Шестидневная война глазами Русской духовной миссии в Иерусалиме

Отчет члена РДМ иером. Евсевия за 1.01.1967 до 25.06.1967 от 09.07.1967 «События израильско-арабской войны постаивли нас в совершенно новые, трудные условия, которые сейчас для нас не совсем ясны. Но можно предполагать, что они будут самыми тяжелыми во всей истории нашей Миссии в г. Иерусалим. Разрыв дипломатических отношений между нашей страной и Израилем мы почувствовали с самых первых дней. Если на протяжении 19 лет своего существования Израиля не было добрых отношений не только к нашей Миссии но и вообще к русским людям, то теперь они намного ухудшились. Даже те официальные лица, которые когда то внешне показывали свои симпатии к Миссии после разрыва дипломатических отношений стали не замечать нас при встрече с ними. Прямым доказательством этому может служить следующее: Традиционный праздник Миссии — День Святого Духа 19.05. с.г. был отмечен торжественным богослужением, которое возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Исидор. Собралось много греческого духовенства, представители католичества и англикантсва, от Министерства же Религий Израиля не пришел ни один человек» [Л.78].

«После разрыва дипломатических отношений шефство над нашими гражданами взяло финляндское посольство, которое пока что особых симпатий к нам не проявило» [Л. 79].

сообщение о жизни РДМ с 23. 06.1967 по 05.07.1967 от 06.07.1967 г. архим.Антоний «В последние дни особенно усилилась враждебная настроенность против русских.»[Л. 80].

«Горний монастырь подвергся обыску, который произвели изр. Солодаты, не поставив в предварительно в известность никого из членов Миссии и руководства монастыря и не предъявив документа, дающаго им таковые полномочия. Солдаты якобы искали в монастыре египетских десантников» [Л. 80]

«Наши матушки в магазинах и на рынке подвергаются оскорблению только по той причине, что они из России, осуждающей агрессивные действия Израиля. На все причиненные нам обиды, мы отвечали энергичными протестами, которые адресуют в Мин. Рел., полицию, муниципалилет.

Евреи чувствуют себя полными хозяевами в Иерусалиме. Уничтожена граница между старым городом. Расчищаются улицы. Сносятся целые кварталы, принадлежавшие арабам. Арабов в городе почти нет. Их или убили, или выгнали из дома. Дома, пострадавшие от бомбежки, спихивают бульдозерами, а которые не поддаются такой »обработке» взрывают снарядами. 3 июня был взорван Ротердамский монастырь. Взрыв был такой силы, что пострадали многие близстоящие дома. Наша Миссия и Троицкий собор после этого взрыва лишились 75 оконных стекол.

После 7 часов вечера ходить в Старом городе все еще опасно. Одиночными выстрелами убивают арабов. Нередки и грабежи арабских домов» [Л. 81].

«Очень пострадал монастырь прор. Илии. Имеются большие разрушения. Монах Георгий, живущий в этом монастыре, рассказал, что когда евреи ворвались в монастырь, они стали расстреливать находившихся там арабов (мирное население, укрывшееся в монастрые). Храм ограбили, сняли все люстры, ценные иконы, остальные иконы расстреляли и изрезали. Солдаты кощунственно разбили запрестольное распятие и стали справлять нужду в алтаре» [Л. 81].

«Патриарх Венедикт военное время провел в Патриархии. Несмотря на то, что он благодарил еврейское командование за сохранение Св. Мест, симпатии его не на стороне завоевателей. Он решительно отказался совершить Литургию на Гробе Господнем, когда евреи организовали трансляцию службы из Св. Гроба и очень хотели, чтобы эту службу возглавил греческий Патриарх» [Л. 81].

«Арихиеп. Германос не скрывает свои симпатии к Израилю. У него хорошие отношения с израильскими властями… Архиеа. Германос прилагал очень много стараний к тому, чтобы РДМ обратилась в Мин. Религий хотя с какой-нибудь просьбой, заранее гарантируя ее выполенение… Мы слушали советы Владыки Германоса, но не поступали по ним, т. к. обращение с любой просьбой в данный момент к Изр. представителям могло появиться в газетах и истолковано, как признание РДМ прав Израиля на захваченные территории» [Л. 82].

Справка «О положении в Израиле» от 15.06.1968 г. архим. Антоний «В первые дни после агрессии Израиль громил политику СССР. Сейчас Израиль изменил свои взгляды в этом вопросе, стал более лоялен» [Ф. 6991. Оп. 8 Д. 77. Л. 167]

«Представители Мин. Религий при всяком удобном случае афишируют свое доброе отношение к Миссии. Израильтяне стараются сделать все, чтобы между ними и Миссией не возникало острых углов» [Л. 170].

«Население Израиля, особенно молодое, настроено воинственно, хотя более состоятельная часть старается уехать из этой пороховой бочки» [Л. 171]

Шестидневная война разразившаяся в начале июня 1967 г. имела историческую роль не только для истории арабо-израильского противостояния. Очередной виток противостояния в Палестине возымел последствия, отголоски которых чувствуются и обсуждаются пол века спустя. Шестидневная война, вошла в историю многих государств Ближнего Востока. Что удивительно, так это то, что СССР самым решительным образом отреагировал на агрессию Израиля относительно арабских государств. В результате недельного противостояния на Ближнем Востоке, более чем на двадцать лет были прерваны дипломатические отношения между СССР и Государством Израиль.

Единственным представителем СССР в Израиле в годы отсутствия дипломатических отношений, суждено было стать Русской духовной миссии в Иерусалиме. Основанная в 1847 г., призванная представлять интересы Русской Церкви в Святой Земле, Русская духовная миссия также занималась организацией паломничества из Российской империи в османскую Палестину. Вынужденно прекратившая свое функционирование в период с 1918 по 1948 гг. Русская духовная миссия все последующие советские годы принимала на служение священнослужителей и монашествующих. Группы советских паломников состоящие из нескольких десятков человек посещали Святую Землю регулярно, с интервалом в несколько лет, вплоть до наступления девяностых.

Русская духовная миссия содержалась регулярными перечислениями из Московской Патриархии. Штат иногда доходил до 100 человек. Состав время от времени пополнялся из Москвы. На служение приезжали не только священники и монашествующие, но и миряне. Главной заботой членов Миссии в советские годы, было обслуживание многочисленных земельных участков и недвижимости на них. Прием паломников практически не проводился, если не считать приезжавших несколько раз в году групп паломников из русского зарубежья. Остальное время Миссия осуществляла поддержание дружественных контактов с Иерусалимским Патриархатом и другими христианскими представительствами в Святой Земле.

Шестидневная война, главный театр которой развернулся в Иерусалиме, преследовала основную цель — освободить Восточный Иерусалим от иорданского владычества. Как следствие, граница разделяющая восточную и западную части города была упразднена. Иорданские власти были изгнаны не только из Восточного Иерусалима, но и лишились всего Западного берега реки Иордан. Захват Сектора Газа, Синайского полуострова и Голанских высот, стал также одной из побед Израиля.

Шестидневная война как одно из крупнейших произошедших событий в Иерусалиме, и Палестине в целом, получила свое отражение в материалах переписки между членами Русской духовной миссии в Иерусалиме и церковной иерархией в Москве. Содержание отчетов начальника и членов Миссии, их внеочередные сообщения о положении дел в Иерусалиме и Палестине, представляют интерес для понимания «русского» видения событий, имевших место в дни войны.

Всего за июнь-июль из Иерусалима в Москву было отправлено пять посланий, отражающих события Шестидневной войны. Архимандрит Антоний (Завгородний) отправил на имя митрополита Никодима (Ротова) три сообщения и один отчет о положении дел РДМ. Также свой отчет представил член РДМ иеромонах Евсевий.

Первым сообщением в Москву о нарастании конфликтности в Иерусалиме стало приложение к отчету начальника Миссии за период со 2 мая по 2 июня от 4 июня 1967 г. Начальник Миссии не знал, что через несколько дней разразится полноценная война. Он выражает свою обеспокоенность эскалацией событий и нападением на христианские святыни.

Так, в отчете сообщается, что «3 июня с. г. в Иерусалиме Израильском огромная толпа учинила погром в Греческой Патриархии. Выбиты все стекла, выломаны двери, избиты служащие.

4 июня с. г. Миссию посетил посол СССР в Израиле Д.С. Чувахин. Он предупредил членов Миссии об опасном положении в стране, о возможных провокационных выпадах местного населения против членов нашей Миссии.

В тот же день в Иерусалиме была длительная перестрелка на иордано-израильской границе… Вечером местные газеты и радио сообщили, что Иорданцы обстреляли Израильский самолет, поэтому была стрельба.

Имеется предположение, что в случае военных действий, здание Миссии будет одной из огневых точек» [Л. 104].

Далее в адресованных Миссией в Москву телеграммах следует три сообщения, сделанных на протяжении месяца после завершения боевых действий. Начальник Миссии описывает дни войны и те последствия, к которым она привела в среде русского присутствия и иерусалимского населения в целом.

Первое сообщения с послевоенного Иерусалима о состоянии дел в РДМ датируется от 15 июня 1967 г. Было адресовано по-прежнему руководителю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В нем сообщалось, что «5 июня в 11:30 по местному времени в Иерусалиме началась ураганная перестрелка. Израиль открыл военные действия против Иордании. Двое суток жилые кварталы Старого города бомбила авиация, артиллерия, танки. Сопротивление иорданцев было очень слабым. Снаряды, посылаемые ими на израильтян, в большинстве случаев не взрывались и падали, не принося особого вреда противникам…

7 июня в среду Старый город был взят израильскими войсками. Всех арабов из города вывезли или перерезали. Два дня по Иерусалиму возили военнопленных арабов. Это было ужасное зрелище. Измученные, голодные, имевшие очень жалкий вид, иорданские солдаты стояли в грузовиках со связанными, поднятыми вверх руками и с завязанными глазами. Озверевшая толпа евреев, почти никем не

сдерживаемая, кидала в них камни, нечистоты, поливала бранью. Ночами из Старого города нескончаемым потоком шли автомашины, вывозившие награбленное добро» [Л. 105]

В свою очередь глава Иерусалимской Православной Церкви отметил старания израильтян сохранить от повреждений святые места, за что выразил признательность тогдашнему премьер-министру. «Патриарх Венедикт приветствовал завоевателей и в лице Леви Эшколя поблагодарил еврейское командование за сохранение святых мест христиан» [Л. 105].

Отказ СССР признать законность боевых действий и последующий отъезд дипломатического корпуса, выразился в протестных настроениях по отношению к русскому населению. «Заметно изменилось в худшую сторону отношение местного населения к русским, живущим в Израиле. Часто приходилось слышать такое: »если русские помогу арабам в войне, то евреи, живущие в СССР, устроят в России восстание. Русские хотят задушить свободу Израиля». Матушки Горнего монастыря выходившие в город по хозяйственным нуждам, неоднократно были жертвами хулиганских выпадок и насмешек. В некоторых лавках торговцы отказывались продавать им свои товары.

В дни войны насельники РДМ не покидали здания Миссии. Были предприняты все меры предосторожности. Запасены продукты на три месяца, оборудовано бомбоубежище (в котором мы просидели три дня без выхода), укреплено здание, заложены песком оконные проемы, сожжены документы. В Горнем монастыре все насельники во время военных действий находились в храме, т. к. лучшее здание монастыря. Продуктами питания монахини обеспечены на три месяца.

…Благодарение Богу, Миссии война ущерба не принесла. Лишились стекол, кое-где поцарапаны крыши. Это ничто по сравнению с тем, что могло быть». [Л. 106]

По завершении боевых действий, когда был аннексирован Восточный Иерусалим, начальник РДМ сообщал, что «13 июня Миссию посетил митрополит Исидор. Он очень рад, что теперь свободно сможет ходить в Старый Город. Ругал арабов. Они лентяи, ничего не хотят делать… Митрополит Исидор разделяет притязания евреев на захваченные ими земли. Территория, взятая евреями, с библейских времен принадлежит им, говорит он. Если бы арабы хотел работать, то им вполне хватило оставшейся территории» [Л. 107]. Митрополит Назаретский Исидор не спроста выражал приветствие израильским действиям. Назарет все годы был частью Израиля, соответственно, митрополит Исидор был со своей паствой максимально максимально интегрирован в еврейскую действительность государства.

Личное впечатление начальника РДМ от послевоенного города таковы: «сегодня 14- го прошел до Дамасских ворот. Всюду очень больше разрушения. Не осталось камня на камне. Гостиница »Сан Джорж», в которой Вы (митролит Никодим Ротов — прим. автора) жили во время паломнического путешествия, разбита. Святые места все целы, а жилые кварталы пострадали» [Л. 108].

Далее в переписке Иерусалима с Москвой следует сообщение начальника Миссии за период с 15 июня по 29 июня, датированное от 29 июня 1967 г. Сообщение начинается с того, что начальник прочувствованно описывает военные дни, одновременно сетуя, что «…военные события это большое и неожиданное испытание, которое пришлось перенести членам нашей Миссии. Мы не испытали боли физической (переутомление в счет не идет) никто не ранен не покалечен, но боль душевная, нервное перенапряжения, необходимость работать в условиях опасных для жизни, отняли много здоровья и оставили травму в душе у каждого из нас. Должен отметить, что в трудные дни все члены Миссии работали четко, дружно, слажено» [Д. 134. Л.73].

Спустя несколько недель новости из Восточного Иерусалима доставлялись по-прежнему теми, кто имел возможность посещать Старый город раньше. «22 июня Миссию посетил католический священник Всеволод Рожков. Он член комиссии по оказанию помощи пострадавшим в дни войны в Иерусалиме, живет в Старом городе. О. Всеволод сообщил, что на Елеоне произошли большие разрушения. Снаряд влетел в колокольню и разломил всю лестницу. Убило привратницу. Несколько монахинь ранено. 6 домов разрушено до основания, остальные сильно повреждены. В монастыре не было запасов продуктов, кончилась вода. Насельники терпят большую нужду. Из Франции им в помощь прислали двух свящ. но не прислали ни грамма продуктов. От Миссии в помощь Елеону нами дан мешок риса и 2 мешка картофеля» — писал в Москву начальник к РДМ [Л. 74].

Посетивший Миссию митрополит Исидор рассказывал, что «…Патриархия в войну подверглась большим лишениям. Был отключен свет (его и сейчас нет) и вода. В Патриархии не было запасов топлива и пищи. Жители патриархии несут эти лишения и по сей день, т. к. выйти из здания они не имеют права. Доставка продуктов питания нарушена. Магазин закрыты» [Л. 74].

Война спровоцировала существенный коллапс в жизни Иерусалима. «Особенно трудно переносится недостаток воды. С 5 по 15 воду не давали совсем. С 15 воду дают только в течении одного часа» [Л. 75].

Далее начальник Миссии докладывает в Москву о том, что узнал из личной беседы. Также в сообщении говорится о личном видении состояния послевоенного города. «21 июня вернулся с фронта переводчик Давид. Он был в Газе. Он признался, что его соплеменники зверски расправляются с арабами. Давид командовал танком. Египетская армия была снабжена техникой во много раз лучшей чем израильская. Арабы убегали не выпустив ни одного заряда по противнику, оставив заведенные танки. Пленные арабские солдаты говорят, что их офицеры оставили их части на два дня до начала войны. Возможно это было предательство.

Евреи захватили массу военной техники. По городу проходили русские танки. Их можно встретить и на дорогах Израиля. Сердце болит, когда видишь как евреи ездят на автомашинах с маркой ЗИС, МАС. На бортах машин часто написано: »Москва на Израиль», »Россия Иерусалим»

В газетах сообщили, что Советское посольство выехало в Россию. Не выехали из Израиля Р.Д.М. и корресп. Стовбун. В газетах сообщили, что представители всех христианских исповеданий уже побывали в старом городе. Они обращались за разрешением в Министерство религий и в Министерство обороны и им не было отказа. Не обращались за разрешением посетить посетить старый город только Р.Д.М.» [Л. 75].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *