В.М. Чернов на посту министра земледелия Временного правительства (4 мая – 12 июля 1917 г.)

Будущий министр земледелия Временного правительства Виктор Михайлович Чернов родился 25 ноября (7 декабря) 1873 г. в городе Хвалынске Саратовской губернии в семье уездного казначея Михаила Николаевича Чернова и уроженки старинного дворянского рода Анны Николаевны Булатовой. Анна Николаевна умерла рано, Виктору Михайловичу не исполнилось и 2-х лет. После её смерти он жил вместе с отцом и мачехой, которые не уделяли внимания его воспитанию. Как вспоминает сам Чернов, «я рос в значительной мере беспризорным, предприимчивым, своевольным бродягой».

Виктор Михайлович рос в атмосфере, способствующей формированию обостренного чувства справедливости и сострадания к ближнему. Это во многом предопределило его дальнейшую судьбу и способствовало становлению Чернова как политика и революционера. Уже во время учебы в Саратовской гимназии он начинает интересоваться общественными движениями. Тогда же он заводит знакомства с т.н. «неблагонадежными лицами» – народником М.А. Натансоном и народовольцем А.В. Сазоновым. Впоследствии, уже будучи студентом юридического факультета Московского университета, Чернов активно участвует в деятельности «Партии народного права» (однако в саму партию не вступает). Именно за это в 1894 г. он был арестован и отправлен в Петропавловскую крепость, а в 1895 г. – в ссылку в Тамбов. Там Виктор Михайлович пишет свою первую серьезную литературную работу «Философские изъяны доктрины экономического материализма». Кроме того, для местных журналов и газет был написан целый цикл статей по вопросам социологии.

В Тамбове Чернов тесно сотрудничает с народническими организациями. В 1898 г. Виктор Михайлович женится на учительнице местной воскресной школы Анастасии Слётовой. Вскоре он сближается с её братом, Степаном Слётовым, и вместе они ведут активную революционную агитацию среди местного крестьянства. Позднее Чернов основывает крестьянскую организацию «Братство для защиты народных прав». В уставе данного «Братства» освещался и аграрный вопрос, в частности говорилось, что вся земля должна перестать быть собственностью помещиков и должна перейти в руки всего трудящегося народа.

В мае 1899 г. Виктор Михайлович вместе с женой уезжает в Цюрих, где в 1900 г. становится одним из основателей организации, получившей название «Аграрно-социалистическая лига». В брошюрах, изданных лигой, говорилось о необходимости проведения агитационных действий среди крестьянского населения, без поддержки которого «никакая революционная партия не сможет нанести в России серьёзного, решительного удара буржуазно-капиталистическому режиму». В дальнейшем «Аграрно-социалистическая лига» становится частью Партии социалистов-революционеров, образованной в 1900 г. Сразу после создания Партии Чернов становится главным редактором её главного печатного органа – газеты «Революционная Россия». В последующие годы Виктор Михайлович активно занимается революционной публицистикой и становится главным теоретиком партии.

После публикации Манифеста 17 октября 1905 года Чернов с семьёй через территорию Финляндии возвращается в Россию. Однако уже к середине 1907 года становится ясно, что революция в его родной стране завершается, тысячи эсеров были репрессированы, сотни расстреляны. В этих условиях Чернов принял решение эмигрировать в Лондон. Так начался долгий период второй эмиграции Виктора Михайловича.

В Россию ему удалось вернуться лишь в апреле 1917 г. Политический кризис, связанный с «нотой Милюкова», привел к созданию первого коалиционного Временного правительства, куда вошли и представители социалистических партий. Среди них был и Виктор Михайлович Чернов.

Интересно отношение самого Чернова к коалиционному Временному правительству. Известно, что он изначально осознавал невозможность совместной работы с представителями кадетских партий. Если же изучить первые статьи и речи Чернова, написанные им после приезда 8 апреля 1917 г. в Петроград, то можно сделать вывод, что он не был и сторонником коалиционного социалистического правительства и тем более не собирался быть министром. Виктор Михайлович был твёрдо уверен, что Россия ещё не готова к тому, чтобы социалисты могли взять власть в свои руки.

Социалисты требовали, чтобы в правительстве им предоставили право управлять шестью ведомствами – военным, внутренних дел, земледелия, а также труда и социального обеспечения. Виктора Михайловича изначально хотели видеть в кресле министра иностранных дел, так как на совместном заседании Петроградского совета и Временного правительства он критиковал курс Российского МИДа. Однако сам Чернов, по воспоминаниям одного из лидеров меньшевиков И.Г. Церетелли, отказывался от этой должности по двум причинам: «Во-первых, потому, что он, автор аграрной программы партии соц. – революционеров, считал своим главным делом подготовку земельной реформы; во-вторых, потому, что назначение министром иностранных дел его, социалиста-интернационалиста, должно было вызвать тревогу в тех кругах общества, которые принимали советскую программу борьбы за мир, но сохраняли оппозиционное отношение к общей международной идеологии социалистов». Сам Чернов в своих мемуарах так описывает своё отношение к произошедшему: «Когда, под давлением Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов и нашего партийного съезда, я должен был войти в состав Временного Правительства в качестве министра земледелия, старые его члены, с князем Львовым во главе, радостно (и, думаю, совершенно искренне) встретили мое назначение».

Однако сам князь Львов считал, что Виктор Михайлович не слишком дорожит своей должностью, так как «с самого начала он вошел в правительство нехотя, и, судя по тону его высказываний в печати, он должен тяготиться своим пребыванием в коалиционном правительстве».

Нелестного мнения о Викторе Михайловиче был и октябрист С.И. Шидловский, написавший о Чернове в своих мемуарах. Шидловский считал его обыкновенным подпольным революционером, просидевшим все революции за границей; «пустословным оратором», произносившим свои агитационные речи без всякого смысла, «с цитатами из разных авторов, с претензией на глубокомыслие, но совершенно без всяких мыслей, в общем, так себе балалайка, да еще рядового свойства», и заканчивал свою характеристику Чернова резким замечанием, что он «в качестве открыто выступающего деятеля и организатора был ничтожеством» и что «его единомышленники сделали это открытие».

Однако были и те, кто радостно встретил назначение Чернова на пост министра земледелия. В РГАСПИ обнаружено дело, в котором собраны многочисленные приветствия со всех концов России в связи с его вхождением в состав Временного правительства. Здесь приведены некоторые из них.

Например, Совет крестьянских депутатов Алексеевской волости Саратовского уезда сообщал в телеграмме: «Приветствуем в лице Вашем защитника интересов трудового народа и борца за землю и волю и надеемся на скорое разрешение земельного вопроса». Крестьяне ряда деревень Клинского уезда Московской губернии пишут, что, «узнав о принятии Вами поста министра земледелия, бесконечно обрадованы, шлют Вам, пожизненному поборнику интересов земледельческого класса, свой горячий привет…». Грозненская организация партии эсеров приветствовала своего духовного вождя и учителя как министра и пожелала ему успехов в работе на благо свободного трудового народа. Группа партии социалистов-революционеров с фабрики в г. Гусь-Хрустальный приняла резолюцию с приветствием вступления Чернова в правительство и выражением ему поддержки.

Таким образом, можно сделать вывод, что трудящиеся России, рядовые члены ПСР одобряли поступок Виктора Михайловича и возлагали большие надежды на его министерскую деятельность.

Данные противоречивые оценки личности Виктора Михайловича, по нашему мнению, помогают оценить степень важности его пребывания в коалиционном Временном правительстве и понять причины, по которым он в дальнейшем не смог полностью осуществить свои реформы в области аграрных преобразований.

В своих мемуарах Чернов отмечает, что сразу же после его вступления в должность он был приглашен принять участие в объезде фронта «для поднятия боевого духа» с агитационной программой: «на популярность моего имени среди солдат – в массе своей мужиков в серых шинелях – возлагались в этом деле большие надежды». Министр земледелия ответил, что ему по вкусу такая идея, однако осуществить её он согласен лишь после того, как в его руках окажется ряд мер, «ставящих нашу земельную политику на твердые рельсы подготовляющейся и развертывающейся аграрной реформы». Министры старались уговорить Чернова пойти на компромисс и сделать два объезда фронта: второй совершить непосредственно после вступления будущих аграрных проектов в силу, а первый – до, «в кредит».

К началу Всероссийского крестьянского съезда Советов, который начал свою работу 4 мая 1917 г., создание коалиционного правительства было завершено и 5 мая был объявлен его новый состав: председателем совета министров, как и раньше, был князь Львов, новыми членами совета стали эсеры: В.М. Чернов – министр земледелия Временного правительства, П.Н. Переверзев, ставший министром юстиции, А.Ф. Керенский, возглавляющий военное министерство; народный социалист A.B. Пешехонов, вставший во главе министерства продовольствия; и меньшевики: И.Г. Церетели, занявший пост главы министерства почт и телеграфов и, помимо этого, являющийся заместителем председателя президиума ВЦРПС Совета рабочих и солдатских депутатов, и М.И. Скобелев, вставший во главе министерства труда. Партия кадетов сохранила за собой в кабинете министров 5 мест, остальные 4 остались за цензовыми элементами. Именно таков был состав первого коалиционного правительства.

В этот же день, 5 мая, была издана Декларация первого коалиционного временного правительства с изложением программы его дальнейших действий. На следующий день Декларация была полностью опубликована в газете «Вестник». Декларация первого коалиционного правительства состояла из 8 пунктов, первые из которых касались задач во внешней политике. Декларация касалась и аграрного вопроса. Текст её в своей монографии приводит В.Н. Гинёв: пятый пункт гласил, что «предоставляя Учредительному собранию решить вопрос о переходе земли в руки трудящихся и выполняя для этого специальные работы, Временное правительство примет все возможные меры, чтобы обеспечить наибольшее производство хлеба для нуждающейся в нем страны и чтобы регулировать землепользование в интересах всего народного хозяйства и трудящегося населения». На наш взгляд, данная формулировка является весьма туманной и не конкретной. Однако это было не столь важно, поскольку Виктор Михайлович поручился за решение аграрного вопроса.

Таким образом, можно сделать вывод, что Декларация первого коалиционного правительства состояла лишь из общих формулировок без конкретно поставленных задач. Кроме того, нерешенными оставались вопросы о земле, о социальных гарантиях крестьянству и о государственном устройстве. Все надежды возлагались на созываемое в декабре 1917 г. Учредительное собрание.

По опубликованным материалам заседаний Временного правительства и мемуарным источникам можно проследить за деятельностью Виктора Михайловича Чернова во время его пребывания на посту министра земледелия.

Известно, что с 6 мая по 27 июня 1917 г. состоялось 49 заседаний Временного правительства. Заседания проходили каждый день, а 17 июня состоялось целых два заседания. Сами заседания начинались поздно, после 9 часов вечера, и часто длились далеко за полночь. Министр земледелия Виктор Михайлович присутствовал на 33 из них. С 24 мая по 3 июня Чернов не был на заседаниях. Его отсутствие было связано с тем, что после ознакомления с новыми материалами в министерстве земледелия он считал нужным побывать в ряде губерний, дабы узнать реальное положение дел в деревне. Однако его отсутствие не являлось критичным, так как на заседаниях Временного правительства действительно редко обсуждались вопросы, касающиеся Министерства земледелия.

Главным событием мая 1917 г., несомненно, был Всероссийский крестьянский съезд Советов, проходивший с 4 по 28 мая 1917 г. Всего в съезде участвовало 1115 человек: 537 эсеров, 136 беспартийных, 103 социал-демократа, около 20-ти большевиков и 10 трудовиков. Деятельность съезда возглавили эсеры и его председателем был избран представитель правого крыла партии Н.Д. Авксентьев. Среди почётных заседателей съезда были Е.К. Брешко-Брешковская, В.Н. Фигнер и министр земледелия Временного правительства В.М. Чернов. Кроме него, из министров-социалистов на заседании присутствовали А.Ф. Керенский, И.Г. Церетели, М.И. Скобелев и A.B. Пешехонов. Поскольку они присутствовали на съезде непостоянно, им часто предоставлялась возможность произнести речь вне очереди. Это нарушало регламент проведения съезда и существенно мешало работе.

Одним из главных вопросов, поднятых на съезде, было отношение к коалиционному Временному правительству. Ряд делегатов, выступающих на съезде, видели в создании коалиционного правительства единственный выход из сложившийся в стране ситуации. По этой теме, в частности, выступил с докладом П. Сорокин.

Однако были и несогласные, считавшие, что новое коалиционное правительство не сможет решить поставленные перед ним вопросы вследствие разного рода разногласий и только ухудшит отношение ко всем социалистическим партиям. Вот, например, реакция Иваново-Вознесенского совета Рабочих и Солдатских депутатов, выраженная в форме резолюции: «…Широкие слои населения, т. е. народные массы и солдаты, начинают терять надежды на Временное правительство и отказывают ему в доверии… Вступление социалистов в коалиционное министерство якобы для защиты свободы буржуазией всех стран будет использовано как вступление для продолжения войны до победного конца, обманув трудящиеся массы, тем самым ослабив международную борьбу за мир… Поэтому мы высказываемся решительно против вступления социалистов в коалиционное министерство». Кроме того, на съезде с докладом от фракции беспартийных крестьян выступил М.В. Фрунзе. В своём выступлении он одобрял создание самого коалиционного правительства, выразив, однако, недоверие к отдельным его членам, заявив, что такой состав не в состоянии справиться с проблемами во внутренней и внешней политике. Таким образом, отношение к коалиционному правительству не было однозначным с начала его функционирования.

Во время Всероссийского крестьянского Съезда советов активно обсуждался и аграрный вопрос. О нём говорили и крестьянские делегаты, и различные фракции на партийных собраниях. Не оставил его без внимания и Виктор Михайлович: к тому моменту министерство земледелия уже активно разрабатывало план по реформированию аграрной политики. 5 мая 1917 г. Чернов выступил с речью перед крестьянским съездом, где заявил, что необходимо передать земельные участки в руки трудящегося народа до Учредительного собрания, ведь «ни для кого не тайна, что земельный вопрос решится именно таким образом». Кроме того, в этой речи он обосновал создание первого коалиционного правительства и выразил свое согласие с докладом П. Сорокина.

Новой аграрной политикой, предлагаемой министром земледелия, заинтересовался глава Временного правительства князь Г.Е. Львов. С самого начала существования коалиционного социалистического правительства князь отправил запрос о новой земельной реформе Виктору Михайловичу. Волновал его вопрос упразднения частной собственности на землю и передачи её в руки крестьянам. По мнению Г.Л. Львова, данное решение было весьма несвоевременным и необдуманным, так как оно наносило удар в первую очередь по крупным землевладельцам и не касалось владельцев торговых и промышленных предприятий. Всё это, по его мнению, противоречит принципам всеобщего равенства. Установление трудовой нормы привело бы к прикреплению крестьянина к определенному земельному участку, что более напоминает собой крепостную зависимость. Ответ на данный запрос, к сожалению, так и остался неизвестен.

В своих воспоминаниях И.Г. Церетели отмечает, что Виктор Михайлович Чернов с самого начала своей карьеры министра земледелия пытался сделать так, чтобы работа его министерства была тесно связана с работой Совета крестьянских депутатов и Главного земельного комитета. Отчет социалистов-министров перед органами, уполномочившими их войти в состав правительства, явился уникальным явлением. Уже 13 мая 1917 г. наряду с другими министрами коалиционного правительства Чернов выступает с докладом и «Селянский министр» сообщает, что на данный момент министерство земледелия занимается организацией новой переписи населения. По словам Чернова, она нужна для собирания всей необходимой информации к созыву Учредительного собрания, чтобы впоследствии учредить земельный кодекс. Кроме того, Виктор Михайлович сообщает, что готовится реформа управления на местах. Планируется создать новые органы, т.н. волостные земства, а после этого – принять закон о запрещении земельных сделок. Также сообщается, что из состава министерства земледелия формируется отдельное министерство продовольствия и создается Главный земельный комитет. Нужно ответить, что выступление Виктора Михайловича было принято с энтузиазмом, а в конце его даже провожали аплодисментами.

Согласно воспоминаниям И. Г. Церетели, с критикой в адрес Виктора Михайловича тогда выступил Л.Б. Троцкий, назвав Чернова министром «аграрной статистики». Впоследствии это прозвище так и закрепилось за ним.

Вся деятельность служащих министерства земледелия и В.М. Чернова в частности строилась на базе двух основополагающих принципов. Во-первых, это отчуждение частных, государственных и церковных земельных участков в общее пользование. Передача отчужденных свободных земель трудовому населению осуществлялась бы с помощью специально созданных общественных органов. Во-вторых, это установление на всей территории России уравнительно-трудового общинного пользования землей, за исключением того случая, когда трудовое население само выскажется против общины. Таким образом, исходя из мемуаров И.Г. Церетели, министерство земледелия нового коалиционного Временного правительства, в отличие от предыдущего, сумело поставить конкретные цели в области аграрного вопроса, которые соответствовали интересам крестьянства и выражали ее социалистическо-народнический характер.

Более того, «селянский министр» и его коллеги вели систематическую разработку плана новой земельной реформы. При министерстве земледелия были созданы специальные комиссии, которые устанавливали условия, по которым земля переходила бы в руки трудящегося населения.

Поскольку крестьяне активно интересовались процессом подготовки земельной реформы, работники министерства земледелия и помогающие им специальные организации держали крестьянское население в курсе происходящего. Например, в некоторых крестьянских центрах читались специальные доклады, сообщающие, на каком этапе подготовки на данный момент находится земельная реформа. В тексты этих документов входили, например, определение размера распределительного земельного фонда и указывалось количество и качество этих земель по губерниям. Кроме того, устанавливались общегражданские нормы землепользования, а также нормы государственной помощи бедным крестьянам для обзаведения живым и мертвым инвентарем. Из воспоминаний Церетели можно узнать, что он «присутствовал на нескольких больших собраниях, где делались эти доклады, и видел, с каким воодушевлением и одобрением крестьяне и солдаты слушали подробное изложение планов министерства земледелия». Он считал, что «министерство земледелия являлось боевым постом, сосредоточившим в себе общее внимание. Аграрные преобразования должны были определить главное социальное содержание происшедшей революции», ведь именно они затрагивали самые главные интересы всех слоёв населения.

Необходимо, тем временем, напомнить, что прошёл почти целый месяц после принятия первым составом Временного правительства постановления о создании Главного земельного комитета, состоявшего из руководителей земельных комитетов на местах, однако как структура он так ещё и не был созван.

Первый съезд Главного земельного комитета состоялся уже при Викторе Михайловиче 19-20 мая 1917 г. В первый же день министр земледелия Временного правительства выступил перед делегатами съезда. В своём выступлении он сконцентрировал внимание на проблемах в сфере аграрных отношений, указав, что они возникли вследствие издержек старого монархического строя и носят временный характер. Он попросил обратить внимание участников съезда на то, что сторонниками общинного землевладения являются представители разных течений: как крайних политических, так и либеральных и даже радикальных.

Кроме Чернова, на эту же тему был сделан доклад товарищем министра земледелия А. Г. Хрущёвым. Он рассказал, что в министерство земледелия всё чаще поступают жалобы от частных землевладельцев самых разных губерний на аграрные беспорядки, на вынесенные земельными комитетами незаконные решения о захвате частных земель и т.д. Кроме этого, он отметил, что на территории многих губерний идет процесс уничтожения аграрных хозяйств и племенного скота, умышленного захвата крестьянскими жителями инвентаря. В конце своего выступления А.Г. Хрущев сделал вывод, что аграрные беспорядки разрастаются и принимают угрожающий характер, что всё это ведет к разладу всей хозяйственной жизни страны.

После выступления Хрущёва среди участников съезда разгорелся спор о путях выхода из данной ситуации. Одни считали, что лучшим решением в этом случае будет издать ряд временных законов, которые бы урегулировали конфликты между крестьянами и частными землевладельцами. Другие, в лице большевиков, предложили осуществить организованный захват крестьянами всех земель при поддержке земельных комитетов. Однако с возражениями по данному предложению выступает Виктор Михайлович, считая само выражение «организованный захват» полным абсурдом. Данный способ, по его мнению, мог привести к ещё большей дезорганизации и хаосу.

В результате данной дискуссии на съезде была принята резолюция об аграрных волнениях. Согласно данному документу, «неотложной задачей является: скорейшая организация местных земельных комитетов с учреждением при них посреднических и примирительных камер, посылка уполномоченных Главного земельного комитета на места; широкое распространение точных данных по земельному вопросу, а также издание в законодательном порядке положений, способствующих урегулированию взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами». Это касалось и ценовой политики на аренду, и правил пользования лесом и иными угодьями, а также запрещения продажи, оставления в залог и долгосрочной аренды земляных участков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди членов Главного земельного комитета были сторонники разных мнений. Часть членов Главного земельного комитета считала, что необходимо решить проблемы сразу же путем создания Временным правительством специальных законодательных актов, с чем, впрочем, было категорически не согласно само правительство. Другие считали, что нужно отложить решение земельного вопроса до Учредительного собрания, чего хотел и сам Виктор Михайлович Чернов. Третьи выступали за немедленный захват частновладельческих земель и передачу их в собственность крестьянскому населению.

20 мая на заседании Главного земельного комитета его делегатами было принято положение о создании Совета Главного земельного комитета. В соответствии положением Совет создаётся как постоянно действующий орган в межсессионное время. В его обязанности входил контроль за исполнением всех постановлений комитета, а также он должен был через соответствующие учреждённые органы министерства земледелия контролировать местные органы и подготавливать программы для работы для новых сессий Главного земельного комитета.

В планы Совета Главного земельного комитета входило несколько положений – это и сбор всевозможных статистических и экономических данных, которые необходимы для проведения земельной реформы; издание периодических статей с новостями Главного земельного комитета, где публиковались самые необходимые сведения, касающиеся деятельности Главного и местных земельных комитетов и других важных данных, необходимых для подготовки земельной реформы. Далее Совет Главного земельного комитета предполагал составить план, определяющий порядок работы всего органа, а также наметить общие положения, входящие в проект земельной реформы, создав для этого дела специальную комиссию. Кроме того, совместно с отделом переписи и другими уполномоченными органами необходимо было подготовить план статистических и экономических исследований, которые будут претворяться в жизнь благодаря деятельности местных земельных комитетов.

Необходимо отметить, что Виктор Михайлович Чернов активно участвовал в заседаниях Главного земельного комитета и именно он являлся составителем инструкций для его последующей деятельности.

Министр земледелия Временного коалиционного правительства отчитывался в своей деятельности и перед Всероссийским съездом Советов крестьянских депутатов: 23 мая он сделал доклад, а 24 мая ответил на 150 поступивших в его адрес записок. Оба выступления Чернова сопровождались одобрением большинства делегатов, и его провожали горячими аплодисментами. В докладе и ответах на записки он сообщал о том, что сделано в министерстве за две недели: выделено Министерство продовольствия, подготовлен законопроект о запрещении земельных сделок и признании недействительными заключенных после 2 марта, послано распоряжение Министерства юстиции нотариусам о незаконности земельных сделок. Одновременно Чернов вновь показал несостоятельность проектов решения аграрного вопроса, которые предложили на съезде представители меньшевиков и большевиков.

Ещё одним важным событием в истории карьеры Виктора Михайловича как министра земледелия Временного правительства стал Первый съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 3 июня и окончивший свою работу 23 июня. Естественно, что на съезде не обошли стороной и аграрный вопрос.

В работе съезда активно участвовали и министры-социалисты. В начале съезда выступал и Виктор Михайлович, и первоначально его доклады касались лишь национального вопроса.

Первый съезд Советов осуществлял свою работу по секциям. Заседание секции по аграрному вопросу открылось 13 июня, а на следующий день на заседание был приглашен Чернов с докладом, касающимся работы земельных комитетов. Однако он не смог явиться ввиду того, что 15 июня он выступал с докладом в исполнительном комитете Совета крестьянских депутатов. Последствием этого явилось решение разделиться на две подсекции, одна из которых занималась бы вопросами в отношении деревни, другая – аграрным законодательством нового времени. Ввиду этого делегаты аграрной секции поручили президиуму донести сей факт до сведения «селянского министра».

Сам Чернов, как говорилось ранее, был занят докладом в исполнительном комитете Совета крестьянских депутатов. В данном выступлении сообщалось о том, что с момента создания первого коалиционного правительства представителями социалистических партий был поставлен на обсуждение вопрос об ускорении созыва Учредительного собрания. Кроме этого, Виктор Михайлович говорил о необходимости создания управления на местах, о проведении выборов в волостные и уездные земства. Было заверено, что в министерстве земледелия полным ходом идет подготовительная работа, касающаяся всех основных проблем земельной реформы.

В качестве одной из целей работы министерства земледелия Чернов обозначил создание запасного земельного фонда и проведение полной Всероссийской земельной переписи. Кроме того, было высказано пожелание, чтобы исполком Совета крестьянских депутатов принял участие в создании некоторых земельных проектов совместно с министерством земледелия. Виктор Михайлович предложил ввести специальный аграрный день на заседаниях Временного правительства: этот день был необходим для обсуждения новых законопроектов для сельского хозяйства. В пример Чернов привел проект передачи сена и грубых гуменных кормов в ведение государства, законы о помощи при сборе урожая текущего года, по сохранению лесного массива при производстве древесных заготовок, по ловле рыбы, о примирительных камерах, а также об осуществлении регистрации скота, как всего поголовья в целом, так и особенно племенного.

По мнению Виктора Михайловича, экстренные события, происходящие в стране, заметно затрудняют деятельность Временного правительства. На выступлении ему был задан вопрос о том, когда Временным правительством будет издана декларация, которую обещали в резолюции по аграрному вопросу на Всероссийском съезде крестьянских депутатов. На что министр земледелия ответил, что декларация являлась «благожелательным жестом со стороны Временного правительства» и что гораздо важнее принять более насущные законы, имеющие практическое значение для урегулирования крестьянской жизни.

16 июня Виктор Михайлович всё же посещает заседание аграрной секции и там же выступает с таким же докладом, как и в исполнительном комитете.

Уже в конце работы съезда, 24 июня, Чернов зачитывает новый доклад по аграрному вопросу. Данный доклад был построен так, что в начале министром было дано толкование всех пунктов резолюции, разработанной аграрной секцией, затем он зачитал общую резолюцию по аграрному вопросу, которая должна была быть взята за основу аграрного кодекса России.

Виктор Михайлович выделил следующее: аграрный вопрос из стадии предварительной теоретической разработки в ходе революции в России перешел в стадию непосредственно практической реализации и представляет чрезвычайную важность для всех партий и организаций, несмотря на их разногласия. В связи с этим необходима выработка единой платформы, которая объединила бы все «рабочие и социалистические силы страны». Принятие единой концепции В.М. Чернов мотивировал также тем, что до окончательного решения Учредительным собранием земельного вопроса вся подготовка его «попадет в демократические органы, местные земельные комитеты, т.е. в руки трудового земледельческого населения». В числе первых практических вопросов, обсуждавшихся на заседании аграрной секции, В.М. Чернов назвал требование, «единогласно повторяемое всеми партиями: запрещение, приостановка сделок на землю – купля, продажа, залог, установление всякого рода вещных прав на землю». Представители всех политических направлений в аграрной секции отметили, что эта мера должна быть принята не только для переходного краткого периода, но может «быть превращена в перманентную» и впоследствии ляжет «в основу будущего аграрного кодекса» России. На секции было единогласно высказано мнение, что предстоит «великое земельное переустройство, радикальная ломка всего старого аграрного строя».

В пункте первом резолюции говорилось, что «земля с ее недрами, водами и лесами должна быть изъята из товарного обращения». В.М. Чернов при этом заявил, что именно это положение должно стать первым в основном аграрном кодексе.

Второй пункт резолюции гласил, что «верховное право распоряжаться землёй должно принадлежать всему народу, заведующему ею через демократические органы своего самоуправления, начиная от волостных земств, кончая центральной народной властью». Министр земледелия объяснял, что в будущем, при всенародном законодательном собрании, каждый из этих органов управления будет наделен правами, чтобы распоряжаться «основой производства в деревне и в сельском хозяйстве» – заведовать земельной собственностью и регулировать вопросы, связанные с пользованием землей.

По пункту третьему «пользование землею должно быть обеспечено за трудовым земледельческим населением при условиях, гарантирующих рост производительных сил и развитие кооперативного и общественного хозяйства». По мнению В.М. Чернова, «характер современного момента ставил на очередь движение в сторону коллективизации, в сторону роста общественного контроля, в сторону перехода от разрозненного индивидуального труда к труду коллективному».

Один из пунктов резолюции касался того, что «права пользователей, как индивидуальных, так и коллективных, должны быть гарантированы специальными юридическими нормами на началах общественного равенства». Чернов объяснял, что органы самоуправления не правомочны рассматривать права как коллективных, так и индивидуальных пользователей, поскольку возможны произвол и бесконтрольность, а также влияние сепаратистских и националистических тенденций, поэтому руководящей основой должны стать юридические нормы, обеспеченные судебным порядком.

Резолюция касалась условий пользования землей, определяла, что «местные нормы, сроки и условия пользования вырабатываются и периодически пересматриваются ближайшими к народу органами самоуправления под контролем высших». Далее отмечалось, что передача участков от одних пользователей к другим, равно как и порядок вознаграждения за использованные улучшения и т.п., регулируются специальными выборными органами. Именно этим пунктом охранялась производительность сельского хозяйства и предоставлялась достаточная свобода и инициатива местному населению в выборе норм, учитывая местные условия, как, например, бытовой и климатический характер, а также сельскохозяйственное и культурное значение земель. В то же время в нем содержалась уступка кадетам и центровикам, когда речь шла о вознаграждении при передаче участка в пользование.

В заключении документа указывалось, что характер переходных мер, необходимых в местностях с наиболее запутанными поземельными отношениями, равно как и сроки их действия, должны определяться специальными законоположениями, предварительно разработанными на местах. В.М. Чернов так разъяснял значение этого пункта. В России имелся ряд областей с запутанными земельными отношениями – это местности, где одновременно проживали казаки, инородцы, отрубники, общинники, иногородние и переселенцы. Разрешить единовременной мерой земельный вопрос в таких случаях не представлялось возможным. В заключение Виктор Михайлович выразил надежду, что Советы рабочих и солдатских депутатов будут являться органом трудовой и революционной демократии, способным выработать единую платформу по аграрному вопросу.

Резолюция по аграрному вопросу, принятая на Первом съезде Советов, была опубликована в газете «Дело народа», по этому же изданию текст ее был включен в стенографический отчет съезда.

К сожалению, многие из позиций данной резолюции не устраивали кадетскую часть Временного правительства. В частности, правительство всячески пыталось помешать передаче всех сельскохозяйственных участков земельным комитетам. Председатель правительства князь Львов считал, что «выступления Виктора Михайловича на Крестьянском съезде и в Главном земельном комитете привели к самым тяжелым для сельского хозяйства последствиям. В результате этих заявлений и решений земельные комитеты присвоили себе право вторгаться в права землевладельцев, которые могут быть отменены или ограничены только Учредительным собранием». «Львов выразил свое убеждение в том, что Чернов и руководимое им министерство земледелия проводили в вопросе об анархических эксцессах в деревне политику, коренным образом расходящуюся с той, которая провозглашена в декларации коалиционного правительства».

3 июня 1917 г., председателем министров Т.Е. Львовым был внесён на утверждение проект постановления о привлечении к судебной ответственности ряда лиц и земельных комитетов. В проекте говорилось, что всякое нарушение частной собственности является незаконным и нарушает интересы государства. Признаются незаконными все постановления волостных, уездных и губернских комитетов, кроме тех комитетов, которые были образованы на основании закона от 21 апреля. Министры из социалистических партий решительно отказывались подписывать данный проект.

Тем временем крестьянское движение в стране набирало обороты: учащались грабежи и разорения зажиточных крестьянских участков. Необходимо уточнить, что крестьяне боролись не только против помещиков: многие желали изменить решения, вынесенные землеустроительными комиссиями, которые были созданы ещё при Столыпине. Решение этих проблем тесно связывалось с созывом Учредительного собрания. Однако часть кадетских министров считала, что нужно отодвинуть сроки его проведения, полагая, что наиболее верным решением будет организация собрания после войны. Затягивание со сроками созыва, таким образом, означало откладывание решения аграрного вопроса. Всё это понимал Виктор Михайлович Чернов, всё же упорно пытаясь провести ряд аграрных преобразований.

В конце июня 1917 г. Виктор Михайлович подготавливает проект «О мерах по сохранению неприкосновенности земельного запаса». С некоторыми доработками этот проект был одобрен и опубликован под названием «О приостановлении действием некоторых узаконений о крестьянском землевладении и землепользовании, положения о землеустройстве, а также об упразднении землеустроительных комиссий».

Ещё одним важным постановлением стало «О приостановлении действием некоторых узаконений о крестьянском землевладении и землепользовании, положения о землеустройстве, а также об упразднении землеустроительных комиссии». В нём было объявлено о приостановлении некоторых дел (составление, утверждение и выдача удостоверительных актов на подворные участки), которые вели землеустроительные комиссии. Сами землеустроительные комиссии упразднялись, а все их дела передавались в ведение земельных комитетов. Они, в свою очередь, отчитывались перед Главным земельным комитетом о проделанной работе.

Данное постановление отвечало требованиям крестьян. Оно было направлено на прекращение конфликтов и беспорядков, возникающих на этой основе в деревне. Важный момент: закон был составлен так, что его появление привело к перераспределению функций между министерством земледелия и Главным земельным комитетом, поскольку в задачи последнего перешло решение вопроса о перераспределении земель.

1 июля 1917 г. Виктор Михайлович обратился с воззванием ко всем крестьянам. В воззвании он просил не причинять вреда и ущерба «общеполезным культурным хозяйствам с хорошими конными заводами, с племенным скотоводством, овцеводством и другими племенными 380 рассадниками». Далее отмечалось, что в таких хозяйствах нельзя производить насильственное изъятие скота, отнимать военнопленных и наемных служащих, без которых эти хозяйства могли бы разориться.

Однако отмена столыпинских реформ уже не могла повлиять на ситуацию в деревне. Земельные комитеты все больше набирали популярность и стремились сосредоточить в своих руках все частные земли.

Анализируя ситуацию в стране в апреле-июне 1917, можно сделать некоторые выводы. Несомненно, что, в отличие от Временного правительства первого созыва, аграрный вопрос являлся одним из основных в политике первого коалиционного правительства. Однако решение аграрной проблемы всячески откладывалось до созыва Учредительного собрания. Министр земледелия Виктор Михайлович Чернов осознавал необходимость проведения переходных мер. Сделать это предполагалось посредством передачи части полномочий земельным комитетам. Однако те немногочисленные принятые постановления не только не решали, но даже запутывали земельные отношения. Единственной удавшейся реформой было приостановление работы столыпинского законодательства, но и она не могла погасить накопившееся недовольство крестьян.

Важным фактором неудачи проведения аграрных реформ на данном этапе является и то, что деятельности Виктора Михайловича всячески препятствовали министры-кадеты во главе с князем Г.Е. Львовым. Союз министров-кадетов с министрами-социалистами оказался безуспешным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *