Влияние неполной семьи на личностное развитие подростков

Семья – это один из значимых факторов социализации ребенка. Верным является утверждение о том, что условия, в которых осуществляется семейное воспитание, а также иные факторы (положение в социуме, показатель материального обеспечения, уровня образования и пр.) играют существенную роль при определении жизненного пути нового члена семьи. Ребенок должен воспитываться не только за счет сознательных, полноценных и целенаправленных мер, применяемых со стороны родителей, но и в результате нахождения в определенной внутрисемейной атмосфере. Эффективность данного воздействия способна проявиться в будущем, отразившись на личности взрослеющего.

Скачать текст в WORD

Ребенок ощущает постоянно влияние за счет осуществляемого им и его родителями взаимодействия, тех эмоциональных связей и той привязанности, которая имеется между ними. В большинстве случаев, отношения в семье, ощутимые им в детстве, становятся эталоном в процессе выстраивания отношений в будущем. В этом и заключается важность наличия матери и отца у всех детей.

Исторически семейная жизнь подразумевает деление родительских обязанностей между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, поэтому отсутствие какого-либо родителя меняет всю структуру семейной жизни.

В настоящее время увеличивается количество неполных семей, сейчас не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители. Воспитание детей в неполной семье имеют собственную специфику: недостаточное влияние на ребенка внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявление неуравновешенности родительских чувств, возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности.

         Но все авторы сходятся во мнении, что семья – это та среда, в которой

ребенок начинает жить и к которой, поэтому, он очень восприимчив. Для ребенка является значимым все: и социальное положение, и род занятий, и уровень образования родителей, и сама внутрисемейная атмосфера. Именно это воздействие, накапливаясь с возрастом, становится частью личностной структуры.

         Характеризуя семью как сложное социальное образование, которое, с одной стороны, является специфическим социальным институтом, а с другой – малой социальной группой, можно говорить о двойственности функций семьи, о ее макро- и микроструктурах, позволяющих рассматривать ее как систему.

         Функции семьи в отечественной психологии делят на две группы: специфические и неспецифические [1].

         Специфические функции семьи, в основе которых лежит ее суть и социальная природа, связаны с репродуктивными действиями (появление потомков), социализирующими шагами (воспитание), охраной (ответственностью).

         Не отличаются специфичностью такие функции, которые связаны с: накоплением и передачей имущества, организацией потребления, домашнего хозяйства; с организацией досуга, требуемого для благополучного развития ее членов, сохранения и улучшения показателей здоровья.

         Семья выступает объектом, в отношении которого осуществляется социально-педагогическое изучение. В этом контексте, по мнению А.В. Мудрика, семья служит важнейшим фактором социализации. Такое утверждение обосновано тем, что семья является персональной средой, в которой человек живет и развивается. Качественные показатели таких элементов различны. Процесс социализации в семьях осуществляется в рамках традиционных схем.

         Определение типа семейных отношений осуществляется исходя из развития личности, ее положения в семье и тех ролях, которые отведены ей в общем процессе. Роли и функции распределяются в семье, наряду с иными социальными системами.

         Наибольшие проблемы в воспитательном плане возникают неполная семья. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. Одной из распространенной причиной образования неполной семьи является высокий процент разводов. Поэтому неполная семья оценивается большинством психологов как «проблемная». Распад семьи меняет уклад жизни семьи, уход отца из семьи становится негативным фактором в воспитательном плане, который оказывает разрушительное воздействие на психологический мир ребенка, меняется его психологический облик.

Однако следует отметить, что не каждая полная семья обеспечивает нормальные условия для полноценного развития и воспитания ребенка. Многие исследователи, занимающиеся изучением вопроса семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Но, тем не менее, наличие в семье обоих родителей способствует успешному решению множества задач воспитания.

Воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми в дальнейшем сталкивается каждый одинокий родитель. На это неоднократно указывали и указывают специа­листы, занимающиеся изучением проблемы неполных семей.

Традиционным определением неполной семьи является следующее: неполная семья – это такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. В.М. Целуйко включает в данное определение еще одну категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях [57].

По исследованиям психологов В.М. Целуйко, Т.П. Гавриловой,    А.М. Демидова и др. неполная семья образуется, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания.

В семейной психологии рассматриваются следующие виды неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. По критерию, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской [9].

Вследствие распада семьи изменяется отношения ребенка к матери, который начинает испытывать обостренное чувство жалости к ней, в некоторых случаях ребенок в уходе отца считает виноватой мать. Поэтому он начинает критически относиться к ней, по существу, теряет для себя и второго родителя.

Существуют специфические моменты, связанные с наличием только од­ного из родителей в семье. Во-первых, это особое положение остающегося ро­дителя, которому будет недоставать моральной, социальной и материальной поддержки. Когда дела идут плохо, родитель-одиночка вынужден искать совета и помощи вне семьи. Общество, в свою очередь, оказывает давление на неза­мужнюю мать и на ушедшего из семьи родителя.

Во-вторых, сам ребенок под­вергается социальной дискриминации, связанной с осуждением отца или матери. В-третьих, ребенок становится лишенным возможности видеть близ­кие и гармоничные отношения между двумя взрослыми людьми, что в дальнейшем может сказаться на его собственных брачных от­ношениях. В то же время ребенок может жить только с одной матерью и понимать, что они ценят и уважают друг друга. Ребенок понимает, что мать считает его хорошим, добрым и сильным человеком, что она его любит, считается с его интересами и мнением, от него многого ждет. Данное отношение не часто можно наблюдать в полных семьях. В-четвертых, в случае, когда в семье остается родитель противоположного по­ла, у ребенка будет отсутствовать возможность половой идентификации [9].

Зачастую, определенным деформированием отличается воспитание детей в неполных семьях. Воспитание со стороны матери, наиболее присущее современным реалиям, сопровождается потребностью в доказывании со стороны женщины того, что она самостоятельно справится с этим процессом. В то же время, каждый ребенок, воспитываемый в такой семье, не хочет существенно отличаться от других детей. В связи с этим, может возникать острая потребность в наличии двух родителей. Нередко отмечаются ситуации, когда обида женщины, имеющаяся в отношении бывшего супруга, переносится на ребенка. Может возникнуть и такое положение, при котором женщина, прекратившая супружеские отношения, отстраняется от окружающего мира, не уделяя должно внимания даже детям. Угнетенное состояние матери, несомненно, отражается на ребенке. Ее тревога и обреченность передается несовершеннолетнему и воздействует на ряд сторон его жизни [22].

Нередки случаи, при которых факт прекращения брачных отношений становится причиной занятия родителями противоположных позиций в воспитании детей. Обида матери к бывшему супругу может проявляться в виде запрета, установленного в отношении ребенка на общение с отцом.

Воспитательная функция присуща обоим родителям, исходя из их природы и социализации. Отец, как правило, отличается уравновешенной нервной системой, что существенно ограничивает круг тех распоряжений, которые даются детям, а, позже, отменяются. Такая характеристика для педагогического процесса является положительной. В то же время, у отца может присутствовать довольно богатый информационный запас, позволяющий развить тот или иной интерес у ребенка. Отцы способны уделять своим детям много времени, ведь они, в отличии от матерей, менее заняты домашним бытом.

Н. Соловьевым было отмечено, что отсутствие отца в жизни ребенка, как и негативные взаимоотношения с ним, является поводом к отсутствию мужского воздействия, необходимого в воспитательном процессе. Фактически, ребенок лишается ощущения опоры, уверенности, исходящей от отца. У детей мальчиков отсутствует пример, которому они могли бы подражать, а у девочек опыт общения с противоположным полом. Отец, как мужчина, ответственен за воспитательный потенциал и качественные показатели семьи.

Автором Т.А. Гурко было обобщено мнение, присущее различным специалистам, в результате чего состоялось выделение типичных ошибок, которые могут иметь место при воспитании в неполных семьях:

— проблема гиперопеки, при которой первоочередными признаются лишь те проблемы, которые возникают у ребенка или связаны с ним. Практическим результатом чрезмерной заботы могут стать психологические отклонения у ребенка, его заниженная самооценка, отсутствие самостоятельность, задержка умственного развития;

— проблем отстраненности матери от выполнения воспитательных функций и подмены данного направления чрезмерной материальной заботой. Наличие такой ситуации порождает увеличение материальных требований ребенка к матери, что, при условии отсутствия возможности в их удовлетворении, может стать причиной конфликта;

— проблема, выраженная в воспрепятствовании в общении с отцом, основанная на неприязни, имеющейся к нему у матери;

— проблема двойственного отношения к ребенку, выраженная то в необоснованном раздражении, то чрезмерной заботе. Воспитание ребенка в таких условиях порождает невроз;

— проблема, связанная с намерением добиться образцовости ребенка, при которой мать становится домашним надзирателем, оказывающим на ребенка чрезмерное давление. В результате, ребенок может обратиться к уличной жизни;

— проблема практического отстранения матери от обязанностей, связанных с воспитанием ребенка и уходом за ним. Поводом к тому может стать ее безответственность, недоброжелательность, наличие вредных привычек, асоциальное поведение.

Существование хотя бы одной из представленных проблем в семье, где воспитание ребенка проводится без отца, служит причиной искаженности, ошибочности, деформации воспитательных процессов.

Таким образом, неполная семья имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития. Неполная семья, даже при самых благоприятных условиях не может способствовать полноценному и гармоничному развития детей, что связано с нарушением естественная среда воспитания, которая создается совместно и матерью, и отцом.

На семью, как основополагающий фактор личностного становления ребенка, указывают такие отечественные и зарубежные исследователи     (Э. Арутюнянц, А.С. Спиваковская; Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Е.А. Личко, В.С. Мухина, Е.Т. Соколова и др.).

Особое воздействие на родительские отношения оказывает их супружеское общение. Эмоциональный холод, отмечающийся между супругами, может становится причиной симбиотичного отношения родителя к ребенку. Наличие между ними симбиотичных отношений выражается в компенсаторном, защитном характере.

Образование неполной семьи после того, как произошел развод, служит фактором риска, способным негативно отразиться на развитии ее участников. То воздействие, которое совершается со стороны неполных семей, в большей мере, определяется в результате ее осмысления со стороны родителей и того, как они переживают данный факт. Воспитание в отсутствии отца является поводом к искажению Я-концепции, присущей ребенку. Она может иметь низкую самооценку, самовосприятие, высокие или сниженные приязания, тревожность, нервоз, страх, застенчивость, неуверенность. Становясь взрослыми, такие дети могут почувствовать трудность в процессе устраивания своей личной жизни. Нельзя утверждать, что данный негативный прогноз будет реализован в каждом случае. Во многом степень благополучия ребенка, воспитываемого в семье, где родители разведены, зависит от того, как проживающие порознь родители сотрудничают друг с другом. Считаем, что каждый из родителей должен иметь одинаковую возможность к участию в воспитальном процессе ребенка и общении с ним.

Скачать текст в WORD

Если образ «Я» у ребенка сформирован положительно, на него могут воздействовать отрицательные оценки, проявление которых осуществляется окружающими. Это означает, что представленный образ не может быть признан безусловным.

Матери отведена отдельная роль в процессе формирования самооценки, присущей ребенку. Только при наличии у нее позитивного отношения к себе, может быть достигнуто правильное самопринятие себя.

Можно согласиться с мнением о том, что наличие у ребенка низкой самооценки находится в прямой взаимосвязи с родительскими ориентировками к осуществлению приспособительского поведения.

 Ориентированние ребенка к тому, что успех может быть достигнут лишь при наличии способности к постраиванию, не может быть призанно эффективным. Снисходительность и терпимость родителей служит основой средней самооценки, в то время, как ее высокий уровнеь детерминирован скурпулезно прописанными со стороны родителей правилами, а также наличием между ними и ребенком доверительных взаимоотношений.

М.И.Лисиной были описаны такие варианты, при которых самооценка детей развивается исходя из особенностей, присущих их воспитанию. Нередко, родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания, что выражается в отсутствии поощрений, необоснованности наказаний, негативных прогнозах будущего, упрекающем сравнении со сверстниками.

В то время, когда происходит формирование личности ребенка, негативным может выступить влияние независимых суждений, завышенных стандартов, предъявляемых со стороны родителей. Понуждение ребенка к осознанию собственного несоответствия мнимым стандартам, становится основой для возникновения условий, влекущих снижение самооценки.

Эмоциональный климат, присутствующий в семье, всегда отражается на процессах, связанных с формированием личности. Об этом свидетельствуют умозаключания выполненые А.М. Захаровым, А.Я. Варгой, А.А. Бодалевым. Важно понимать, что семейный климат определяется исходя из действительных, реально существующих чувств, имеющихся между родителями.  Каждый ребенок является восприимчивым к вражде, имеющейся у родителей. Ощущая такую вражду, ребенок утрачивает ощущение безопасности, что может проявляться в страхе того, что он будет оставлен. Семья является важнейшим фактором в построении модели мира, используемой ребенком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *