Понятие и значение стратегии развития предприятия

🙂

Скачать текст в WORD

Стратегия – это упорядоченная во времени система приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества [8].

Само слово «стратегия», как известно, очень древнее и происходит от греческого «strategia», что означает искусство или наука быть полководцем. Значение полководцев (стратегов) в Древней Греции было очевидным. История свидетельствует, что наиболее талантливые полководцы очень большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами.

В современных условиях от стратегов, их решений напрямую зависит успех или провал организации в целом. Виханский О.С. определяет «стратегию» как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Стратегия – это заранее спланированная реакция организации на изменения внешней среды.

Стратегия – это генеральная программа действий организации, устанавливающая приоритеты проблем, ресурсы, последовательность шагов для достижения целей, включающая механизм изменения программы в случае изменения среды организации.

Оригинальную и достаточно компактную трактовку понятия «стратегии» дает Г. Минцберг. По мнению Минцберга «стратегия» определяется через комбинацию пяти «П»: план, паттерн, позиция, перспектива и прием [4].

1. Стратегия как План – некий вид намеренно разработанной последовательности действий, руководства, которого придерживаются в конкретной ситуации. У стратегии-плана две существенные характеристики – она создается заранее, до начала действий и ее намеренно разрабатывают с определенной целью. Так называемая дорога из настоящего в будущее

2. Стратегия как Паттерн действий – устойчивые характеристики, принципы поведения или следование некой модели поведения организации.

Согласно такому пониманию стратегия может быть заранее продуманной, а может разрабатываться по ходу развития событий, и представляет некую последовательность в поведении. Организации разрабатывают планы на будущее и выводят принципы поведения из своего прошлого.

Таким образом, стратегию как план можно назвать намечаемой, заранее планируемой стратегией, а стратегию как способ поведения – осуществляемой стратегией. Из опыта известно, что заранее разрабатываемые стратегии не всегда реализуются. Но есть и третий случай — появление и развитие новой, стратегии, когда реализуется модель поведения незапланированная раннее. Предпринимаемые шаги, один за другим, со временем выстраиваются в некую последовательность или принцип – паттерн действий.

3. Стратегия как Позиция – заключается в поиске наиболее выгодной позиции компании на рыночном поле боя. При этом выгодная позиция заключается в лучшем потенциале прибыльности, защищенности от конкуренции, наличии необходимых ресурсов и способностей компании функционировать в сложившихся условиях и т.д.

4. Стратегия как Перспектива – рассматривается как разделяемое членами организации видение/восприятие мира, которое реализуется через их намерения и действия.

5. Стратегия как Прием, особый маневр, который предпринимает компания, чтобы обыграть своих конкурентов, перехитрить в конкретной ситуации или игре.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *