Роль машиностроения в политике импортозамещения

Ранее мы приводили цитату из Концепции развития РФ до 2020 года, в которой была указана ключевая роль машиностроения в политике импортозамещения. На данном этапе некоторые меры уже осуществляются, например: ПАО «Уралмашзавод» в рамках программы импортозамещения до конца 2016 года выпустит первый отечественный гидравлический экскаватор (ранее подобные машины выпускали только в США, Германии и Японии); «Уралмашзавод» начал изготавление деталей для Нижнетагильского металлургического комбината, которые раньше закупались в Австрии; Средне-Невский судостроительный завод занялся строительством кораблей и судов из композитных материалов, что является одним из самых перспективных направлений в мировом судостроении, и в России такая практика наблюдается впервые; в рамках программы по импортозамещению в 2016 году дополнительная государственная поддержка производителей сельхозтехники составит 10 миллиардов рублей; центр судоремонта «Звездочка» в рамках реализации программы импортозамещения разработал и наладил производство подруливающего устройства мощностью свыше 500 киловатт на замену импортным; в Кабардино-Балкарии «Станкопром» совместно с «Терекалмаз» приступило к созданию предприятия по производству правящего и шлифовального алмазного инструмента. Это лишь некоторые меры, которые начали активно осуществлять в области машиностроения за прошедшие три года. Государство считает одной из ведущих целей своей политики – импортозамещение, поэтому этому направлению уделяется столько внимания. Постоянно разрабатываются новые программы, которые должны послужить толчком для развития отечественной обрабатывающей промышленности, так как машиностроение в её структуре занимает первое место, то и большинство мер направлено на развитие этого комплекса.

Учитывая, что комплекс не функционирует централизованно и находится в пресечённом ведении множества форм собственности, возникает сложность в том, чтобы использовать МСК эффективно и рационально, что очень негативно сказывается на реализации политики импортозамещения.

Глава 3. Возможности и угрозы социально-экономического развития машиностроения

3.1 Эффективность использования ресурсного потенциала машиностроения

Наличие сырья на территории нашей страны позволило создать на территории комплекс машиностроения. Но при этом нельзя рассматривать машиностроение только с ресурсной точки зрения. Наличие сырья не всегда является ключевым источником успеха развития отрасли. Необходимо рассматривать все ресурсы в целом.

На территории Российской Федерации машиностроительный комплекс развит почти повсеместно. Рассмотрим некоторые подотрасли и сектора машиностроения [материал с сайта консалтинговой компании Everise Consulting].

Энергетическое машиностроение.

Энергетическое машиностроение развито в Северо-Западном, Уральском и Западно-Сибирском районах. Предприятия отрасли производят паровые и гидравлические турбины разных мощностей и конструкций и генераторы для разных типов ГЭС, а также для АЭС. Высокопроизводительные котлы производят в Центральном районе (Подольск), Западно-Сибирском (Барнаул), мощные дизели для судов выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, для тепловозов и электростанций — в Балаково, Коломне.

Судостроительная промышленность.

Судостроительная промышленность размешается в районах со слабо представленной металлургической промышленностью, хотя эта отрасль потребляет много металла различных профилей и из-за этого в структуре затрат высока доля транспортных расходов. Судостроительные заводы специализируются на выпуске различных судов, с разными типами судовых двигателей/ Крупнейшие центры судостроения находятся на Балтийском и Черном морях.

Железнодорожное машиностроение.

Железнодорожное машиностроение — одна из старейших отраслей машиностроения, сегодня является одной из наиболее материалоемких, так как в производстве современного железнодорожного транспорта применяются черные и цветные металлы, пластмассы, древесина, стекло, а также сложное оборудование.

Авиационная промышленность.

Авиационная промышленность – самая сложная отрасль современного машиностроения, для выпуска продукции предприятия этой отрасли используют различные материалы из черных и цветных металлов, а также  электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование. Высокий уровень требований к качеству продукции, необходимость соответствия не только внутрироссийским, но и международным стандартам обуславливает высокие требования к квалификации персонала, техническому оснащению предприятий, своевременной модернизации производства.

Металлургическое машиностроение.

Металлургическое машиностроение занимает первое место в отрасли по стоимости продукции. Предприятия этой отрасли расположены, как правило, в районах крупного производства стали и проката и выпускают оборудование для агломерационных фабрик, прокатного и дробильно-размольного производства, доменные и электроплавильные печи.

Турбостроение.

Турбостроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины. Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

Полиграфическое машиностроение.

Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли и производит печатные станки, конвейеры для типографий и другое специализированное оборудование, часто – по индивидуальным заказам.

Электротехническая промышленность.

Электротехническая промышленность выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции для всех отраслей народного хозяйства и по объему производства превосходит все подотрасли тяжелого машиностроения. Основную номенклатуру производства составляют: генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам, электромашины, электродвигатели; трансформаторы и преобразователи, светотехническое, электросварочное и электротермическое оборудование.

Приборостроение.

Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Заводы отрасли специализируются на монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно- технического труда, информационных систем.

Ракетно-космическая промышленность.

Ракетно-космическая промышленность выпускает орбитальные космические корабли, ракеты и корабли многоразового использования, сочетая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства.

Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение.

Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение производит различные виды комбайнов и тракторов, в отрасли высоко развита специализация, большинство предприятий работает по принципу «полного цикла», реже – специализируется в производстве определенных узлов или капитальном ремонте оборудования.

Производство машиностроительной продукции в России распределено следующим образом:

  • Центральный район — 41%,
  • Урал — 18%, Поволжье — 16%,
  • Северо-Запад — 7%,
  • Западная Сибирь 7%,
  • Европейский Юг — 3%,
  • Восточная Сибирь — 3%,
  • Дальний Восток — 3%,
  • Европейский Север 2%.

Конечно, не все предприятия являются эффективными. В первую очередь это зависит от фактора размещения, а в частности – от того, насколько удачно было размещено предприятие машиностроительного комплекса и как оно функционирует в данном регионе, используя его сырье. Зачастую регионы не имеют возможности содержать свои предприятия, потому что машиностроение требует больших финансовых вложений, так как является трудоёмким и металлоёмким процессом. Проблема финансирования (то есть нехватки финансовых ресурсов) относится к дотационным, слаборазвитым субъектам[1]. Размещение объектов машиностроения в подобных регионах не приносит выгоды, а порой даже убытки.

Стоит отметить, что не всегда эффективно работают трудовые ресурсы, так как для физической работы требуется более молодое поколение, и чем старее становится коллектив на предприятии, тем больше падает его производительность, а с другой стороны в центрах разработки технологий для машиностроительного комплекса требуются высококвалифицированные сотрудники со знаниями инженерных и математических наук.

Вот с таким рядом проблем сталкивается отрасль машиностроения в России, однако, можно сделать вывод, что на данном этапе эти проблемы заметно не влияют на процесс производства, но при этом стоит уделять внимание размещению объектов и организационным моментам на предприятиях, так как ресурсная база, которая сейчас находится в распоряжении государства, имеет огромный потенциал.

3.2 Эффективность структуры управления отрасли

Рассмотренный во второй главе аппарат управления такой же сложный, как и сама структура машиностроения. Поэтому, с нашей точки зрения, назвать это аппарат эффективным нельзя. Продукция машиностроительных предприятий играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 25 % от общего объема промышленной продукции, но при этом Россия пока уступает таким странам, как Япония, Германия и США, где удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет 40-50%. На наш взгляд, это происходит из-за отсутствия централизованного управления машиностроительным комплексом в нашей стране. Ситуация машиностроительного комплекса хорошо просматривается с помощью SWOT-анализа (таблица 7). Из таблицы видно, что предприятия имеют как преимущества, так и недостатки в рамках российской экономики. В первую очередь, машиностроительный комплекс до сих пор находится в зависимости от сырья из-за границы, но при этом возникает угроза, что политика импортозамещения станет навязчивой, жесткой и принудительной, что негативно скажется на деятельности предприятий. С другой стороны, прогресс в этой сфере происходит и активные меры предпринимаются, которые мы ранее рассмотрели, что даёт возможность расширить отечественный ассортимент продукции и повысить её качество. Таким образом, можно сделать вывод, что комплекс машиностроения не является идеальным и требует множественных изменений, но в то же время эти изменения не глобальные, а лишь корректирующие те стороны, которые можно сделать лучше.

Таблица 7

SWOT-анализ предприятий машиностроительного комплекса в России

Возможности — большой рынок для ж/д и автомобильной отраслей; — развитие рынка конечного потребления; — повышение требований к качеству товара; — оживление промышленного сектора производства, — способствование развитию малого и среднего бизнеса, — возможность развить отечественный продукт Угрозы — система налогообложения; — отсутствие льготного кредитования; — яростная политика импортозамещения; — большой процент бартерных сделок; — высокая степень конкуренции (за исключением железнодорожного транспорта); — зависимость от поставок стратегического сырья  
Сильные стороны — НИОКР, — широкий ассортимент изделий, — высокосертифицированные товары, — законченность технологических циклов, — наличие запасных основных фондов, — сильный оборонный комплекс Слабые стороны — проблемы поставки сырья при отказе от импортных, — неустойчивое финансовое положение отдельно взятых комплексом внутри машиностроительной отрасли, — ориентация на корпоративных клиентов

Всё это опять указывает на неэффективность работы аппарата управления, который своей громоздкостью не может принимать рациональные решения: некоторые ресурсы остаются незадействованными, другие используются не так как можно было бы их использовать.


[1] Андреев А. В. Региональная экономика: учебник для вузов/А. В. Андреев.- СПб: Питер, 2012. – 464 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *