Механизмы регулирования миграционных потоков в Европейский Союз

Управление миграционными потоками и выработка необходимых механизмов регулирования по сей день остается главной проблемой Европейского союза. За последний год европейское сообщество стремится решить, как краткосрочные, так и долгосрочные задачи по управлению миграционными потоками, добиваясь быстрого и скоординированного решения. Более 15 млрд. евро из бюджета Евросоюза в 2015 и 2016 годах были мобилизованы.

Скачать текст в WORD

Страны ЕС изо всех сил пытаются справиться с наплывом мигрантов. Европейская комиссия приняла комплексный подход к преодолению кризиса, связанного с беженцами посредством принятия европейской миграционной программы, опираясь на различные инструменты, доступные на наднациональном уровне (ЕС) и на национальном уровне (государства-члены). Однако, из-за большого количества участников и несоответствии интересов по многим проблемам тормозит процесс принятия единого решения.

Комплекс мер, направленных на регулирование миграционных потоков в Европейском союзе, состоит из двух механизмов: нормативно-правового регулирования и интеграционных мер. Эти два механизма воздействует на численность и интенсивность миграционных потоков, а также интеграцию переселенцев в социум.

Статус мигрантов регулируется двумя видами норм: международными актами (многосторонние и двусторонние соглашения с другими государствами в области миграции) основанные на общепризнанных принципах и нормах международного и европейского права, и документы, регулирующие статус мигрантов.

Статус мигрантов находится под защитой международного права, и государства должны соблюдать основные принципы, применяемые в сфере миграции: право свободного передвижения; запрет на высылку; право на воссоединение с семьей; право на судебную защиту. Перечисленные права закреплены в международных договорах в области прав человека: во всеобщей декларации прав человека 1948 года, международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года и других документах.

Права мигрантов закреплены в таких нормативно-правовых документах как Конвенция МОТ № 97 о правах мигрантов 1949 г.; Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г.; Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. Перечисленные документы говорят о том, что уже во второй половине 20 века международное сообщество пыталось противодействовать нелегальной миграции. Это заметно по тексту конвенций, если в самом начале Конвенция МОТ № 97 регулировала основные права мигрантов и гарантировала защиту их интересов, то Конвенция МОТ № 147 обязала государств-участников ужесточить национальное законодательство в области нелегальной миграции. Если подводить итог, то международные акты закрепили основные права и установили общие стандарты для государств, подписавших данные документы, а государства тем самым взяли на себя обязанность по выполнению установленных конвенцией стандартов. Несмотря на это за государством все же осталось суверенное право регулировать миграционные потоки, при осуществлении въезда на территорию

Основополагающим принципом миграционной политики ЕС признавалось наделение мигрантов правами и обязанностями равными с правами и обязанностями граждан ЕС. Данный принцип и другие правовые механизмы в сфере миграционной политики были закреплены в Амстердамском договоре 1997 (ст. 61-63 раздела IV: вопросы, связанные с визами, с предоставлением убежища и т.д.). С принятием данного документа формирование миграционной политики было отнесено к совместной компетенции ЕС и государств-членов ЕС.

Существуют также другие документы регулирующие вопросы миграции, например, Регламентом № 539 2001 года, в котором прописаны правила въезда граждан иностранного государства на территорию ЕС, а именно нужна ли виза или иные документы и на какой срок. Кроме того, Европа ориентирована на высококвалифицированных специалистов (инженеров, ученых, физиков, врачей) для них существует упрощенный порядок миграции, однако наднациональные структуры не сформулировали единых требований к профессиональной рабочей силе, в результате чего государства в праве сами решать на национальном уровне каким образом регулировать процесс.

В дополнение к перечисленным документам, в законодательстве Европы существуют акты, направленные на борьбу с незаконной миграцией, нелегальной миграцией. ЕС тщательно проработал принципы противодействия такого страшного явления, как торговля людьми (Конвенция Совета Европы «О противодействии торговле людьми» 2005 г., которая также предусматривает наказание лиц, торгующих людьми). Ряд документов защищают женщин от сексуального насилия и эксплуатации, принимаются меры по борьбе с организованной преступности и т. д.

Какая ситуация сложилась на данный момент? Кризис с мигрантами, охвативший Европу, самый ужасный за последнее семь десятилетий, который доказал несостоятельность механизмов ЕС по урегулированию потоков. Кроме того, к единому решению так и не смогли прийти, а напряжение между членами Евросоюза так и растет. Со стороны Евросоюза были сделаны две попытки урегулировать ситуацию: первая попытка вести квоты в рамках чрезвычайного механизма, которая провалилась сразу же и вызвала резкую критику со стороны членов, называя «несправедливым и не имеющим смысла». Квотирование считается самым жестким методом государственного регулирования, так как в законодательстве устанавливается максимальные доли иностранной рабочей силы в рамках экономики государства. В другой ситуации Евросоюз пытался откупиться от мигрантов, так с Турцией было подписано соглашение, согласно которому Анкара не будет выпускать мигрантов в Европу, в обмен на деньги, безвизовый режим и ускоренное вступление в ЕС. Но так ли это эффективно, по факту основными поставщиками мигрантов в Европу являются Нигер, Нигерия, Эфиопия, Мавритания, Мали и Чад, то есть получается, что нужно со всеми договариваться? К сожалению, это слишком дорогое удовольствие даже для Европы.

Скачать текст в WORD

Более того Европа понесла репутационные убытки, которые были в первую очередь связаны с кризисом шенгенских соглашений. Эти соглашения – одно из главных социально-политических достижений союза, которые в свою очередь гарантируют право на свободу передвижения, работы и проживания в странах-членах ЕС. Шенгенские соглашения – это продвинутый уровень сотрудничества, предполагающий возможность закрытия границ только в случае угрозы безопасности. Такой случай выпал на 2015-2016 г., в результате наплыва беженцев. Описанным правом воспользовались такие страны как Австрия, Венгрия и даже Германия, сложившаяся ситуация отображает, что фундаментальное право ЕС может быть прервано, что подрывает авторитет самого института и доверия к нему, а также веру, что наднациональные институты способны справиться с кризисом.

Страны ЕС изо всех сил пытаются справиться с огромным числом прибывших. Заборы были возведены в Венгрии, Словении, Македонии и Австрии. Законы о предоставлении убежища были ужесточены и несколько стран Шенгенской зоны ввели временный пограничный контроль. Великобритания стала на путь «жесткого» Brexit. Критики политики «открытых дверей» заявляют, что ситуация ухудшилась и поставило Европу на грань катастрофы.

К сожалению, анти-иммиграционные настроения в Европе по-прежнему растут, а правительства все еще пытаются достичь консенсуса относительно того, как справиться с продолжающимся кризисом. Попытка ввести квоты для распределения беженцев среди стран-членов ЕС в целом провалилась и вызвала много критики, попытка «откупиться» была отчасти успешной и провальной, следует понимать, что заплатить всем не удастся, даже если этот способ и остановит наплыв, то лишь на какое-то время

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *