Методы управления — важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления. Метод управления — это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.
Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.
Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.
Классификация включает следующие методы управления:[1]
- административные (организационно-распорядительные);
- экономические;
- социально-психологические;
- воспитательные и др.
Такое деление методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт, то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности.
Особую остроту проблема методов управления приобретает в обстановке перехода к рыночным отношениям. Важнейшими от личительными чертами создаваемой в России рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления.
Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов (которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными). С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных работников.[2]
Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей, собственников на подчиненных. Оно может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность.
Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами управляющего органа, уровнем организации производства, квалификацией и культурой работников, принимающих решения. Чем полнее представлены эти параметры, тем меньше потребности в административном вмешательстве.
В современных условиях применение административных методов предполагает предварительный анализ материалов, дающих полное, достоверное представление о состоянии управляемого объекта, и несовместимо с каким бы то ни было волюнтаризмом.
Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.
Сущность экономических методов — в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.[3]
Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:[4]
- базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);
- оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);
- непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);
- побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).
Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.
При умелом использовании экономических методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.
Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. В прошлом в условиях необоснованно широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество.
Использование системы экономических методов на государственных предприятиях даст должный эффект только в том случае, если принцип прибыльности ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры управления, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями.
В практике управления часто приходится решать задачи, связанные с изменением условий функционирования объекта. Подчас изменения системы управления в ходе различных экспериментов достигаются методами проб и ошибок, которые порой оборачиваются немалыми просчетами для потребителей. Нередко судьбу эксперимента определяют внешние условия функционирования объекта управления, не регулируемые им. Существенная часть внутренних факторов и внешних условий постоянно находится в развитии во времени и пространстве. В результате все сложнее становится без специальных методов, опираясь лишь на простые расчеты и тем более на интуицию, прогнозировать поведение объекта управления при переходе на рыночные механизмы хозяйствования, разрабатывать альтернативные решения.[5]
Разрешение возникающих, в связи с этим проблем в значительной мере облегчается благодаря экономическому моделированию. Процессы, поддающиеся количественному измерению, можно описать в виде экономических моделей, введя условные обозначения для составляющих их факторов и результатов. Рассчитав такие модели, легко использовать их для научно обоснованного управления объектом анализа, прогнозирования, распределения ресурсов и маневра ими, для контроля за эффективностью работы и реализации иных функций управления.
Административные и экономические методы управления имеют наряду с характерными отличиями и много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Важно подчеркнуть, что административные решения — это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности.
Эффективное повседневное применение в управлении предприятием экономических методов предполагает наличие объективных предпосылок и умений пользоваться такими инструментами рыночной экономики, как цены и налоги, кредиты и банковские ставки, котировки ценных бумаг.
В Ростовской области управления региональной экономикой осуществляет министерство экономического развития.
Основные задачи министерства экономического развития Ростовской области:
- разработка стратегии социально-экономического развития региона, выработка структурной политики, а также системы мер государственного воздействия на развитие экономики в условиях рыночных отношений;
- подготовка предложений по стабилизации и развитию экономики, эффективному использованию производственного и научного потенциала, природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов в целях развития социальной ориентированности экономики региона, повышения уровня жизни проживающего здесь населения;
- определение приоритетных направлений развития экономики региона, его районов и населенных пунктов;
- разработка целевых социально-экономических и инвестиционных программ, проектов и определение источников их ресурсного обеспечения;
- определение инвестиционной политики и регулирование этой деятельности;
- исследование и прогнозирование источников бюджетных поступлений, и определение способов их увеличения;
- воздействие на формирование потребительского рынка и его товарное насыщение;
- разработка механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности, использования валютных ресурсов;
- разработка стратегии развития различных форм собственности и предпринимательства.
Основные функции министерства финансов или органа, занимающегося финансовыми вопросами региона:
- разработка проекта Государственного бюджета региона, руководство и координация его исполнения; финансирование мероприятий, предусмотренных в Государственном бюджете региона;
- анализ действенности налоговой системы, контроль за состоянием бухгалтерского учета, разработка и осуществление мер по их совершенствованию;
- разработка предложений и определение соотношений между средствами Государственного бюджета региона и местных бюджетов;
- обеспечение финансового контроля за правильным и рациональным использованием ведомствами региона бюджетных средств.
Министерство промышленности, транспорта и связи выполняет следующие функции:
- координация работы предприятий и организаций промышленности, транспорта и связи;
- содействие промышленному развитию региона, развитию единого транспортного комплекса, дорожного хозяйства, почтовой, телеграфной, телефонной и радиосвязи;
- прогнозирование динамики производства продукции и услуг этих отраслей;
- координация работ по интеграции производственной кооперации, внедрению новых технологий;
- содействие развитию различных форм собственности, малого предпринимательства, создание условий и предпосылок для конкуренции и преодоления монополизма.
Министерство торговли решает следующие задачи:
- определение основных направлений развития государственной торговли, организация товарообменных и создание резерва товарных ресурсов;
- разработка и проведение совместно с другими органами мер по защите внутреннего рынка, обеспечение реализации товаров из централизованных ресурсов, содействие развитию многообразных форм собственности, предпринимательства;
создание предпосылок для конкуренции и пресечения
монопольных тенденций в отрасли и других сферах, связанных с торговым
обслуживанием.
[1] Зарубин А.В. К вопросу повышения эффективности межбюджетных отношений М.: Финансы. 2014. 87 с.
[2] Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. СПб: Калейдоскоп. 2014. 400 с.
[3] Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. М.: Норма. 2014. 388 с.
[4] Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Изд-во РАГС при Президенте РФ. 2016. 354 с.
[5] Котилко В.В. Региональная экономическая политика: учебное пособие. М.: Норма. 2016. 280 с.