Виды и классификация железнодорожных сортировочных станций

На территории России функционирует развитая система железнодорожного сообщения, которая требует непрерывного обслуживания, сопровождения и современного оборудования. Основную функцию технического обслуживания, а также формирование и пропуска железнодорожных составов выполняют железнодорожные сортировочные станции.

С К А Ч А Т Ь

Крупнейшая сортировочная станция РЖД находится на Транссибирской железной дороге в Свердловской области. Называется она – Свердловск-сортировочный. Она осуществляет комплексное обслуживание грузовых и пассажирских поездов, проверяет исправность составов, пропускает транзитные поезда и занимается формированием составов.

На территории России можно выделить ключевые сортировочные станции, которые имеют наибольшую нагрузку, это:

  1. Свердловск – Сортировочный.
  2. Челябинск – Главный.
  3. Санкт-Петербург – сортировочный – Московский.
  4. Инская.
  5. Орехово – Зуево.
  6. Бекасово.
  7. Кинель.
  8. Пермь.
  9. Лоста.
  10. Московка.
  11. Кочетовка.
  12. Брянск – Льговский.
  13. Батайск.
  14. Иркутск-Сортировочный.

Станции выстроены согласно объему обслуживаемых вагонов. Это наиболее значимые сортировочные станции нашей страны. Огромное внимание уделяется техническому оснащению станций и квалификации сотрудников. Именно эти ключевые позиции способствуют улучшению эффективности работы. Крупные сортировочные станции обладают собственными железнодорожными контейнерными терминалами. Это достаточно важный сегмент в железнодорожных грузоперевозках, но не основной. Поэтому, железнодорожные терминалы по работе со стандартными контейнерами зачастую не имеют должного развития.

Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонов; располагаются в районах массовой погрузки и выгрузки грузов (на выходах из добывающих бассейнов, на подходах к крупным промышленным центрам, вблизи крупных морских и речных портов), а также в железнодорожных узлах, где происходит значительная корреспонденция вагонопотоков между сходящимися линиями и переформировывается большое число поездов. Основной продукцией сортировочной станция являются сформированные поезда на станции назначения, задаваемые планом формирования.

 Вагонопотоки и поездопотоки, перерабатываемые и пропуска­емые сортировочными станциями[1]:

  • транзитный с переработкой (тр с/п) – основная доля в об­щем вагонопотоке (ВП);
  • транзитный без переработки (тр б/п);
  • транзитные поезда с изменением веса или длины, с заменой групп вагонов;
  • местный вагонопоток (МВП), прибывающий в разбороч­ных поездах.

Основные признаки классификации сортировочных станций[2]:

  • по значению в эксплуатационной работе сети железных дорог:
  • основные – это опорные станции сетевого значения. Фор­мируют дальние технические маршруты, проходящих без переработки не менее одной участковой или сортировочной станций. Доля других категорий формируемых поездов не­значительна. Основные сортировочные станции располага­ются в узлах, где пересекаются магистральные линии с мощ­ными вагонопотоками, а также в районах зарождения боль­ших грузопотоков;
  • региональные (районные) – перерабатывают, как правило, вагонопотоки, которые зарождаются и погашаются между соседними техническими станциями. Доля дальних техни­ческих маршрутов невелика, либо таковые не формируются;
  • промышленные – перерабатывают вагонопотоки отдель­ных крупных промышленных предприятий;
  • по количеству сортировочных систем:
  • односторонние (ОСС) – с одной сортировочной системой;
  • двухсторонние (ДСС) – с двумя сортировочными системами;
  • по взаимному размещению парков:
  • с поперечным расположением парков;
  • с последовательным расположением парков;
  • с комбинированным расположением парков;
  • по расположению главных путей:
  • с объемлющим (по обе стороны станции);
  • с односторонним (нечетный и четный пути с одной сторо­ны станции);
  • с внутренним (между сортировочными системами на ДСС).

С К А Ч А Т Ь

В таблице 1 показаны технологические операции при пропуске транзитных поездов без переработки на сортировочных станциях.

Таблица 1

Технологические операции при пропуске транзитных поездов без переработки

Операция Используемые пути, устройства
Прием транзитного поезда Главный путь линии, транзитный парк
Уборка поездного локомотива (при смене поездного локомотива) Локомотивный тупик, соедини­тельный (ходовой) путь, ЛХ
Подача поездного локомотива (при смене поездного локомотива) ЛХ, ходовой путь, путь транзитного парка
Отправление транзитного поезда Путь транзитного парка, главный путь линии

Технологические операции при переработке транзитных вагонопотоков с переработкой представлены в таблице 2.

Таблица 2

Технологические операции при переработке транзитных вагонопотоков с переработкой

Операция Используемые пути, устройства
Прием разборочного поезда Главный путь линии, парк приёма
Уборка поездного локомотива Соединительный (ходовой) путь, ЛХ
Заезд горочного локомотива Ходовой путь, локомотивный тупик
Надвиг состава на горку Путь надвига
Расформирование (роспуск) состава, накопление вагонов Горка, путь роспуска, сортировочный парк
Окончание формирования накопленного состава Вытяжной путь и пути сортировочного парка
Перестановка сформированного состава Вытяжной путь сортировочного парка, путь парка отправления
Возвращение маневрового локомотива после перестановки Локомотивный тупик, ходовой путь, вытяжной путь сортировочного парка
Подача поездного локомотива под состав, готовый к отправлению ЛХ, ходовой путь, путь парка отправления
Отправление поезда Парк отправления, главный путь линии

Технологические операции при пропуске транзитных поездов  с изменением веса или длины, с заменой групп вагонов показаны в таблице 3.

Таблица 3

Технологические операции при пропуске транзитных поездов  с изменением веса или длины, с заменой групп вагонов

Операция Используемые пути, устройства
Прием поезда Главный путь линии, транзитный парк
Уборка поездного локомотива (при смене поездного локомотива) Локомотивный тупик, соедини­тельный (ходовой) путь, ЛХ
Маневровая работа по отцепке (прицепке) вагонов Транзитный парк, вытяжные пути, сортировочный парк
Подача поездного локомотива (при смене поездного локомотива) ЛХ, ходовой путь, путь транзитного парка
Отправление транзитного поезда Путь транзитного парка, главный путь линии

Вагоны местных назначений поступают в разборочных поез­дах. При их расформировании вагоны распределяются по путям сортировочного парка.

После накопления составов сборных, вывозных и передаточ­ных поездов производится подборка вагонов в поездных групп в соответствии с задаваемым признаком детализации (если пла­ном формирования станции предусмотрено формирование многогруппных составов). Перечень технологических операций после накопления таких составов приведен в таблице 4.

Таблица 4

Перечень технологических операций после накопления таких составов на сортировочных станциях

Операция Используемые пути, устройства
Сортировка вагонов с целью их группировки в соответствии с заданным признаком детализа­ции в формируемом составе Вытяжной путь в выходной горловине сортировочного парка и пути сортировочного парка
Сборка подобранных групп в заданной последовательности в формируемый состав Вытяжной путь сортировочного парка, путь сборки в сортировоч­ном парке
Перестановка сформированного состава Вытяжной путь сортировочного парка, путь парка отправления
Возвращение маневрового локо­мотива в район формирования Локомотивный тупик, ходовой путь, вытяжной путь сортировочного парка
Подача поездного локомотива под состав, готовый к отправлению ЛХ, ходовой путь, путь парка отправления
Отправление поезда Парк отправления, главный путь

Кроме того, на сортировочных станциях производится техни­ческое обслуживание и коммерческий осмотр составов транзит­ных грузовых поездов и поездов своего формирования; отцепоч­ный ремонт вагонов; техническое обслуживание, экипировка и ре­монт локомотивов; смена локомотивов и локомотивных бригад; обслуживание подъездных путей. На некоторых станциях органи­зуется сортировка мелких отправок и контейнеров, снабжение во­дой поездов с живностью и другие операции.

На станциях имеются технические и служебные здания, устрой­ства локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения, пути, электроснабжения, СЦБ и связи, материальные склады, при не­обходимости сортировочные платформы и площадки для сорти­ровки контейнеров. Для остановки пассажирских поездов, посад­ки и высадки пассажиров предусматриваются пассажирские оста­новочные пункты с платформами.

С К А Ч А Т Ь

Сортировочные станции оборудуются электрической централизацией (ЭЦ) стрелок и сигналов, устройствами механизирован­ной очистки стрелок (пневмообдувка или электрообогрев), телеви­зионными установками, системами автоматизации работы горок и другими устройствами новейшей техники. Станции включают­ся в автоматизированную систему управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ). Таким образом, неотъемлемой частью грузовых железнодорожных перевозок является сортировочная работа, в рамках которой комплектуют составы для отправки в то или иное направление. Станции, на которых осуществляется перераспределение грузов, называются сортировочными


[1] Сортировочные станции : учеб.-метод. пособие / В. В. Григорьев. — Екатеринбург : Изд -во УрГУПС, 2014. — 79 с.

[2] Савин В.И. Перевозка грузов железнодорожным транспортом / В.И. Савин. – М. : Дело и сервис, 2017. – 760 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *