Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.
Стратегическое планирование и стратегическое управление — испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.
Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.
Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:[1]
- Определение целей развития.
- Анализ внешней среды развития региона.
- Определение сильных и слабых сторон региона.
- Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
- Разработка концепции развития.
- Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
- Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.
В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги — все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.[2]
Важнейший современный фактор развития региона — наличие качественной инфраструктуры связи — современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.
В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.
Планы
стратегического развития региона служат основой для разработки программ
социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным
сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного
регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и
поэтапные планы их реализации.
Планирование экономического развития региона — это
непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе
тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического
развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной
базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а
само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является
результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных
рамках, определяемых стратегическим планом.
[1] Махотаева М. Целевое управление социально-экономическими системами. // Проблемы теории и практики управления. 2015. №4. С. 66-78.
[2] Штульберг Б., Веденский В. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ. 2015. 344 с.