Показатели эффективности системы управления экономикой региона, их динамика

🙂

Скачать текст в WORD

В настоящее время проблемы оценки эффективности системы регионального управления исследуют многие российские ученые, внося определенные уточнения в сущность понятия эффективности, методологические подходы к оценке эффективности, в выбор альтернативных критериев и показателей оценки. Данная проблема решается и на законодательном уровне в виде регламентации процедуры оценки, определяющей содержание процесса оценки эффективности органов исполнительной власти субъектов РФ и показателей оценки.

Обобщая результаты работ методологического характер. Эффективность государственного управления региональной экономикой представить как обобщающую категорию в следующем ряду понятий:

  • производительности как соотношения достигнутых результатов и использованных региональными органами государственной власти ресурсов (финансовых, имущественных, кадровых, информационных);
  • экономичности как соотношения между затраченными ресурсами и минимально возможными с учетом соответствия качества государственных услуг принятым стандартам (административным регламентам), а, в конечном счете, потребностям бизнес-сообщества региона;
  • результативности как соотношения достигнутых за определенный период изменений социально-экономической ситуации в регионе с планируемыми или прогнозируемыми.

Все указанные составляющие взаимосвязаны и равнозначны.

Эффективность регионального управления может быть рассмотрена в разных аспектах: с позиции управляющей и управляемой подсистем, с позиции субподсистем управляющей подсистемы, с позиции отдельных функций регионального управления и т.п. Комплексная оценка эффективности регионального управления должна быть многосторонней и представлять собой систему показателей, характеризующих региональное управление в различных аспектах.

В настоящее время на региональном уровне чаще всего используются индикативный и критериальный подходы к оценке эффективности системы регионального управления, основанные в основном на оценке управляемой подсистемы системы управления.

 В качестве основных показателей оценки эффективности механизма государственного управления региональной экономикой выделяют следующие группы критериев: показатели конечного эффекта, показатели промежуточного результат, показатели рабочих процессов, показатели затраченных ресурсов (табл. 1).

Таблица 1 — Критерии эффективности механизма государственного управления региональной экономикой[1]

Наименование группы критериев Содержание критерия
Показатели конечного эффекта 1. Уровень социально-экономического развития регионального хозяйства (на примере сектора малого предпринимательства): количество субъектов малого предпринимательства;доля занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике региона;уровень средней заработной платы занятых на малых предприятиях;доля продукции/услуг субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте;доля малых наукоемких предприятий в общем количестве субъектов малого предпринимательства. 2. Состояние доходной базы регионального бюджета: процент роста налоговых поступлений за счет роста числа субъектов малого предпринимательства и увеличения заработной платы занятых в малом бизнесе. 3. Оценка деятельности региональных органов власти представителями бизнес-сообщества региона: доля респондентов, давших положительную оценку деятельности региональных органов власти
Показатели промежуточного результат 1. Степень реализации мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства: процент реализации по отношению к плану. 2. Финансирование мероприятий по поддержке субъектов малого
предпринимательства за счет средств регионального бюджета: объем и доля средств регионального бюджета. 3. Степень участия субъектов малого предпринимательства в программах
поддержки, реализуемых региональными органами власти: доля субъектов малого предпринимательства, воспользовавшихся государственной поддержкой
Показатели рабочих процессов Соблюдение сроков и процедуры мероприятий, проводимых в рамках реализации региональных программ поддержки малого предпринимательства
Показатели затраченных ресурсов Затраты времени и средств регионального бюджета на выполнение государственной функции/процедуры (трудоемкость и экономичность)

Формирование указанных групп критериев осуществляется на различных уровнях властной иерархии государственных структур. На уровне главы субъекта Российской Федерации, законодательного органа субъекта Федерации (стратегический уровень), как правило, используются показатели конечного эффекта, которые служат целевыми индикаторами реализации программ социально-экономического развития региона. На уровне отдельных органов исполнительной власти региона (тактический уровень) – показатели промежуточного результата, которые содержатся в ведомственных целевых программах. На уровне подразделений ведомственных структур и отдельных государственных гражданских служащих, осуществляющих свою деятельность в органах исполнительной власти региона (операционный уровень) – показатели рабочих процессов и затраченных ресурсов.

При оценке эффективности государственной региональной политики следует представить позицию и функциональную роль каждого конкретного министерства (департамента) в контексте реализации всех зон региональной ответственности (политик) и — далее — конкретные показатели, фиксирующие эту деятельность. При этом критерием оценки выступает уровень реализации всех зон региональной ответственности (политик), а наиболее общими интегральными показателями являются индекс качества жизни («внутренняя» региональная среда) и индекс капитализации территории («внешняя» интеграция в национальные и мировые процессы развития), каждая из ключевых политик характеризуется собственными параметрами и, соответственно, может быть детализирована в показателях нижележащего слоя (табл. 2).

Таблица 2 — Основные параметры ключевых политик.[2]

Уровень принятия стратегических и политических решений Качество жизни Капитализация территории
Уровень создания совместных программ и межведомственные комиссии при министерствах и департаментах Интегральные индексы эффективности деятельности органов исполнительной власти по ключевым региональным политикам (бюджетная, пространственная, инновационная, человеческого капитала, безопасности, культурная)
Уровень административного контроля и мониторинга Количественные и упрощенные качественные показатели эффективности Количественные и упрощенные качественные показатели эффективности

Эффективность экономики региона имеет двустороннюю на­правленность: во-первых, это соотношение достигнутых резуль­татов хозяйственной деятельности региона с величиной приведен­ных затрат (т.е. внутренняя эффективность экономики региона); во-вторых, это степень участия данной территориальной едини­цы в решении общефедеральных задач. Для измерения эффектив­ности хозяйства региона применяются разнообразные показатели, отражающие как внутреннюю эффективность регионального хо­зяйственного комплекса, так и эффективность его участия в ре­шении общенациональных (общестрановых) проблем/

При сопоставлении показателей эффективности по различным регионам применяются территориальные индексы фиксированно­го состава, элиминирующие различия структуре производства

Другим обобщающим показателем является рост ВВП или произведенного национального дохода на душу населения.

Наряду с обобщающими показателями используются частные показатели, характеризующие эффективность использования от­дельных видов производственного потенциала региона: экономия основных и оборотных фондов, материальных затрат, а также по­вышение эффективности использования живого труда, производ­ственных фондов, природных и материальных ресурсов.

Частными показателями эффективности являются производи­тельность труда, материало-, трудо- и фондоемкость продукции, которые отражают удельные затраты сырья и материалов, труда и фондов на единицу производимой продукции. Уровень этих по­казателей зависит по крайней мере от трех основных факторов:

  • отраслевой структуры;
  • природно-климатических факторов, влияющих на экономические показатели производства;
  • эффективности организации и системы управления производственным и региональным развитием.

По результатам анализа динамики изменения этих показателей на фоне динамики факторов, влияющих на их величину, можно судить, как меняется эффективность регионального воспроизводственного процесса. В условиях новой системы управления, когда на региональные органы власти ложится ответственность за создание нормальных условий жизнедеятельности людей и развития экономики регио­на, когда они вынуждены самостоятельно изыскивать финансовые ресурсы для развития своих регионов, необходимы новые критерии эффективности региональной экономики.

Скачать текст в WORD


[1] Воронова Т.А., Филинов П.Л., Шуметов В.Г. Совершенствование методики оценки регионов. Наука и образование. Новые технологии. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.4 «Экономика и образование». М.: ИИЦ МГУДТ. 2015. 552 с.

[2] Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития. М.: Вопросы экономики. 2015. 183 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *