Методические приемы развития связной речи

Согласно требованиям ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников. Одни из них являются традиционными и основными, это, как вам известно:

— Наглядные, словесные, практические.

Эти методы, как непосредственные, так и опосредованные, употребляются чаще остальных.

Непосредственные методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем, к ним относится наблюдение и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов.

Опосредованные методы в своей основе имеют изобразительную наглядность: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Применяются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Словесные методы в работе с дошкольниками применяются реже (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, письма, составление описательных загадок). Словесные методы предполагают применение наглядных приемов: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций [35].

Практические методы способствуют применению речевых навыков и умений, а также их совершенствование: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Таким образом, методические приемы развития речи можно представить тремя основными группами: словесные, наглядные и игровые.

Словесные приемы предполагают: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец – верная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, которая предназначена для подражания дошкольниками и их ориентировки. Образцы должны быть доступными по содержанию и форме, четко, громко и неторопливо произноситься. Образец предъявляется до начала речевой деятельности. С целью привлечения внимания дошкольников к образцу, следует сопровождать его пояснениями, указаниями [34].

Оценка детской речи предполагает мотивированное заключение о качестве речевого высказывания. Она должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий и даваться для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и инновационные комбинированные методы обучения:

• Мнемоника (наглядное моделирование);

• ТРИЗ

• Постановка проблемного вопроса.

• Прием «ИЗО сказка».

Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной развивающей детскую речь единицей.

Рассмотрим подробнее [35]:

Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение; связную речь; мелкую моторику рук.

Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания: пересказ; составление рассказов по картинке и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ; разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок; отгадывание и составление загадок.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений [31].

Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.

Несомненно, эта технология эффективна при формировании у младших дошкольников элементарного речевого творчества, а в группах среднего и старшего дошкольного возраста при формировании навыка составления описательных загадок, сравнений, сравнительных оборотов, метафор, образных выражений и т. д.

Одним из направлений работы по методике ТРИЗ является работа над составлением текстов сказочного содержания. Сказка – это особый мир, который и учит и воспитывает и развивает одновременно. Сказка – это особый мир понятный детям. Через сказку мы знакомим детей с добром и злом, со страхом и победами. Сказка создаёт первые представления о морали. Сказка замечательна тем, что в ней детально излагается определённая схема действий, которая излагается последовательно. Это помогает ребёнку усвоить связь между причиной и последствиями. Сказка – ненавязчивый, интересный способ развития креативности ребёнка, умения мыслить нестандартно, находить пути решения сложных жизненных ситуаций.

Нетрадиционный подход в работе со сказкой – это умение оригинально, необычно воспринимать сказку, творчески её преобразовывать, сочинять разные концовки, вводить разные оригинальные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Главная идея в работе со сказкой – всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей! Создавать в сказках новые ситуации, где бы герой исправился, добро побеждало, зло было бы наказано, но не жестоко, более человечно [34].

Существует и такой нетрадиционный прием, как постановка проблемного вопроса. Этот прием учит детей рассуждать. Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями почему? зачем? Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное — по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.

В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

Следующий нетрадиционный прием, стимулирующий речевое развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста. Прием – ИЗОСКАЗКИ [24].

С детьми старшего дошкольного возраста прием ИЗОСКАЗКА можно использовать в сочетании с настольными играми типа «Жили-были», «Сказочный калейдоскоп», «Придумай сказку» и т. п. В ходе таких игр дети придумывают сюжет сказки, одновременно прорисовывая и озвучивая его. Таким образом, нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *