Реализация проекта повышения конкурентоспособности российских вузов на международном уровне

Скачать текст в WORD

Еще по теме:


Правовая база сотрудничества России с иностранными партнерами в области образования


Международно-правовые акты в области образования

Глобализация, интеграционные процессы в Европе актуализировали необходимость повышения конкурентосособности национальных систем образования. Изменения затронули содержание образования, средства и методы обучения, управленческие механизмы, систему оценки качества образования, систему профессиональной подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Ни для кого не секрет, что на первых позициях всех известных рейтингов вузов почти всегда находятся университеты Америки или Англии и совершенно нет представителей России. Поэтому Правительство Российской Федерации и Министерство образования и науки учредили проект повышения международной конкурентоспособности российских вузов с условным названием «5/100».

Проект повышения международной конкурентоспособности российских вузов с условным названием «5/100» был запущен в прошлом году в рамках реализации положений Указа Президента России № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Одна из целей, обозначенных в документе, — вхождение к 2020-му году не менее пяти российских вузов в топ-100 мировых университетов-лидеров (согласно международным рейтингам ARWU, QS, THE).

Планы проекта амбициозные, особенно если учесть, что даже самые влиятельные российские вузы редко входят в топ-200, а в последнее время и вовсе теряют позиции в двух рейтингах «большой мировой тройки». Так, если МГУ в 2010-м году занимал 74-е место в авторитетном Шанхайском рейтинге (ARWU), то в этом году университет оказался на 84-ой позиции. СПбГУ стабильно занимает места в третьей сотне рейтинга. А в списке одного из самых влиятельных и глобальных рейтингов Quacquarelli Symonds (QS) МГУ занимает сейчас 120-ю позицию, в то время как в 2011-м году был на 112-м месте. Как считают специалисты, это во многом связано с разными методиками работы российских и американских/европейских вузов. Например, QS учитывает при оценке университетов качество научной работы, перспективы трудоустройства, качество преподавания, а также цитируемость публикаций. И если по количеству лауреатов Нобелевской премии ведущие вузы страны ещё могут конкурировать с западными университетами, то количество статей в «Nature&Science» и индекс цитирования остаются слабыми местами.

Некоторые представители Минобрнауки отмечают: «В России пока слабо стимулируют учёных за публикации в международных научных журналах… Кроме того, проблема в том, что российские научные журналы, даже самые серьезные из них, не включены в международную базу Web of Science».

Чтобы изменить ситуацию и вывести как можно больше российских высших учебных заведений в топ-100 мировых образовательных рейтингов, правительство наметило ряд шагов, среди которых формирование группы ведущих университетов для участия в проекте «5/100», разработка плана мероприятий по развитию выбранных вузов, организация мер государственной поддержки вузов-участников программы, а также создание благоприятных условий для развития долгосрочных конкурентных преимуществ российских университетов.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отмечает: «Конкурировать с топовыми университетами мира сложно и дорого. Так что это вызов для ведущих российских университетов: они должны сильно измениться в течение очень короткого срока. Система высшего образования в семь раз должна увеличить число преподавателей со степенями ведущих мировых вузов, в восемь раз — число статей в международных журналах. Мы должны создать среду, чтобы к нам приезжали зарубежные студенты. Это значит, что 20–30% курсов должны быть англоязычными. Должен быть англоязычный штат, современные общежития».


 

Направления Проекта 5-100 имеют условное обозначение и четкое описание. Итак, рассмотрим их подробнее:

«Интеграция». Расширение международного присутствия и укрепление репутации вузов в мире за счет интеграции в международное сообщество, развития академической мобильности и контроля репутации вузов за рубежом. Целью международного сотрудничества вузов России с вузами других государств является улучшение качества предоставляемого образования российскими вузами, предоставление возможности российским студентам повысить свою квалификацию в зарубежных учреждениях, развивать международные культурные контакты.

«Образование». Повышение востребованности образовательных программ вузов на международном уровне за счет развития двухдипломного образования, совместных образовательных программ и открытых он-лайн курсов.

«Наука». Рост качества и объемов НИОКР, выполняемых вузами.

«Кадры». Привлечение в вузы ученых мирового уровня, перспективных молодых научно-педагогических работников и высококвалифицированных администраторов.

«Кампус». Создание необходимых условий в кампусе для реализации направлений «Интеграция», «Образование», «Кадры», «Наука».

Со времени запуска программы прошло несколько лет, до её завершения также еще много (6 лет), но и сейчас есть определенные результаты. В первую очередь, главным событием программы за время её существования стало проведение открытого конкурса среди университетов на получение государственного финансирования мероприятий по повышению конкурентоспособности. Из 36 допущенных к конкурсу претендентов (всего заявок было 54) Совет по обеспечению конкурентоспособности российских вузов выбрал 15 университетов. Конечно, предпочтение отдавалось вузам, у которых есть реальный потенциал для достижения целей проекта. Так, среди критериев, которыми руководствовались представители совета при выборе лучших университетов, — уровень развития научной деятельности вузов, вовлечённость вуза в международный академический рынок, привлекательность образовательных программ для абитуриентов, а также позиции университетов в международных рейтингах и т.д.

Среди вузов-победителей можно отметить следующих:

  1. Дальневосточный федеральный университет;
  2. Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт»;
  3. Национальный исследовательский технический университет «МИСиС»;
  4. НИУ «Высшая школа экономики»;
  5. НИЯУ «МИФИ» и др.

Всего 15 университетов, которые при финансовой поддержке правительства на протяжении нескольких ближайших лет будут разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению своей конкурентоспособности. Для организации успешного сетевого взаимодействия вузов-участников программы создана ассоциация «Глобальные университеты». Ожидаемые результаты Проекта к 2020 году:

– вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню глобальных образовательных рейтингов (рейтинг университетов мира Times Higher Education, всемирный рейтинг университетов QS, академический рейтинг университетов мира ARWU);

– не менее 15% иностранных студентов от общего числа обучающихся в каждом вузе;

– не менее 10% иностранных специалистов от общего научно-педагогического состава каждого вуза.

Дмитрий Викторович Ливанов (Министр образования и науки Российской Федерации в 2012-2016 гг.) прокомментировал создание данного проекта: «Задача вхождения в рейтинги не является самоцелью. Самое главное — выстроить новое качество исследований и преподавания в российских университетах».

Сегодня в рамках этой инициативы вузы обмениваются опытом, рассказывают о лучших практиках своего университета, разрабатывают совместные предложения для Минобрнауки по улучшению работы проекта «5/100», а также занимаются реализацией совместных проектов. Координатором сетевого взаимодействия является НИУ ВШЭ.

Принципы организации международной деятельности университета в рамках описанной программы могут должны быть следующими:

  1. Приоритетность. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии международного сотрудничества объясняется, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место при любом общественно-экономическом строе и, во-вторых, неотложностью решения важнейших общегосударственных проблем.
  2. Равноправность партнёров. Каждый университет в рамках заключенного соглашения имеет равные права и возможности в получении выгод от такого сотрудничества, то есть иметь общую информационную вазу, равные квоты на студенческий обмен, равнозначные условия при получении услуг аналогично предоставленным и т.п.
  3. Гостеприимство. Это главный принцип международного сотрудничества. Любому иностранному студенту и преподавателю должно быть оказано радушие, дружелюбие, осведомленность, расторопность, расчет времени, гибкость, вежливость, стабильность, личный контакт с гостем, внушение доверия, превзойденные ожидания гостя.
  4. Непрерывность. Этот принцип означает, что программы международного сотрудничества должны постоянно продляться, совершенствоваться, для того, чтобы желающие поступить в вуз могли рассчитывать на то, что н а определенном этапе обучения они смогут принять участие в международном обмене, совместных исследованиях, получат доступ к информационным ресурсам и т.д.
  5. Ступенчатость управления (увеличение количества участников). Иерархическая структура управления проектами в области международного сотрудничества необходима для четкого разграничения сфер ответственности, обязанностей и компетенций. При этом очень важно, чтобы соблюдался принцип № 2.
  6. Системность. Этот принцип предполагает согласованность действия сторон, наличие определенной общей материальной базы, квалификации, языка общения).
  7. Результативность. Этот принцип будет достигнут при условии соблюдения всех предыдущих, и он определяет насколько эффективно и перспективно международное сотрудничество вузов.

Таким образом, представленные принципы согласуются с нормами международного права, которые включают в себя основополагающие принципы и нормы поведения субъектов международных отношений, также являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств. Так, принципы международного права, как некая юридическая константа, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств. В данном случае они дополнились спецификой образовательной отрасли.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *