. По их первоначальному предположению (гипотеза 3), чем меньше размер предприятия, тем больше барьеров возникает на пути использования ИТ и восприим­чивость к ИТ снижается.

Четвертая гипотеза связана с уровнем образования работников предприятия в об­ласти информационных технологий. Предприятия, где работники более осведомлены о возможностях ИТ более склонны к инновациям и внедрению компьютерных технологий.

Пятая выдвинутая гипотеза касалась степени информационной насыщенности биз­неса — чем более информационно-зависимым (насыщенным) является бизнес, тем более он восприимчив к использованию ИТ.

На степень использования ИТ может оказывать влияние и уровень конкурентности окружающей среды. Это мнение связано с убежденностью экономистов о том, что кон­куренция повышает вероятность принятия инноваций вообще выступая принуждающим фактором. Поэтому в качестве гипотезы 6 было сформулировано утверждение о том, что более конкурентная среда способствует принятию решений о внедрении ИТ.

Для проверки сформулированных гипотез обследованию подверглись более 100 малых предприятий. Полученные данные с высокой степенью вероятности подтверди­ли справедливость гипотез 2, 3 и 5. Гипотезы 1, 4 и 6 в условиях данного эксперимента не подтвердились. Это означает, что степень инновационности руководителя, уровень осведомленности персонала в области информационных технологий и уровень конку­рентности среды, в которой работает предприятие, не являются значимыми факторами в принятии решений об использовании информационных технологий. Восприимчивость бизнеса к ИТ в большей степени зависит от осведомленности руководителя в области возможностей и перспектив использования ИТ, степени информационной насыщенности бизнеса и размера предприятия. Чем больше предприятие, тем более оно восприимчиво к новым ИТ.

В заключение сведем рассмотренные особенности использования ИТ в управлении малым бизнесом в общую таблицу 1.1.

Таблица 1.1  — Использование информационных технологий в малом бизнесе

Особенность МБОсобенность МБ в сфере использования ИТ
МБ — значительный сегмент рыночной экономики. В России он имеет большие перспективы ростаРастет спрос на ИТ — специалистов. К сегменту МБ значительный интерес проявляют разработчики ИС и ИТ, выводя на данный рынок специализированные продукты
Малый масштаб деятельности при сохранении большинства функций управления (обозримость деятельности)Потребность в автоматизации широкого спектра функций управления при ограниченной глубине их реализации порождает потребность в широких по функциям интегрированных системах, построенных по принципу «Все в одном»
Ограниченность ресурсовМалый бизнес ограничен в возможностях: а)   использования дорогостоящих технических средств и технологий и создания целостной ИТ инфраструктуры; б)   приобретения широкого спектра программных средств; в) разработки собственных систем и технологий; г)   привлечения высококвалифицированных специалистов для создания и обслуживания ИТ — инфраструктуры
Единство права собственности и управления, быстрота принятия решенийа)   решения о внедрении информационных технологий принимается узким кругом, чаще одним собственником руководителем. Качество решений зависит от индивидуальных особенностей руководителя и уровня его знаний в области компьютерных технологий; б)   минимальное разделение труда в деятельности работников предприятия порождает спрос на интегрированные продукты, реализующие несколько функций управления в рамках одной системы

Продолжение таблицы 1.1

Узкая специализация в купе с многовекторностью малых предприятийпотребность в реализации разноплановых функций учета и управления;сложность использования комплексной информационной системы в силу разноплановости реализуемых функций
Высокие риски и склонность к быстрой смене вида деятельностиа) высокие риски вложения финансовых средств в ИТ инфраструктуру и специализированные ИС и технологии; б)   потребности в быстрой переориентации ИТ инфраструктуры на новый вид деятельности в)   ориентированность на универсальные ИС общего назначения, малозатратные прикладные решения
Низкая легитимность малого предпринимательства. Теневая экономика. Серые схемы.а) двойная бухгалтерия и необходимость ведения двойного учета
Выбор и частая смена режимов налогообложенияа)   учет специальных налоговых режимов при использовании тиражных систем; б)   потребность в быстрых изменениях при смене системы налогообложения
Отраслевая спецификаТребует использования специализированного ПО с более высокой стоимостью

В  заключение можно сказать, что из перечисленных особенностей наиболее критич­ными для эффективного применения информационных технологий в секторе малого бизнеса являются ограниченность материальных, финансовых и человеческих ресурсов.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *