Все более активно для анализа транспортной обеспеченности используются показатели доступности. Особенно это характерно для крупномасштабных исследований, когда транспортная обеспеченность, по сути, сводится к различным сторонам транспортной доступности объектов или территорий и доступности транспортных услуг.
Под доступностью в общем смысле понимают потенциальные возможности для достижения различных мест. К настоящему моменту написано большое количество работ на эту тему. Устоявшегося определения понятия «доступность» пока нет. Каждый исследователь обладает собственным подходом к нему в зависимости от поставленных задач.
Доступность, принято выделять как одну их ключевых составляющих транспортной обеспеченности . Также под доступностью понимают характеристику определенного пункта или территории, показывающую степень возможности преодоления выбранными способами (обычно различными видами транспорта) пространства, отделяющего ее от других рассматриваемых пунктов или территорий . Это определение на наш взгляд наиболее удачно отражает суть транспортной доступности.
Существуют различные классификации видов доступности. Классификация доступности по различным критериям подробно рассмотрена в работах Бугроменко В.Н.
Одной из разновидностей системной доступности является показатель Интегральной транспортной доступности (ИТД). Он трактуется как сквозной показатель среды аналог потенциальной надежности функционирования единой сети транспортной инфраструктуры и характеризует транспортную обеспеченность в целом.
Доступность объектов транспортной инфраструктуры характеризует первичный уровень транспортной обеспеченности, данные показатели отражают отсутствие или наличие данного вида услуг на территории и степень их доступности, которая выражается через удаленность во времени.
Удаленность от транспортной инфраструктуры может рассчитываться от разных элементов с учетом разной детальности, это зависит от объекта, целей и масштаба исследования и картографирования.
Доступность остановок общественного транспорта – характеризует локальный уровень обеспеченности транспортными услугами. Маршруты наземного общественного транспорта покрывают город наиболее плотной сетью, и являются связующим звеном с каркасной сетью метрополитена, поэтому доступность остановок наземного общественного транспорта является минимальным необходимым условием для пользования транспортными услугами.
Доступность станций метрополитена – характеризует размещение по отношению к основным транспортным узлам и каркасной сети городского общественного транспорта, которой является метрополитен. Хорошая доступность станции метрополитена является принципиальным и необходимым условием для обеспечения населения транспортными услугами.
Удаленность принято рассчитывать непосредственно от путей сообщения (например, железных дорог), не учитывая тот факт, что доступ к услугам можно получить, только при наличии остановочного пункта – станции. Отчасти подобная методика обусловлена тем, что при определенном расстоянии между станциями, они будут располагаться на карте настолько близко, что сольются в одну линию.
Для более крупных масштабов, такой подход, как правило, уже не показывает реальную удаленность от места предоставления транспортных услуг, поэтому в таких случаях принято рассчитывать удаленность от точек, непосредственно в которых можно получить доступ к транспортным услугам (остановки, станции и т.д.).