Анализ литературных источников позволяет говорить о том, что во многих исследованиях с позиций психологии и психолингвистики освещены вопросы формирования речевой деятельности у детей. В имеющихся исследованиях рассматриваются особенности овладения детьми грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказываний, это прежде всего труды A.M. Шахнарович, Д. Слобина, А.В. Горелова и др. Планирование и программирование речи освещено В.Н. Овчинниковым, Н.А. Краевской.
А.А. Люблинская и др. авторы указывают на то, что переход внешней речи во внутреннюю в норме осуществляется ближе к среднему дошкольному возрасту [43].
Н.С. Жукова установила, что речь детей среднего дошкольного возраста кардинально не отличается от речи взрослых по наличию в ней этапа внутреннего программирования. Как средство общения, речь ребенка в преддошкольном периоде, связана с определенной наглядной ситуацией общения. Речь детей, воплощаясь в диалогической форме, имеет выраженный ситуативный характер, что означает, что именно она связанна с определенной наглядной ситуацией общения [28].
Постепенно у детей происходит развитие дифференциации функции и форм речи с изменением условием жизни, появлением новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми и детьми. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым.
С развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка появляется потребность в формулировании личного замысла, в рассуждении по поводу метода исполнения практических действий. У ребенка появляется потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста – связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется усвоением грамматических форм развернутых высказываний.
Что касается детей с ОНР 3 уровня, то они пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Более наглядно они проявляются в разных видах монологической речи — описание, пересказ, рассказы по серии картин. Отмечается ограниченность словаря, что провоцирует отставание формирования грамматического строя родного языка. Дошкольникам с трудом дается процесс развития связной речи, переход от диалогической формы к контекстной [39].
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня отмечается отставание в овладении навыков связной речи, в первую очередь, монологической. Также для них характерны сложности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, которые проявляются в:
— нарушении связности и порядка изложения;
— смысловых пропусках;
— выраженной «немотивированной» ситуативности и фрагментарности;
— низком уровне фразовой речи.
С учетом выделенных особенностей формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня очень важно в коррекционно-логопедических занятиях.
Целенаправленное обучение предполагает особые условия, организация будет способствовать овладению навыками монологической речи детям с ОНР 3 уровня. Для формирования навыков построения связных развернутых высказываний необходимо применение всех речевых и когнитивных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладение связной речью становится возможным при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи, что позволяет говорить о том, что решение задач по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР предполагает организацию целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию лексических и грамматических навыков [44].
Необходимо отметить, что уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста тесно связан с познавательной активностью дошкольника, поэтому мы считаем, что одним из значимых условий в формировании связной речи у детей с ОНР 3 уровня является стимулирование познавательной активности.
А.А. Люблинская и др. авторы указывают на то, что переход внешней речи во внутреннюю в норме осуществляется ближе к среднему дошкольному возрасту [43].
Н.С. Жукова установила, что речь детей среднего дошкольного возраста кардинально не отличается от речи взрослых по наличию в ней этапа внутреннего программирования. Как средство общения, речь ребенка в преддошкольном периоде, связана с определенной наглядной ситуацией общения. Речь детей, воплощаясь в диалогической форме, имеет выраженный ситуативный характер, что означает, что именно она связанна с определенной наглядной ситуацией общения [28].
Постепенно у детей происходит развитие дифференциации функции и форм речи с изменением условием жизни, появлением новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми и детьми. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым.
С развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка появляется потребность в формулировании личного замысла, в рассуждении по поводу метода исполнения практических действий. У ребенка появляется потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста – связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется усвоением грамматических форм развернутых высказываний.
Что касается детей с ОНР 3 уровня, то они пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Более наглядно они проявляются в разных видах монологической речи — описание, пересказ, рассказы по серии картин. Отмечается ограниченность словаря, что провоцирует отставание формирования грамматического строя родного языка. Дошкольникам с трудом дается процесс развития связной речи, переход от диалогической формы к контекстной [39].
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня отмечается отставание в овладении навыков связной речи, в первую очередь, монологической. Также для них характерны сложности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, которые проявляются в:
— нарушении связности и порядка изложения;
— смысловых пропусках;
— выраженной «немотивированной» ситуативности и фрагментарности;
— низком уровне фразовой речи.
С учетом выделенных особенностей формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня очень важно в коррекционно-логопедических занятиях.
Целенаправленное обучение предполагает особые условия, организация будет способствовать овладению навыками монологической речи детям с ОНР 3 уровня. Для формирования навыков построения связных развернутых высказываний необходимо применение всех речевых и когнитивных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладение связной речью становится возможным при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи, что позволяет говорить о том, что решение задач по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР предполагает организацию целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию лексических и грамматических навыков [44].
Необходимо отметить, что уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста тесно связан с познавательной активностью дошкольника, поэтому мы считаем, что одним из значимых условий в формировании связной речи у детей с ОНР 3 уровня является стимулирование познавательной активности.