С 2014 года, примерно 800 тыс. люди бежали в Европейский Союз (ЕС) через нелегальные каналы, спасаясь от конфликтов и насилия происходящих дома или же в поисках лучшей жизни за рубежом. Всплеск миграции стал самым крупным и самым сложным, с которым сталкивалась Европа со времен Второй Мировой войны. Хоть данное событие не было уникальным в своем роде, это стало острым вопросом в политических кругах, провоцирующим острые политические и общественные дебаты.
Более миллиона мигрантов и беженцев бежали в Европу в 2015 году, что вызвало кризис, поскольку страны не были готовы к наплыву, более того не было необходимых средств для принятия и адаптации такого количества людей, большая часть которых даже не умеет читать на своем родном языке. По данным Управления Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ) только 590,000 людей приехали в Европу по морю в 2015 году, другая часть проделали свой путь главным образом, через территорию Турции и Албании.
Кризис вызвал неоднозначную реакцию как в СМИ, так и в политических кругах европейских стран. Многие отнесли случившийся факт к неэффективности наднациональных европейских структур и к провалу миграционной политики. Так, Дублинские соглашения от 1990, согласно которым ответственность за предоставление убежища лежит на государстве, чью границу изначально пересек беженец при въезде в ЕС, практически не работали. Для многих же исследователей данный кризис был ожидаем, факторы способствовавшие такому обострению были на лицо, а именно, мировой экономический кризис, углубление социального неравенства во многих странах, эскалация конфликтов и т.д.
Вызывает озабоченность тот факт, что мигранты требуют обширной государственной поддержки в период, когда в Европе гуляет экономическая нестабильность. Некоторые европейцы также опасаются, что они будут угрожать культурным ценностям Европы по большей части из-за несовместимости ценностей исламской веры с устоями европейского общества. Кроме того, сложность заключается в том, как различить политических мигрантов (тех, кто пытается избежать преследования) и экономических иммигрантов (те, кто пытается спастись от бедности), поскольку международное право рассматривает эти две категории людей по-разному, а следовательно они обладают разной совокупностью прав и обязанностей. Другими словами, особенностью данного кризиса является слияние нескольких миграционных потоков в один мощный поток.
Европа уже давно является популярным конечным пунктом в глобальных миграционных потоках. Традиционно, Средиземноморье функционировало в качестве основного маршрута для мигрантов, стремившихся в Европу из Африки или Ближнего Востока. Это, пожалуй, один из самых старых путей.
Непосредственной причиной нынешнего кризиса является продолжающаяся гражданская война в Сирии в течение последних пяти лет, которая сделала 22 миллиона человек невероятно уязвимыми. Эта ситуация усугубляется нестабильной обстановкой в Ираке, Афганистане, Ливии и Эритреи. Ситуацию обострило также появление относительной новой террористической организации, запрещенной в России – ИГИЛ. В результате, отчаянные люди начали бежать в еще большем количестве, чем было раньше.
Другая немало важная причина разразившегося кризиса: простой способ попасть в европейские страны. По Средиземному морю за первые месяцы 2016 года в Европу прибыли 173 761 человек– на 83 % больше, чем за аналогичный период 2014 года, когда это число составило 75 тыс. человек, при этом 723 человека погибли или пропали без вести, пытаясь добраться до Европы.
Существует также третья причина миграционного кризиса. Бывший верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш (сейчас генеральный секретарь ООН) выделили три фактора спровоцировавших кризис «– двумя продолжающимися тенденциями и одним недавним детонатором». По словам политика, первый фактор – это потеря веры сирийского народа в возможность политического урегулирования конфликта. Второй фактор заключается в истощении ресурсов тех, кто несколько лет живет в изгнании в чужой стране. Третья фактором, который, по мнению главы УВКБ ООН, стал спусковым крючком для роста беженцев, является сокращение гуманитарной помощи в регионе. Верховный комиссар также добавил, что приток мигрантов в Италию спровоцирован многими причинами, в числе которых «африканские конфликты, хаос в Ливии, но также несбалансированность экономических и демографических трендов для Африки и Европы».
В течение нескольких лет, сирийские беженцы в основном держали путь в соседнюю Иорданию, Ливан и Турцию, в надежде, что с окончанием гражданской войны в Сирии, они смогут спокойно вернуться домой. Многие из них живут в лагерях для беженцев, финансируемых УВКБ и существуют на мизерные стипендии, после регистрации в качестве беженцев.
УВКБ зарегистрировал более 4,1 миллиона сирийских беженцев, из которых более 1 миллиона проживают в Ливане и около 2 миллионов человек проживают в Турции.
В результате усиления сирийского конфликта в 2014 и 2015 годах, людям стало все сложнее и сложнее получить работу и найти достойное жилье близ лежащих государствах, и они начали оценивать другие варианты. В результате чего, Европа стала единственным возможным пунктом назначения.
Большинство беженцев, прибывающих в Грецию хотят и стремятся поехать в Германию, Австрию, Швецию или Норвегию, западноевропейские государства с либеральной миграционной политикой и щедрыми социальными пособиями. Чтобы добраться до Германии существует так называемым «балканский маршрут»: из Греции — в Македонию, оттуда через Сербию, Хорватию и Словению — в Австрию, а из Австрии — в ФРГ. Совершенно очевидно, что мигранты из Косово, Албании и Боснии, с удовольствием присоединяться к недавним беженцам из Сирии и Ирака в их походе в Австрию и Германию. Сложившаяся ситуация усложнила работу принимающим государствам, теперь нужно отделять беженцев, которые пытаются спастись от бедствий войны, от людей, которые просто хотят получить выгоду, в данном случае это щедрые социально-экономические пособия.
Сложившаяся ситуация сильно обострила ситуацию внутри европейских государств. Так, большинство немецких граждан были удивлены тем как немецкое правительство открыло границы для беженцев, не оценив какие бедствия могут принести не обдуманные действия в ближайшем будущем. Результатом опрометчивого решения стали низкий рейтинг доверия кабинету канцлера и к самой Ангелы Меркель. Добродетель немецких политиков провалилась, попытка приютить всех несчастных – не увенчалась успехом, ситуация стала выходить из-под контроля, создавая нестабильную ситуацию уже в самой Германии. Необдуманные политические решения привели к ухудшению экономической ситуации, внутренней нестабильности и к беспорядкам на улицах. В Германии полиция получила более 400 заявлений от женщин, которые подверглись сексуальным домогательствам со стороны мужчин «африканской и арабской внешности».
В не менее лучшей ситуации оказались и другие страны. По большой части данная ситуация была показательна, чтобы понять несостоятельность наднациональных органов и политики, проводимой в отношении мигрантов и беженцев. Отдавая часть своего суверенитета якобы для так называемого блага, никто не подписывался на внутригосударственную нестабильность и отсутствие безопасности.