Этапы формирования стратегии развития предприятия малого бизнеса

🙂

Скачать текст в WORD

Основой современного общества является постоянное стремление к совершенству. Участники общества в процессе его развития лучше всего руководствуются такими мотивами, как:

— получение максимального положительного эффекта;

— достижение целей.

Развитие любого предприятия обязательно требует комплексного подхода к оценке его текущего состояния и на основе полученных результатов разрабатывает стратегию.

Под стратегией следует понимать сложные долгосрочные цели и выбор наиболее эффективных способов их достижения.

Для управления развитием целесообразно применять теорию управления потенциалом предприятия, которая определяется как совокупный потенциал, т. е. внутренние возможности предприятия для осуществления эффективной деятельности, на которую влияет внешняя среда.

Следует отметить ряд причин, ведущих к усилению роли стратегического управления:

— изменения в окружающей среде;

— появление новых потребительских требований;

— повышение конкурентоспособности на рынке;

— глобализация бизнеса;

— появление новых возможностей для ведения бизнеса с развитием науки и техники;

— развитие информационных сетей.

Чтобы функционировать более эффективно и получать положительные результаты в долгосрочной перспективе, предприятия теперь продолжают разрабатывать определенные стратегии своего развития, поскольку традиционный опыт управления в современных условиях уже неэффективен.

Из вышесказанного следует, что стратегическое управление, как в постоянно меняющейся внешней среде, так и в условиях жесткой конкуренции, способствует обеспечению устойчивой позиции предприятия на рынке.

Многие зарубежные и отечественные специалисты в области экономики, такие как: И. Ансофф, Г. Минцберг, М. Мескон, М. Портер,
 А. Дж. Стрикленд, А. А. Томпсон, Л.И. Абалкин, Ф. Котлер, Г.В. Савицкая, Р.А. Фатхутдинов, А.П. Градов и другие посвятили свою работу рассмотрению вопросов управления развитием предприятия.

Развитие малого и среднего бизнеса, а также частного предпринимательства являются необходимыми условиями для наиболее успешного развития как отдельных регионов, так и стран в целом.

Именно малый и средний бизнес способствует формированию и инновационному развитию стран, созданию большого количества новых рабочих мест и повышению приспособляемости всей экономики к требованиям рынка.

Это вносит определенный вклад как в развитие ВВП нашей страны, так и в улучшение благосостояния населения, регионального развития, способности использовать технические инновации, а также смягчать последствия структурных изменений в экономике.

Значительный эффект от использования малого и среднего бизнеса в качестве рыночного инструмента за рубежом был отмечен в течение длительного времени. В тех странах, где государство поддерживает этот сектор и уделяет должное внимание его развитию, оно сыграло свою положительную роль. В этих странах на долю малого и среднего бизнеса приходится более 50% объема производства товаров, товаров и услуг.
Например, в Великобритании его вклад в производительность промышленного сектора за последнее десятилетие составил около 50%, а в Финляндии в обрабатывающей промышленности — около 10% всех расходов на НИОКР. Классическим примером развития малого бизнеса, который, вероятно, следует внимательно изучить России, является Германия, чья промышленная мощь основана не на крупных корпорациях, а на небольших семейных предприятиях, разбросанных по всей территории Германии [10].

Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса сыграло важную роль для экономического развития зарубежных стран. К ним относятся создание среднего класса во Франции, Бельгии, Канаде, Испании и т. д.
 Создание новых рынков в Мексике, Сингапуре, Японии, а также последовательные реформы в Польше, Чехии, Венгрии, Словакии и т. д.

В целом, по России вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 8-10%. Это связано с рядом проблем, присутствующих в этом секторе. И в первую очередь, следует отметить неразвитость этого сектора в промышленном секторе России. В то время как в зарубежных странах существует большое количество малых и средних промышленных предприятий, обслуживающих дальнейшее развитие крупных промышленных производств.

Какие проблемы мешают развитию малого и среднего бизнеса в России на современном этапе?

Следует отметить несколько факторов, влияющих на деятельность малых и средних предприятий в России. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, связанные с характеристиками самого предприятия, и факторы окружающей среды. Ведь многочисленные проблемы предприятий, в большинстве случаев, рассматриваются с макроэкономической точки зрения.

Внутренняя среда предприятия включает в себя все внутренние условия и факторы, которые определяют его жизненные процессы на определенном уровне.

Проведенные многочисленные исследования свидетельствуют о том, что внутренняя среда находится в постоянной зависимости от внешних условий.

Внешняя среда для предприятий имеет большое значение:

— как источник ресурсов;

— как потребитель результатов предприятия;

— как фактор, определяющий поведение, порядок действий предприятия, которые отражаются в постановке целей и реализации определенных стратегий.

Таким образом, к внешней среде относится совокупность внешних, по отношению к отдельному предприятию, факторов. Изменение их значений сильно влияет на состояние и результаты деятельности предприятия.

Факторы окружающей среды делятся на две группы. Первыми являются те, которые создают угрозы и риски для предприятия. Ко второй группе относятся факторы, формирующие условия и возможности их развития.

Менеджеры, работающие над определением стратегии развития предприятия, выбирают такие действия, которые максимизируют использование новых возможностей и устраняют риски.

В конце концов, ни для кого не секрет, что существенной чертой предпринимательства является его рискованная природа. Таким образом, решив создать собственный бизнес и действуя в условиях неопределенности, граждане сознательно рискуют. Помимо прочего, малый бизнес характеризуется рисками, связанными с малым размером самих предприятий.

Наиболее характерной чертой любого малого предприятия как субъекта управления в рыночной экономике является его зависимость от рыночных колебаний. Это означает, что на деятельность малых предприятий наиболее негативно влияют различные неблагоприятные изменения внешней среды.

Хотелось бы отметить одну из главных особенностей внешней среды малого бизнеса — это его подчиненную роль в отношениях с государством, крупным бизнесом и финансовыми институтами, а также особенность — увеличение темпов изменений происходит вокруг малого бизнеса. Все это в совокупности затрудняет своевременное реагирование предприятия на них.
Помимо всего вышеперечисленного, внутренняя среда предприятия, которая в значительной степени зависит от размера малого предприятия, также является одним из факторов, влияющих на рост неопределенности и степень риска в деятельности малых предприятий.

В свою очередь, внутренняя среда также имеет ряд отличительных особенностей;

— в методах разделения труда;

— в расстановке кадров;

— в распределении прав и обязанностей;

— при проведении маркетинговой политики;

— при организации финансовых потоков на предприятии;

— при получении информации и т. д.

Основной причиной отставания российских предприятий от западных по эффективности развития является неэффективность организации труда.
Другим важным фактором отставания России от зарубежных стран с точки зрения производительности является «нехватка управленческих навыков». Предприятия из более развитых стран ставят цели для достижения того, какие конкретные стратегии разрабатываются. Многие отечественные предприятия просто не имеют таких стратегий из-за «нехватки управленческих навыков».

Я хотел бы остановиться на конкретных проблемах в некоторых регионах Российской Федерации. Они включают:

— высокая доля транспортной составляющей в затратах (62,4%);

— трудности в маркетинге продукции (20,6%);

— информационный голод (12,4%);

— и некомпетентность чиновников (3%).

В экономике любой страны важную роль играет малый и средний бизнес (далее — МСП). Россия в этом смысле не исключение. Одним из приоритетных шагов государственной политики сегодня является поддержка только малого бизнеса. Действительно, в нынешних условиях экономического кризиса роль малого и среднего бизнеса становится особенно значительной, поскольку МСП являются источником занятости для населения.

В настоящее время, вопросы государственной поддержки МСП регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации». Этот закон направлен на создание единого правового пространства в сфере поддержки развития малого и среднего бизнеса, рационализации требований к конкретным видам и формам поддержки, а также на установление четких критериев, по которым субъект малого и среднего предпринимательства должны встретиться.

На данный момент ситуацию с развитием малого и среднего предпринимательства в России сложно оценить положительно. Продукция таких компаний составляет всего 21% валового внутреннего продукта, на них занято всего 13% экономически активного населения страны, что в несколько раз меньше, чем в развитых западных странах. Структура бизнеса также неблагоприятна — оборот предприятий, занятых в некоммерческой сфере, составляет всего 28% от общего оборота малого и среднего бизнеса. Причины, по которым малый бизнес не получил достаточного развития в российской экономике, понятны. С советских времен особый акцент делался на крупных государственных предприятиях, промышленных гигантах, способных поставлять продукцию для всей страны. В 90-х годах появилось много небольших частных компаний, но они были вынуждены существовать, смирившись с вымогательством со стороны криминальных структур и коррумпированных правительственных чиновников. В 2000-х годах проблемы с преступностью для большинства компаний остались в прошлом, но административные барьеры остаются. Все это не способствовало повышению эффективности малого и среднего бизнеса. Кроме того, малый бизнес нуждается в особой государственной поддержке, которую он не получал в течение почти всей недавней российской истории. Ситуация начала меняться только в последние годы, но на сегодняшний день сделано недостаточно.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *