Теория и технология дидактической игры

🙂

Скачать текст в WORD

Опишем классификационные параметры игровых технологий (по Селевко Г.К.)

-по уровню применения: все уровни;

-по философской основе: приспосабливающаяся;

-по основному фактору развития: психогенные;

-по подходу к ребенку: свободное воспитание;

-по преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие;

-по направлению модернизации: активизация;

-по категории обучаемых: массовая, все категории. [7,с.17]

Спектр целевых ориентации игровой технологии:

1) Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

2) Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

3) Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

4) Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. [9,с.54]

Концептуальные основы игровых технологий:

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Игра — форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Мельникова Н., Захарова Л., Шакурова Г.). [10,с.44]

Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Панфилова М.А.). [12,с.44]

Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (Понамарева Е. В., Пыльненькая Е. А., Булыгина И. В., Гончарова Н. Г.). [13,с.64]

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. [14,с.85]

В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. [24,с.63]

В младшем школьном возрасте наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры на улице, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. В работе с детьми младшего школьного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами. [19,с.116]

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря — вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Содержание сюжетных подвижных игр детей младшего школьного возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал.

Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости: у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества.

Игры благоприятно влияют на весь организм ребенка в целом, т. к. при активном выполнении движений работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание.

Положительные эмоции, возникающие у них в это время, имеют особое значение, так как оказывают влияние на здоровье и физическое развитие ребенка. [23,с.28]

Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный, например в играх «Воробушки и автомобиль» — подпрыгивание и бег; «Мой веселый звонкий мяч» — подскоки и бег: «Зайка серый умывается»— разнообразные движения. Так, производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание) в разных условиях, малыш совершенствуется, закрепляет его, причем движение выполняется в игровых ситуациях.

У детей наблюдается сравнительно быстрая утомляемость, поэтому правила в играх предусматривают смену движений, обеспечивая их чередование с кратковременным отдыхом.

Характерной особенностью подвижной игры для этого возраста является то, что все дети находятся в одинаковых условиях.

Если есть дополнительная роль, например, в играх «Кошка и мышки» — кошка, «Воробушки и автомобиль» — машина., эту роль вначале выполняет сам воспитатель и только после освоения игры передает ребенку.

Взрослый, играя с детьми, подсказывает ход игры, показывает движения. Пример, в игре «Воробушки и автомобиль» воспитатель сначала показывает действия воробышек, вместе с малышами бегает, расставив руки в стороны, — «Воробушки летают», клюют зернышки, а потом подсказывает детям, что воробушки должны убегать, когда едет машина и изображает езду на машине.

Перед началом игры взрослый выразительно объясняет правила, специально обращая внимание малышей на сигналы (зрительный – цвет флажка, ленточки; слуховые – слово, хлопок в ладоши, удар в бубен, и тд., по которым им следует менять или прекращать свои действия. Дети, запоминая новые слова и их значение, тренируют память, их речевое общение с воспитателем во время подвижной игры усиливается. На занятиях они сами часто просят поиграть в знакомые подвижные игры. [20,с.19]

Многолетние педагогические наблюдения показывают, что не все дети сразу включаются в занятие, не сразу проявляется у них активность и интерес к движениям на улице. Учителя, не учитывая особенности и специфику данного возраста, прибегают к натаскиванию ребенка. От этого страдает не только его ДА, но и вырабатывается отрицательное отношение к занятиям.

Некоторые дети на предложение учителя выполнять упражнение отвечают отказом, а во время игр проявляют определенную заинтересованность и желание участвовать в них. Вначале они переживают ход игры, с интересом наблюдают за ней, выполняя отдельные движения, например в игре «Птички в гнездышках» они летают, т. е. не бегают, а, сидя на своем месте, взмахивают руками.

Игра – исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в других упражнениях во время занятий и самой деятельности. [18,с.16]

Игровая форма проведения занятий по физической культуре на воздухе на улице является одной из интересных и распространенных форм детской деятельности.

Основное воспитательно-развивающее значение игровых занятий в том, что они служат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний в области физической культуры. В то же время каждое занятие, состоящее из подвижных игр разной степени интенсивности, позволяет решать важные задачи, направленные на эмоциональное, физическое и психическое развитие ребенка – дошкольника. [22,с.86]

В процессе игр дети совершают множество движений: ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, забрасывание мяча в корзину и прочее. При этом они проявляют быстроту реакции, ловкость, выносливость, а также смелость, решительность, находчивость и самостоятельность. Следует отметить также положительную роль использования пособий в подвижных играх для развития восприятия пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде. На спортивной площадке достаточно места, чтобы дети могли свободно двигаться и реализовывать свои творческие возможности.

Занятия игрового характера проводятся со средней группы. При разработке содержания занятий предусматриваются:

— использование различных видов движений;

— включение различных игр разной интенсивности: с бегом, прыжками, лазанием, бросанием и метанием, игры – соревнования, эстафеты, игры на ориентирование в пространстве, на развитие внимания, ловкости.

Накопление двигательного опыта – одно из главных задач. В процессе игровых занятий дети путешествуют в мире сказок, подражая действиям героев, демонстрируя свои двигательные умения и навыки, постепенно приобретают привычку к здоровому образу жизни. Кроме того, они осваивают разные действия, учатся управлять своим поведением.

Для развития способности к творческому решению задач в подвижных играх можно использовать поисково-экспериментальные методы: вопросы, загадки, карточки-схемы и т. п., способствующие пробуждению фантазии, созданию игровых образов, новых правил, обыгрывание предметов и пособий.

На улице игровая форма проведения занятий на воздухе способствует тому, что в процессе игры дети проявляют интерес и творчество, быстрее усваивают правила.

Каждое занятие, проводимое на воздухе, начинается с легкой пробежки. Для поддержания определенного темпа и ритма бега и с целью предупреждения утомления детей инструктор бежит впереди, а воспитатель – сзади. Постепенно от занятия к занятию, дистанция увеличивается. За детьми, которым трудно ее преодолеть и которые нуждаются в индивидуальном темпе бега, осуществляется медицинский контроль. После преодоления детьми дистанции проводится дыхательная гимнастика. Детей следует научить правильно дышать и выполнять дыхательные упражнения: это способствует развитию дыхательной мускулатуры, особенно мышц, обеспечивающих глубокий вдох.

Общеразвивающие упражнения отличаются динамичностью и отсутствием длительных пауз и остановок. [21,с.34]

Методика проведения подвижных игр в группе детей 3 года жизни заключается в следующем.

Выбор игры. Игры выбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия.

Создание интереса к игре. Прежде всего, нужно создать у ребенка интерес к игре. Тогда он лучше усвоит ее правила, более четко будет выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать ребенку предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Ребенку можно показать флажок, мишку, зайчика и тут же спросить: «Хочешь поиграть с ним?». Хороший результат дает и короткий рассказ, рассказанный непосредственно перед игрой.

Объяснение игры. Все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, перемещать ребенка, рассказывать как нужно действовать.

Проведение игры. Игровой деятельностью ребенка руководит взрослый. Играя с ребенком он действует на равнее с ним, и в то же время руководит игрой. Непосредственное участие взрослого в игре делает ее поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Взрослый подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, хлопки в ладоши, взмах рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

Следует делать указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение ребенка. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

Нужно подсказывать, как целесообразнее выполнять движение, ловить, увертываться. Необходимо следит за действиями ребенка и не допускать длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх, вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдать за общим состоянием и самочувствием ребенка.

Необходимо регулировать нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры ребенку разрешают бегать 10 секунд, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.  Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные — 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается.

Окончание игры. Закончить игру следует предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. [16,с.55] Выводы по 1 главе. Таким образом, обобщив сказанное, можно сказать, что игровые обучающие ситуации – это одна из современных форм деятельности, позволяющая обучать школьников так, чтобы они об этом не догадывались, а навыки, приобретенные в таких ситуациях, легко переносятся в самостоятельную деятельность школьников. Основная особенность использования игровых обучающих ситуаций на улице заключается в том, что они связывают между собой теоретические знания о правилах безопасности и их применение на практике. Игровые обучающие ситуации отличаются коротким и несложным сюжетом, который строится на жизненных или сказочных событиях, которые знакомы детям, под которое специально организуется предметно-пространственная среда. Воспитатель придумывает сюжет, исходя из интереса или запроса воспитанников. Для начала нужно определиться с главным героем, который будет из ситуации в ситуацию следовать за ребятами.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *