Транспортная инфраструктура. Значение транспортной инфраструктуры

Успешно развиваться в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке Россия сможет только в процессе всесторонней модернизации своей экономики.

Одним из важных факторов, сдерживающих социальноэкономическое развитие России, является состояние и уровень развития транспортной инфраструктуры. По оценкам Министерства транспорта Российской Федерации, международным нормам на сегодня соответствуют лишь 37 процентов федеральных и 24 процентов региональных автодорог.

Современный город представляет собой место концентрации производственных функций в сфере промышленности, транспорта, услуг, а также административных и политических функций.

В нынешних условиях назрела необходимость рассматривать город не только как отдельный населенный пункт, зону городской застройки, но и как составную часть процесса коллективного потребления, являющегося неотъемлемой чертой экономического развития. Дома, школы, городской транспорт, места проведения досуга – везде люди являются потребителями услуг и продуктов современной городской инфраструктуры. Следовательно, качественные характеристики городской инфраструктуры являются определяющими факторами городской среды, детерминирующими социальное самочувствие населения городов.

Транспортная обеспеченность взаимосвязана со многими социальными и экономическими процессами, происходящими на территории города. Развитие транспортной инфраструктуры дает импульс для экономического роста территории, а увеличение доступности рабочих мест, объектов здравоохранения, образования, проведения досуга положительно сказывается на качестве жизни населения.

Транспортная обеспеченность – как характеристика качества положения в транспортной системе является одним из ключевых факторов при оценке качества городской среды. Также она влияет и на прочие характеристики городской среды, так как определяет ежедневные временные затраты на реализацию потребностей человека, а зачастую и лимитирует их .

Городской транспорт включает три широкие категории перевозок: общественные, индивидуальные и грузовые перевозки. В то время как пассажирские перевозки являются результатом многочисленных индивидуальных решений, основанных на различных обоснованиях, грузовые перевозки являются результатом совместных решений грузовладельцев и поставщиков транспортных услуг. В ряде случаев, пассажирские и грузовые перевозки дополняют друг друга, но иногда могут конкурировать между собой.

Целью общественного транспорта является предоставление общедоступных услуг населению в мобильности в определенной части города. Его эффективность основана на перевозках большого количества пассажиров и достижении экономии на масштабе деятельности. Общественные перевозки осуществляются с использованием трамваев, автобусов, троллейбусов, метро, электропоездов и паромов .

Индивидуальный транспорт предоставляет услуги мобильности, которая является результатом личного выбора средств, таких как автомобиль, ходьба, велосипед и мотоцикл.

Поскольку города являются доминирующими центрами производства, распределения и потребления товаров, коммерческая деятельность (индивидуальная, коллективная) сопровождается большими грузовыми перевозками. Эти перевозки в основном осуществляются автофургонами и их перемещением между производствами, распределительными центрами, складами и организациями розничной торговли.

Важную роль в развитии современных городов играет общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, монорельсовые железные дороги) и муниципальная транспортнодорожная инфраструктура. Общественный транспорт значительно улучшает качество жизни в городских агломерациях, обеспечивая безопасное, эффективное и экономичное обслуживание пассажиров. Общественный транспорт служит как индивидуальным интересам отдельных граждан, так и коллективным интересам всего населения города, увеличивает личные возможности и обеспечивает личную мобильность .

Общественный транспорт и городские транспортные коридоры являются естественными координационными центрами для населения города, обеспечивают экономическую и социальную эффективность жизнедеятельности, способствуют созданию сильных районных центров, которые являются экономически стабильными, безопасными и продуктивными . Когда пассажиры используют общественный транспорт для поездок, то их контакты с окружающими становятся более тесными и коммуникативными, а зависимость от автомобилей снижается, что способствует повышению уровня физической активности.

Общественный транспорт обеспечивает экономию общественных затрат, включая текущие и единовременные.

Городской пассажирский транспорт способствует государственному и муниципальному экономическому росту, увеличивает местную клиентскую базу для целого ряда услуг (розничной торговли, предприятий общественного питания, медицинских учреждений, учреждений образования, бытовых услуг и т.д.). Данный вид транспорта оживляет районы проживания, увеличивает социальное взаимодействие и пешеходную активность, повышает безопасность, а также помогает создать ощущение комфортных условий проживания.

Согласно определению комфортности среды, разработанному в 1970х годах советским экономистом В.Н. Бугроменко, качество среды определяется минимизацией временных затрат для реализации максимально возможного спектра человеческих потребностей .

По мнению О.С. Пчелинцева, «отрасли инфраструктурного комплекса образуют «фундамент» современных региональных систем» . Экономика этой сферы изучена недостаточно в связи с тем, что в советский период приоритет отдавался производству, а период трансформации экономики нашей страны внимание ученых было приковано к торговле и финансам.

Однако, именно плохое состояние инфраструктуры является одним из ключевых императивов экономического роста в регионах России. Уровень развития транспортной инфраструктуры во многом предопределяет эффективность территориальной организации общества, так как она, проникая в самые удаленные уголки территорий, консолидирует социальногеографическое пространство, содействует интеграции регионов в систему национального и международного разделения труда .

Транспорт не только связывает территории с разным уровнем социальноэкономического развития, но и нивелирует некоторые недостатки неудачного и отдаленного географического положения многих городов, экономических центров и ареалов, стимулирует освоение новых ресурсов и территорий, формирует новые и трансформирует старые полюса роста в экономическом пространстве государства .

В процессе производства транспорт обеспечивает доставку сырья и материалов, повышает мобильность ресурсов в целом. Кроме того, развитие транспортной инфраструктуры повышает степень рациональности в аллокации ресурсов и способствует формированию эффективной специализации региона .

Транспортная инфраструктура представляет собой совокупность автодорог (дорожное покрытие), инженерных сооружений, предназначенных для движения транспортных средств (мостовые конструкции, путепроводы, эстакады), гидротехнических сооружений (туннели), объектов дорожного сервиса, элементов обустройства дорог, дорожных служб обслуживания.

Эффективно функционирующие инфраструктурные объекты позволяют снижать транспортные издержки, влияют на скорость пассажиро и грузоперевозок, сокращают ограничения пропускной способности, повышают доступность транспортных услуг населению и улучшению инвестиционного климата в стране в целом.

Вовлеченность страны в глобальную торговлю и присоединение к ВТО ведут к повышению нагрузки на отечественную автодорожную сеть, предполагают существенное приращение транзитных внешнеторговых грузопотоков, что с неизбежностью обусловливает необходимость развития транспортной инфраструктуры для приведения ее в соответствие с техническими, экономическими и экологическими показателями экономически развитых стран (обеспечение круглогодичной доступности транспортной инфраструктуры, создание и реконструкция транспортных коммуникаций для преодоления технологического отставания от передовых транспортных систем, обновление техникотехнологической базы с использованием инновационных технологий и др.).

Модернизация основных фондов транспортной отрасли способна привести к снижению транспортных издержек на единицу продукции, что увеличит долю общественного продукта, присваиваемого другими участниками производства в процессе реализации фазы распределения.

Трудно реализуема без участия транспортной инфраструктуры и фаза обмена. Повышение эффективности работы транспорта способно, с одной стороны, снизить издержки обращения товаров и повысить уровень конечного потребления населения, а с другой – сократить время реализации производимых в экономике территории товаров и уменьшить потери при транспортировке.

Процесс потребления также подвержен влиянию уровня развития транспортной инфраструктуры, поскольку именно от его работы во многом зависит цена, качество и ассортимент потребляемой продукции.

Резюмируя, следует отметить, что роль транспортной инфраструктуры в процессе реализации регионального воспроизводства в общем сводится к повышению эффективности пространственной организации экономики и снижению затрат экономического времени. Эти две составляющие непосредственно детерминируют экономический рост в региональной экономике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *