Организация и методики исследования
С целью изучения особенностей самооценки подростков из неблагополучных семей нами было организовано эмпирическое исследование.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 64 г. Красноярска. Выборка исследования представлена двумя группами: 12 подростков в возрасте 12-14 лет, воспитывающихся в неполной семье (неполные семьи, образованные в результате развода).
Для исследования самооценки подростков использовались следующие методики:
1. Тест — опросник Г.Н. Казанцевой «Уровень общей самооценки».
Данный тест – опросник позволяет выявить уровень самооценки личности.
Проводится подсчет положительных ответов с положениями под нечетными номерами. После считаются положительные ответы с положениями под четными номерами. Определяется разница между первым и вторым результатом. Итоговый результат может находиться в интервале от -10 до +1. Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 — о высокой (завышенной) самооценке; от -3 до +3 об адекватной самооценке.
Наличие у человека адекватной самооценки позволяет ему давать реальную оценку себе. Он способен выделить круг отрицательных и положительных качеств, совершать изменения и адаптацию к условиям, претерпевающим изменения. Его восприятие позволяет воспринимать новую информацию и обучаться за счет собственных ошибок. Адекватность самооценки является основой постановкой таких целей, которые являются достижимыми, т.е. фактически осуществляемыми в действительности.
Завышенная самооценка свидетельствует о неправильном представлении себя. Это выражается в идеализировании собственного образа и тех возможностей, которые присущи личности. Таким людям свойственно наличие убеждения в том, что они являются непогрешимыми. Как результат, возникают сложности во взаимодействии с ними, проявляемые в их неспособности услышать мнение других, воспринять внешние сигналы о необходимости изменения собственного поведения. Направление замечаний со стороны сторонних лиц в отношении такого лица будет принято им в качестве придирки. Отсутствие успеха воспринимается таким лицом в качестве внешнего отрицательного воздействия или наличия таких обстоятельств, которые не находятся в зависимости от него.
Занижение собственной самооценки указывает на то, что реальные возможности такой личности гораздо выше. Как правило, такая самооценка выражается в отсутствии необходимой уверенности, робости, неспособности реализовать свой потенциал. У таких людей отсутствуют цели, достичь которые было бы сложно. Для них достаточно ограничиться обыденными задачами. Им свойственны сомнения в себе, сложность принятия решений и пр.
2. Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан позволяет диагностировать самооценку личности и ее притязания к себе. В основании методики лежит непосредственное оценивание со стороны школьников тех качеств, которыми они обладают.
Методика позволяет по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения), устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении), степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам), уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам), интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки, зрелость/незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции», характер и содержание проблем и их компенсаций.
В задании изображено семь линий, каждая из которых обозначает определенное качество личности (отображается в названии линии). Необходимо отобрать определенные знаки на каждой из этих линий, что будет указывать на развитие определенных качеств и тот уровень, до которого такое качество лицо желает развить.
В модифицированном варианте А.М.Прихожан используются следующие шкалы: здоровье, ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение много делать своими руками (умелые руки), внешность, уверенность в себе.
Обработка результатов проводится по шести шкалам, первая шкала «здоровье» является тренировочной и не учитывается. Каждый ответ выражается в баллах, которые соответствуют длине отрезка от начала линии до знака (например, 54мм = 54 баллам).
При этом:
· уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы до знака «х»;
· уровень самооценки — расстояние в мм от нижней точки шкалы до знака «-»;
Затем рассчитывается средняя величина уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам, она и показывает уровень притязаний и самооценки.
Уровень притязаний
Полученные баллы оцениваются в соответствии с данными:
· менее 60 баллов — заниженный уровень притязаний, указывающий на неблагоприятное развитие личности;
· от 60 до 89 баллов — норма, свидетельствующая о реалистическом уровне притязаний;
· от 75 до 89 баллов — оптимальный сравнительно высокий уровень, демонстрирующий адекватность представлений о существующих у лица возможностях, что дает ему возможности к дальнейшему личностному развитию;
· от 90 до 100 баллов — нереалистическое, связано с некритическим отношениями к существующему кругу возможностей.
Уровень самооценки
Полученные баллы оцениваются в соответствии с данными:
· ниже 45 баллов — заниженная самооценка, указывающая на то, что личность развивается крайне неблагополучно, характеризуется неуверенностью в себе и нежеланием приложить усилия к изменению такого состояния.
· от 45 до 74 — «средняя» и «высокая» адекватная самооценка;
· от 75 до 100 и выше — завышенная самооценка, исходя из чего можно сделать вывод о наличии отклонений в формировании субъекта, выраженных в личностной незрелости, неспособности адекватно оценивать результаты. Такие субъекты закрыты, не чувствуют собственных ошибок, неудач, не обращают внимание на оценки, поступающие со стороны социума.
Критичность самооценки изучалась за счет использования методики Экспресс-диагностирования самооценки подростков, юношей. Разработала данную методику Е.Н.Корнеева.
Осуществление диагностики проводится в два этапа. На первом испытуемый осуществляет выбор 10-20 качестве, среди тех черт, которые характеризуют его личность, как идеальную. Вторая часть такой работы заключается в выборе 10-20 качеств антиидеала.
Подсчитываются черты личности, приписываемые идеалу, подсчитываются черты, приписанные себе. Подсчитывается коэффициент самооценки по формуле Кс=количество черт, приписанные себе разделить на количество черт, приписанные идеалу.
Подсчитываются черты личности, приписываемые антиидеалу, подсчитываются черты, приписываемые себе. Подсчитывается коэффициент критичности Кк=количество черт, приписываемые себе разделить на количество черт, приписываемые антиидеалу.
Шкала оценок:
0,7 – 0,9 – самооценка и критичность завышены;
0,4 – 0,6 – самооценка и критичность адекватны;
0,1 – 0,3 – самооценка и критичность занижены.
Анализ результатов исследования
Рассмотрим результаты исследования общей самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семье, полученные по методике Г.Н. Казанцевой.
В таблице 1 представлены основные результаты исследования самооценки у детей из неполной семьи:
Таблица 1
Самооценка подростков из неполной семьи
№ п/п | Имя ребенка | Кол-во баллов | Самооценка |
1. | Андрей Г. | +7 | Высокая |
2. | Ева К. | +1 | Средняя |
3. | Игорь К. | +6 | Высокая |
4. | Настя С. | -1 | Средняя |
5. | Лолита Х. | -5 | Низкая |
6. | Саша Ш. | -7 | Низкая |
7. | Дима С. | -4 | Низкая |
8. | Максим А. | +2 | Средняя |
9. | Денис Б. | -6 | Низкая |
10. | Карина С. | -5 | Низкая |
11. | Оля С. | +8 | Высокая |
12. | Иван Ш. | -8 | Низкая |
Анализируя результаты полученные при исследовании самооценки подростков из неполной семьи мы получили данные, что 50% подростков имеют низкую самооценку, по 25% детей – высокую и среднюю самооценку.
Неадекватная, низкая самооценка большинства подростков из неполных семей снижает уровень социальных притязаний детей, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы.
В таблице 2 представлены основные результаты исследовании самооценки подростков, воспитывающихся в полной семье
Таблица 2
Самооценка подростков из полной семьи
№ п/п | Имя ребенка | Кол-во баллов | Самооценка |
1. | Влад Б. | +1 | Средняя |
2. | Оля Б. | +7 | Высокая |
3. | Катя Г. | +6 | Высокая |
4. | Лиза Б. | -1 | Средняя |
5. | Женя К. | +6 | Высокая |
6. | Вадим Р. | +6 | Высокая |
7. | Данил П. | +7 | Высокая |
8. | Катя Л. | +2 | Средняя |
9. | Ваня Р. | +3 | Средняя |
10. | Коля Р. | -5 | Низкая |
11. | Ира М. | +8 | Высокая |
12. | Таня В. | +9 | Высокая |
Анализируя результаты полученные при исследовании самооценки подростков из полной семьи мы получили данные, что 58,3% подростков имеют высокую самооценку, 33,3% подростков –среднюю самооценку, и только один подросток, что составляет 8,3% от общей выборки, имеет низкую самооценку.
Проведем сравнительный анализ самооценки у подростков, воспитывающихся в полной и неполной семьях. Основные результаты сравнения самооценки представлены в таблице 3 и рисунке 1:
Таблица 3
Самооценка подростков, воспитывающихся в полной и неполной семьях
Уровень | Подростки из полной семьи | Подростки из неполной семьи |
низкий | 8,4% | 50% |
средний | 33,3% | 25% |
высокий | 58,3% | 25% |
Наглядно данные таблицы 3. представлены на рис. 1:
Рис. 1. Самооценка подростков, воспитывающихся в полной и неполной семьях.
Анализ данных, представленных в таблице 3 и рис.1. свидетельствует, что в группе из полной семьи преобладает высокая самооценка (58,3% подростков), которые очень высоко оценивают себя, имеют идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. Подростки уверены в собственной непогрешимости. У 33,3% подростков представлена адекватная самооценка и только 8,4% подростков имеют низкую самооценку.
В группе подростков из неполной семьи преобладает низкий уровень общей самооценки (50% подростков), которые оценивают себя ниже реальных возможностей личности, что приводит к неуверенности в себе, робости невозможности реализовать свои способности. Подростки не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Подростки равномерно распределились по высокому и среднему уровню (по 25% подростков).
Таким образом, по результатам исследования общей самооценки подростков, воспитывающихся в полной и неполной семьях можно сделать вывод, что подростки из неполной семьи имеют более низкий уровень общей самооценки.
Подростки из полной семьи, которые обладают позитивной самооценкой, обобщенно ощущают себя хорошими. поэтому верят в свою успешность. Цели подростка с высокой самооценкой обширны, поставленные планки высоки, планы масштабны. Ответственность таких подростков не пугает, а вера в успех позволяет не обращать внимания на временные неудачи и ошибки. Однако у подростков из полной семьи с высокой самооценкой наблюдается малая самокритичность и некоторая невнимательность к другим людям, что является одним из следствий оптимизма и инициативности.
Таким образом, подросткам из полных семей, которым в большей степени характерна высокая самооценка проще существовать в коллективе. Подростки не боятся показаться смешным или сделать глупость — поэтому готовы придумывать: как решить задачу, где прогулять урок и т.д.
Подростки из неполных семей слишком критично относятся к своим действиям, поэтому осуществляют мало действий. Подросткам из неполных семей сложнее учиться: они в меньшей степени уверены в собственных силах, чем их сверстники из полных семей. В сравнении со сверстниками из полных семей в больше степени неуверенны в собственных возможностях, имеют более низкий уровень социальных притязаний.
Рассмотрим особенности самооценки подростков, полученные по результатам методики Дембо-Рубинштейн.
В таблице 1 приведены различия в показателях самооценки подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье, полученные с помощью методики Дембо-Рубинштейн. Подростки демонстрируют адекватный и низкий уровень самооценки.
Таблица 1
Среднегрупповые показатели самооценки методики Дембо-Рубинштейн подростков, воспитывающихся в полной и неполной семьях
Показатели | Подростки из полной семьи | Подростки из неполной семьи |
Ум | 7,4 | 6,5 |
Авторитет у сверстников | 7,2 | 6,7 |
Характер | 6,3 | 7,4 |
Умелые руки | 8,1 | 5,2 |
Внешность | 6,0 | 5,9 |
Уверенность в себе | 7,4 | 6,7 |
Анализ данных показателей самооценки в группе подростков, воспитывающихся в неполной семье представленный в таблице 1 свидетельствует, что подростки высоко оценивают интеллектуальные способности (6,5 баллов), собственный авторитет среди сверстников (6,7 баллов) , характер (7,4 балла) и высоко уверены в себе (6,7 баллов). На среднем уровне подростки оценили умение делать что-либо своими руками (5,2 балла) и внешность (5,9 баллов). Следует отметить, что отсутствуют характеристики, которым бы подростки дали низкую оценку.
Анализ данных показателей самооценки в группе подростков, воспитывающихся в полной семье, представленный в таблице 1 свидетельствует, что подростки из полной семьи оценивают на высоком уровне все характеристики по шкалам методики Дембо-Рубинштейн: интеллектуальные способности (7,4 балла), собственный авторитет среди сверстников (7,2 балла) , характер (6,3 балла), внешность (6,0 баллов) высоко уверены в себе (7,4 баллов). На очень высоком уровне подростки оценивают умение делать что-либо своими руками (8,1 баллов).
Рассмотрим основные различия показателей самооценки в группе подростков, воспитывающихся в поной и неполной семьях (данные представлвены наглядно на рис.2.)
Рис. 2. Показатели самооценки по методике Дембо-Рубинштейн подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье
Анализ основных различий частных самооценок подростков, воспитывающихся в полной и неполной семьях позволяет сделать следующие выводы:.
Подростки из неполных семей оценивают себя как менее умных (показатель 6,5) в сравнении с подростками из полных семей (показатель 7,4).
Подростки из неполной семьи менее удовлетворены тем, каким авторитетом они пользуются у сверстников (среднегрупповой показатель – 6,7, в группе подростков из полной семьи – 7,2) и собственным характером (среднегрупповой показатель – 7,4, в группе подростков из полной семьи – 6,3).
Подростки, воспитывающиеся в полной семье намного выше оценивают свои способности делать что-либо своими руками, чем подростки из неполной семьи (среднегрупповой показатель подростков из полной семьи – 8, 1, из неполной семьи – 5,2).
Следует отметить, что подростки из полной семьи более уверены в себе, чем подростки из неполной семьи (подростки из полной семьи – 7,4, из не полной семьи – 6,7)
Только по параметру «внешность» показатели подростков, воспитывающихся в неполной и подной семьях практически не отличаются (среднегрупповой показатель в группе подростков из неполной семьи – 5,9, из полной – 6,0)
Таким образом, подростки, воспитывающиеся в неполной семье имеют более низкие показатели самооценки по большинству параметрам самооценивания, чем подростки из полной семьи. Только по параметру «характер» подростки из полной семьи имеют более низкие показатели, чем подростки из неполной семьи.
Рассмотрим основные различия по уровню притязаний подростков из полной и неполной семей. Среднегрупповые значения притязаний методики Дембо-Рубинштейн подростков представлены в таблице 2.
Таблица 2
Среднегрупповые значения притязаний методики Дембо-Рубинштейн подростков, воспитывающихся в полной и неполной семьях
Показатели | Подростки из полной семьи | Подростки из неполной семьи |
Ум | 8,8 | 9,2 |
Авторитет у сверстников; | 8,2 | 8,4 |
Характер | 8,3 | 8,8 |
Умелые руки; | 8,7 | 7,2 |
Внешность | 7,5 | 7,9 |
Уверенность в себе | 8,4 | 8,4 |
Анализ показателей притязаний в группе подростков из неполной семьи свидетельствует, что большинство показателей уровня притязаний находятся на высоком уровне: авторитет у сверстников (8,4), характер (8,8 баллов), внешность (7,9 баллов), уверенность в себе (8,4 балла), подростки из неполной семьи имеют средний уровень притязаний по шкале «умелые руки» (7,2 балла) и очень высокий уровень притязаний по параметру «ум» (9,2 балла).
Анализ показателей притязаний подростков, воспитывающихся в полной семье позволяет сделать вывод, что у них по всем параметрам притязания находятся на высоком уровне: ум (показатель 8,8 баллов), умелые руки (показатель 8,7 баллов), характер (показатель 8,3 балла), уверенность в себе (показатель 8,4 балла), авторитет у сверстников (показатель 8,2 балла) и внешность (показатель 7,5 баллов).
Наглядно различия притязаний подростков, воспитывающихся в полной и неполной семьях представлены на рис. 2:
Рис. 1. Показатели притязаний по методике Дембо-Рубинштейн подростков, воспитывающихся в полной и неполной семьях.
Анализ различий, представленные на рис.2. позволяет сделать вывод, что у подростков из неполной семьи более высокий уровень притязаний в развитии оцениваемых качеств (параметров), который бы удовлетворял их.
Таблица 3
Расхождение уровня самооценки и притязаний подростков, воспитывающихся в полной и неполной семьях
Показатели | Подростки из полной семьи | Подростки из неполной семьи |
Ум | 1,4 | 2,7 |
Авторитет у сверстников; | 1 | 1,7 |
Характер | 2 | 1,4 |
Умелые руки; | 0,6 | 2 |
Внешность | 1,5 | 2 |
Уверенность в себе | 1 | 1,7 |
Анализ расхождения между уровнем самооценки и притязаний свидетельствует, что у подростков из полной семьи расхождения меньше, чем у подростков из неполной семьи, за исключением параметра характера.
Таким образом, в результате исследования можно сделать вывод, что существуют различия в самооценке подростков в зависимости от структуры семьи.
Подростки из полной семьи имеют более низкие показатели самооценки, чем подростки из полной семьи.
Проведение методики «Цветовой тест отношений» A.M. Эткинда позволило нам получить данные о характере эмоционального самоотношения, о неосознаваемых компонентах образа «Я».
Методика состоит из 2 частей. Сначала, в соответствии со стандартной инструкцией теста Люшера, подростку предлагается проранжировать в порядке убывания предпочтения 8 цветов
Во второй части методики детям предлагается соотнести конфетный объект с определенным цветом. В нашем исследовании для оценки предлагались следующие объекты: «Я-реальное» и «Я – идеальное).
Для обработки полученных результатов осуществляется подсчет рангового места, присущего каждому объекту оценивания. Использование цветов Люшера позволило использовать в процессе интерпретации круг символических значений.
В качестве первого объекта оценивания признается подросток. Ему было предложено выполнить ассоциацию себя с каким-либо цветом. Можно рассмотреть те отличительные черты, которые присутствовали в эмоциональном самоотношении этих субъектов.
В каждой группе цветовой диапазон был охвачен подростками полностью. Половина подростков, представляющих полные и неполные семьи, продемонстрировали отнесение к зоне «основных цветов» (зеленый, желтый, синий, красный). С учетом положений Люшера, это свидетельствовало об их эмоциональном благополучии.
В приоритете у детей, представляющих неполные семьи, были нейтральные, радостные и мрачные цвета. Для второй группы было характерно наличие предпочтений в активном красном, ярком желтом и сером цвете. Анализируя итоги, можно выделить, что ассоциация с серым и желтым цветом присутствовала у подростков обеих групп, т.е. вне зависимости от полномы их семьи. Красному отдавали предпочтения те дети, что воспитываются обоими родителями, а синему – одним.
Рассмотрим результаты анализа ранговой позиции «Я», непосредственно отражающей меру принятия либо отвержения себя. Проведенный анализ выявил, что между подростками, воспитывающихся существуют различия в ранге «Я» (на уровне тенденции: р=0,083) — уровень самопринятия и мера удовлетворенности собой у подростков из неполных семей оказывается ниже, чем у их сверстников из полных семей. При изучении результатов отмечается, что у подростков из полной семьи полностью отсутствуют 7 и 8 (последние) позиции в ассоциации с собой, в то время как в группе подростков из неполной семьи такой вариант был зафиксирован в 10% случаев.
Это означает, что откровенно негативное самоотношение не является характерным для подростков с отцом и матерью, в то время, как оно присутствует у каждого седьмого ребенка, воспитываемого условиях отсутствия одного из родителей.
Одновременно, среди подростков из неполной семьи 50% детей отличались явно позитивным самоотношением (1 и 2 ранговые позиции). В группе подростков из полной семьи было больше — 70%.
Проведение качественного анализа позволило установить, что для первой группы участников, в большей мере, присущи позитивные оценки, а для второй – негативные или условно-нейтральные.
Стоит использовать данные итоги в процессе определения специфики, присущей идеальному образу «Я» детей данной категории, исходя из структуры из семьи.
Наиболее часто подростки из неполной семьи соотносили с «идеальным Я» радостный желтый и спокойный серый цвет (20 и 30%, соответственно). Для подростков из полных семей предпочтительными оказались желтый (10%) и яркий фиолетовый (20%).
В целом, в качестве ассоциаций со своим идеальным образом «Я» 65% подростков из неполных семей и 72,5% подростков из полных семей выбрали «позитивные» цвета, отражающие положительное восприятие своего собственного эталона.
Вместе с тем, у подростков из полных семей отмечается большее разнообразие выборов — ими были задействованы все 8 цветов, в то время как у подростков из неполных семей только 6. Абсолютно все подростки из неполной семьи проигнорировали красный и синий цвет (входящие в число т.н. основных цветов Люшера). В то же время их сверстники из полной семьи выбирали эти цвета как ассоциацию с «идеальным Я» в 20% случаев.
Интерпретирование символических цветовых значений, базирующееся на выводах Люшера, позволяет отметить, что выбор красного цвета указывает на наличие жизненных сил, потребность в соперничестве, завоевании. Он служит проявлением радости и собственной силы. Каждый 5-й подросток, отнесенный в первую группу, избрал именно этот цвет. Второй группой он был проигнорирован.
Выбор, сделанный в пользу синего, указывает на доброжелательность, гармоничность, ощущение безопасности, нежность и заботу. Несмотря на то, что первая группа выбирала данный цвет редко (1 из 10), вторая группа не выбрала его вовсе.
В процессе интерпретации данных показателей было отмечено, что вторая группа детей не имеет должны стремлений к активным действиям, достижению высоких результатов, им присущ глубинный покой, наличие привязанностей, единение.
Необходимо обсудить ранговое место Я-идеального, за счет которого происходит отражение позитивного (негативного) восприятия подростками своего идеального образа.
Таблица 4
Распределение ранговых значений идеального Я
Ранг | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Средний ранг |
Подростки из неполных семей | 30% | 30% | 20% | — | — | 10% | — | 10% | 3,0 |
Подростки из полных семей | 30% | 20% | 20% | 10% | 10% | 10% | — | — | 2,09 |
Сведения, внесенные в вышеупомянутой таблице, указывают на то, что более половины подростков обеих группы имеют позитивное восприятие своего идеального образа. Так, для каждого пятого подростка оценка идеального «Я» является положительной. Только десятая часть участников второй группы негативно настроена в отношении собственных возможностей.
Обобщая изложенный материал, можно констатировать, что позитивное восприятие своих возможностей и перспектив развития присуще большей части подростков (80% детей). Одновременно 10% подростков из неполной семьи негативно воспринимают свои потенциальные возможности.
Таким образом, интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки у подростков из неполной семьи свидетельствует, что показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам совпадают в обеих группах.
Обобщая полученные итоги можно отметить наличие, в большинстве случаев, позитивного восприятия, в особенности у представителей первой группы. Наличие резких различий между группами не установлено. Однако, имеется круг существенных отличий в части позитивного самовосприятия представителями второй группы, у которых оно является менее позитивным.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о существовании различий в оценивании себя подростками, воспитывающихся в полной и неполной семье.
Полученные результаты согласуются с теоретическими данными различных авторов. Так, А.Я.Варга отмечает, что семейная структура (полная или неполная семья) и процесс (счастливая или не счастливая) влияет на самооценку ребенка. Опыт семейного общения с самых ранних этапов развития ребенка закладывается в фундамент его общей установки к миру социальных отношений и к собственному Я. Формирование самооценки рассматривается как результат усвоения ребенком определенных параметров отношения к нему родителей, а в неполной семье семейные взаимоотношения являются деформированными.
Методические рекомендации развития самооценки подростков из неполных семей
Неадекватная самооценка препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, свидетельствует о неблагополучном развитии личности подростка.
Цель: направить программу на повышение общего уровня самооценки у подростков, содействовать оптимизации межличностных взаимоотношений РЕБЕНОК—РОДИТЕЛЬ в неполной семье.
Форма проведения.
Всего: 8 занятий:
4 занятия — с ребенком;
3 занятия — с родителями;
1 занятие — совместно.
Самооценка представлена в виде образования, в состав которого включены сложные элементы. Такая сложность указывает на то, что психотехнические упражнения могут не дать должного результата. Возникает потребность в работе с родителями.
Родительское отношение выражено в тех чувствах, которые имеются у них в отношении ребенка. Оно заключается в ряде поведенческих стереотипов, используемых для общения с отпрыском, принятия его характера, понимания поступков.
Контроль может быть выполнен в следующих формах: устных отчетах, проводимых в завершении занятий; групповых дискуссиях, по тем вопросам, которые подлежат обсуждению.
В данном процессе осуществляется формирование мыслей участников, дается аргументация собственного мнения, проводятся споры, не нацеленные на взаимные оскорбления. Каждая игра должна завершаться обсуждением. Со стороны участников раскрываются впечатления о том, какие чувства они ощутили в то или иное время. В результате соединения общинного и коллективного действия устраняется застенчивость, личная вина. В результате, каждый участник осознает те успехи, которые были им достигнуты, определяет план, по которому данные достижения будут применены, выполняет контроль за эффективностью процессов тренинга.
Содержание работы с подростками, имеющими низкую и адекватную самооценку, с его родителем
Занятия | |
Дети | Родитель |
1. Лекция “Самосознание личности” 2. Беседа. 3. Игра “Кто Я”. |
1. Родительское собрание “Наши дети”. 2. Обсуждение проблемы воспитания детей и общения с ними. |
1. Упражнение “Настроение” 2. Упражнение “Расслабление” (на быстрый отдых и расслабление). 3. Упражнение “Ситуация”. |
1. Игра “Воспоминание” 2. Упражнение “2 минуты отдыха” (на быстрый отдых и расслабление). 3. Упражнение “Ритм”. |
1. Упражнение “Поставь себя на место другого” 2. Упражнение “Слепой и поводырь”. |
1. “Контакт глаз” 2. Упражнение “Модальность”. 3. Беседа “Поставь себя на место другого”. |
Домашнее задание: игра: “Анонимный список претензий”. | |
Упражнение “Давление” (совместное обсуждение). Чаепитие. Цель: сплочение группы. Высказывание в свободной форме своего отношения к предыдущим событиям. Дать возможность получить обратную связь. | |
Упражнение “Эмоциональное состояние”. Методика “Самооценка”. |
Занятия с подростками
1. Лекция “Самосознание личности”
Занятие № 1.
Философы, ученые, писатели, художники и представители иных процессий заинтересованы в изучении внутреннего мила личности, а также ее самосознания. Каждый человек заинтересован в изучении собственного внутреннего мира.
Первоначально вопрос о ”Я” соотносился главным образом с познанием человека самого себя как существа мыслящего — в этом значении и нужно понимать слова Декарта “Я мыслю, следовательно, существую”. Но потом стало очевидно, что человеческое “Я” гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. По своему составу «Я» представлено в виде всего того, что является для человека дорогим. Совершение поведенческих действий находится во взаимосвязи с тем представлением, которое фактически имеется у человека и тем желаемым образом, в котором он видит себя.
Те проблемы, которые возникают в процессе формирования самосознания, отличаются особой сложность. Любому человеку присуще наличие нескольких образов «Я». Эти образы появляются вместе с развитием личности, на основе того опыта, который у нее появляется. Именно человек способен представит себе свое идеальное «Я» и то «Я», которое видят люди в каждый конкретный момент. Это означает, что познание самого себя является регулярным и сам человек является и объектом и субъектом этого познания.
Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: “Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ Я”
Образ “Я” — это не просто представление о самом себе, социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе “Я” можно выделить 3 компонента.
1. Познавательный (когнитивный) — знание
себя, самосознание.
2. Эмоционально-оценочный — ценностное отношение к себе.
3. Поведенческий — особенности регуляции поведения.
Считаем, что даже фантастическое «Я» может существовать. Оно может базироваться на тех желаниях, которые присущи человеку и не соответствовать тем возможностям, которые у него есть в действительности.
Вся совокупность таких «Я» одновременно находится внутри человека. Преобладание одного из них будет отражаться на общем состоянии.
Примером может выступить ситуация, при которой человек хочет иметь силу, но не желает осуществлять спортивные упражнения. Такая ситуация является проявлением несовпадения желаемого и действительного.
Выполнение самооценки позволяет отрегулировать поведение, выполняемое со стороны личности. Важными ориентирами могут стать такие факторы, как общение, в ходе которого человек познает другую личность и проводит ее сравнение со своей, а также совместная деятельность, позволяющая выделить те качества сторонней личности, которые могут заинтересовать.
По сути, самооценка находится в тесной связи с притязаниями, испытываемыми личностью. Их уровень указывает на то, каким является образ «Я».
Психолог Джеймс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.
Самооценка = Успех / Притязания.
Формула свидетельствует о том, что стремление к повышению самооценки может реализоваться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, и в случае успеха уровень притязаний повышается, человек готов решать более сложные задачи, при неуспехе — наоборот.
Наличие у человека мотивации к успеху обязывает его устанавливать для себя такие цели, которые, в случае достижения, будут свидетельствовать об уровне успеха. Такая мотивация обязывает человека к стараниям, использованию всевозможных средств для быстрой и эффективной реализации задуманного.
Имеется круг людей, чья мотивация связана с избеганием неудач. Они не намерены добиваться успеха. Их интересует лишь обеспечение такого состояния, при котором неудача не сможет возникнуть. Такое состояние является отражением неуверенности лица, отсутствия у него удовольствий от совершаемых им действий.
Как правило, таковым отводится роль побежденных. Многие говорят о них, как о неудачниках. Успех достигается лишь теми, кто требователен к себе. Отсутствие требований или наличие лишь незначительных требований, не позволяет достичь успеха.
Процесс достижения успешного результата во многом зависит от тех представлений, которые имеются у человека в части его способностей, за счет которых он намерен разрешать возникающие задачи. Если человек глубоко убежден в наличии у него способностей, он с большей легкостью переживет неудачу, в отличие от того, кто считал их слабо развитыми.
Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
2. Беседа.
3. Упражнение на самоидентификацию. Кто Я?, Какой Я?
Материал: тетрадные листы бумаги, ручки.
Инструкция: написать 10 ответов на вопрос “Кто Я?“ и 10 ответов на вопрос, “Какой Я?”.
При этом можно учитывать любые свои характеристики, черты, интересы, эмоции — все, что покажется вам подходящим для того, чтобы описать себя фразой, начинающейся с “я”.
После выполнения задания ребята складывают листочки на стол. Ведущий берет наугад листок и читает написанное. Все пытаются угадать, о ком идет речь. При этом ведущий может сказать, что не будет зачитывать очень личные характеристики. Если все же кто-то не хочет, чтобы его записи прочитали, то листок остается у хозяина.
Занятие № 2.
1. Упражнение “Настроение“ (взято из системы Н. Роджерса) “Как снять осадок после неприятного разговора”.
Инструкция: возьмите чистый лист бумаги и цветные карандаши, расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите: грустное настроение, как вы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием эмоционально разорвите листок, выбросите в урну. Всего 5 минут, а ваше эмоциональное неприятное состояние уже исчезло. Оно перешло в рисунок и было уничтожено вами.
2. Упражнение “Расслабление“ — на быстрый отдых и расслабление.
Инструкция: сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать, отдохните на стульях… Вам удобно… Глаза закрыты… Вы полностью ли уменьшить их, чтобы избежать неудач.
3. Упражнение “Ситуация”.
Цель: развивать личностную свободу и раскованность для улучшения взаимоотношений и взаимопомощи.
Инструкция: вы должны придумать причины возникновения ситуации, а также развить ситуацию дальше.
Варианты:
1. “Саша не успела выучить домашнее задание”.
2. “Максим прогулял урок”.
3. “Толя взял магнитофон своего друга без разрешения”.
4. “Рома пришел домой в 12 часов ночи”.
Причины, выявленные ребятами, помогут лучше понять некоторые поступки. Показать причины, почему родители сердятся, когда подросток поздно приходит с прогулки и т.д. Обсуждение помогает показать участникам, что необходимо предвидеть последствия своих поступков и свое поведение соотносить с реакцией окружающих людей.
Занятие № 3.
1. Упражнение: “Поставь себя на место другого”.
Цель: улучшать взаимоотношения между подростками и родителями.
Инструкция: вспомните свой недавний конфликт с ребенком (родителем). А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте того, с кем спорили. Представили? Внутренне про себя спросите у “него”: какие впечатления он получил от общения с вами. Продумайте, что бы мог сказать про вас ваш бывший собеседник. Затем проиграйте в своем воображении беседу таким образом, чтобы оставить у вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что, прежде всего, изменилась ваша внутренняя позиция? Вы начинаете беседу, внутренне готовясь к равноправному контакту. Эта психологическая подготовка связана со сменой вашей позиции, вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.
2. Упражнение на доверие “Слепой и поводырь”.
Инструкция: “разделитесь, пожалуйста, на пары. Кто в паре будет первым, а кто вторым? Первые номера — слепые, вторые — поводыри Слепые, закройте глаза и ходите по комнате. Чувствуйте, каково быть слепым в одиночку. Слепые остановитесь”. К каждому слепому подходит свой поводырь, берет его за руку и знакомит с миром, с комнатой, с другими слепыми.
Теперь поводыри оставляют “своих” слепых и подходят к другим. Затем слепые открывают глаза, делятся впечатлениями и меняются поводырями, возвращаются к первым и тоже делятся впечатлениями и меняются ролями.
Это упражнение можно проводить в полной тишине, можно разрешить разговаривать только слепому, только поводырю или обоим.
Домашнее задание: игра “Анонимный список претензий“.
Инструкция: в условленный вечер каждый из членов семьи бросает в почтовый ящик конверт, в котором он высказывает свои претензии к другим членам семьи. В назначенный день конверт вскрывается, и претензии зачитываются вслух. Если мать или отец оказались в центре обсуждения, и относительно них были высказаны определенные претензии, пусть они обдумают свое поведение и постараются изменить свою позицию в семье.
Совместное занятие подростков с родителем
1. Обсуждение домашнего задания: “Анонимный список претензий”. Совместное обсуждение.
2. Упражнение “давление”.
Цель: почувствовать, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства.
Инструкция:
— Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровень груди, слегка соприкоснитесь ладонями.
— Договоритесь о том, кто
будет ведущим, его задача — слегка надавить на ладони партнера. Затем
поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
Выскажите друг другу впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально
комфортнее: когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони.
— Возможно, вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае.
Тогда попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместное движение
обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное
ощущение тепла.
Вывод. Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства?
3. Чаепитие.
Занятия с родителями
Занятие I.
1. Родительское собрание “Наши дети”.
1 часть. Лекция.
Во всех детях мы замечаем нужду в безопасности и развитии — это начало начал.
Но в чем ваш ребенок нуждается? Мы привыкли говорить, что все одинаково важно. Конечно. Но в паре безопасность — развитие для нас, конечно же, важнее развитие. Нам важно запустить тяжелый маховик развития, чтобы оно никогда не останавливалось, ни в 13—15, ни в 25, ни в 75. Но тут и начинается самое интересное — развитие не идет до тех пор, пока не удовлетворена потребность ребенка в безопасности.
Отец бьет сына, чтобы лучше учился, — результат нетрудно предсказать: сын может получить лучшие отметки, но развитие его останавливается. Взяв в руки ремень, чтобы “вложить ума” отец выбивает ум из ребенка. И не только потому, что взрослый наносит физические травмы сыну, а еще ипотому, что нарушается чувство безопасности личности. Там, где нет безопасности, учение на ум не идет.
У ребят лидеров способности развиваются полнее, чем у тех, кто чувствует себя в коллективе неуверенно. Мы часто говорим, что для хорошего учения нужно чувство успеха. А почему? Да потому, что успех и дает чувство полной безопасности. Когда потребность в безопасности удовлетворена, полностью включается потребность в развитии, и ребенок умнеет на глазах. Чем сильнее действует одна потребность, тем сильнее проявляется другая. Чем более озабочен своей безопасностью ребенок, тем меньше потребность в развитии, и само развитие приобретает в этом случае уродливый характер. Ребенок научается хитрить, ловчить, обманывать. Он изобретает потрясающие способы отлынивать от работы. Вряд ли вы хотите, чтобы развитие вашего ребенка приняло такое направление.
Конечно, для развития нужны опасности. Не надо их бояться. Но пусть это будут опасности, которые всегда встречаются на пути предприимчивого смелого человека.
В книге “Рождение гражданина” В.А. Сухомлинский писал: “В годы отрочества человек больше, нежели в другой период своей жизни, чувствует потребность в помощи, совете… Иногда подросток одинок, хотя вокруг него люди.
Одиночество среди людей опасно. Оно заключается в том, что никто — ни учитель, ни родители — не знают, чем живет подросток.
Ребенок становится подростком. Не спешите отогнать тревогу. Она пришла законно. Она говорит вам, что человек растет, что он становится самостоятельнее, ищет какую-то свою, не совсем протоптанную дорогу в жизни. Уберечь его мы не можем. А вот помочь найти, выбрать — не только можем, но и должны”.
А для этого надо по-новому взглянуть на семью: здоровая ли в ней атмосфера?
Едва ли полезет на строительные леса мальчик, которого отец научил забираться с рюкзаком на высокую гору. Скорее всего, не возьмет сигарету подросток, который привык дышать чистым воздухом лыжных походов. И уж конечно, не обидит человека ребенок, когда ему в семье ежедневно подают пример такой “эмоциональной культуры”, которая, по словам В.Л. Сухомлинского, является “азбукой нравственного благородства”.
Ребенок взрослеет. Вас это тревожит? Не спешите отогнать тревогу, она пришла законно.
2 часть. Обсуждение проблемы воспитания детей и общения с ними.
3 часть. Ознакомление родителей с результатами диагностики по самооценке.
Занятие II.
1. Игра “Воспоминание”.
Целью занятия являются оживление и обновление воспоминаний родителей о том, какими они были в детстве и какие впечатления переживали.
Инструкция: вспомните свое детство, какие внутренние мотивы заставляли вас совершить тот или иной поступок. Расскажите нам. В ходе игры организуется совместное обсуждение воспоминаний детства, предпринимается попытка понять мотивы поступков своих детей, посочувствовать им, проявить доверие.
2. Упражнение “две минуты отдыха” (на быстрый отдых и расслабление).
Инструкция: сядьте
удобно, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула, закройте
глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это
привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место
вашей мечты. Побудьте там… делайте то, что вам приятно делать… Или ничего
не делайте, как хотите… Побудьте там, где вам хорошо, три минуты…
Через 2—З минуты группа выходит из упражнения сама.
3. Упражнение “Ритм” (взято из системы И. Роджерса). Целью упражнения является создание гармонии внутреннего мира родителей, ослабление психологической напряженности развитие внутренних психических сил.
Инструкция: это
упражнение выполняется в паре и помогает участникам формировать открытость к
собеседнику.
Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один —
ведущий, второй — “зеркало”. Руки участников подняты на уровень груди и
повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять
произвольные движения руками, а играющий роль “зеркала” пытается отразить их в
том же ритме. Роли несколько раз меняются.
Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний ритм другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно думать, что ваш ребенок — индивидуальность, обладающая уникальным психологическим ритмом. Чтобы правильно понять его, необходимо почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.
Занятия III.
1. Упражнение “Контакт глаз”.
Целью упражнения является введение понятия “невербальное общение”
Инструкция: всем необходимо встать в круг и попытаться встретиться с кем-то взглядом. Когда двоим это удается, они меняются местами.
Рефлексия. Было ли это общением? Только ли при помощи слов мы общаемся?
2. Упражнение “Модальность”.
Инструкция: почувствуйте
себя подростком. Какие слова ваш ребенок чаще всего слышит дома? Примерно
следующие: “Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты
должен уважать старших!”, “Ты должен слушаться старших!”. Почти нет обращений,
построенных в модальности возможного: “Ты можешь…”, “Ты имеешь право…”,
“Тебе интересно…”.
А теперь перейдите в позицию родителя. Что вы чаще всего говорите о себе,
обращаясь к подростку. А говорите следующее: “Я могу тебя наказать…”, “У меня
есть полно право…”, “Я знаю, что делать…”, “Я старше и умнее…” Что же
получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в
модальности обращения к ребенку.
Ребята понимают, что они “не могут ничего”, для них одни запреты, а взрослые “могут все”, у них полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость, обостряя взаимодействие детей с взрослыми, и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не “вытянуть” возложенной на него тяжелой ноши долга. Давайте потренируемся.
Типичная фраза | Как необходимо говорить |
“Ты должен хорошо учиться!” | “Я уверен, что ты можешь хорошо учиться” |
“Ты должен думать о будущем!” | “Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию ты планируешь выбрать?” |
“Ты должен уважать старших!” | “Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека”. |
“Ты должен слушаться учителей и родителей!” | “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”. |
3. Беседа “Поставь
себя на место другого”.