Перспективы сотрудничества России с другими государствами в сфере образования

В контексте решения задачи модернизации страны особое значение имеет международное сотрудничество в области науки и образования. Эффективное взаимодействие с зарубежными партнерами в этой области должно способствовать потоку инвестиций, новых технологий и передовых идей. Одним из приоритетов является создание условий для подготовки отечественных и привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в интересах инновационного развития российской экономики.

Необходимо добиться более широкого включения России в международное образовательное пространство, всячески содействовать экспорту российских образовательных услуг, расширять обучение иностранных специалистов в российских учебных заведениях путем выделения государственных стипендий, а также на коммерческой основе, повысить привлекательность образования в Российской Федерации в целом. Важным элементом является системная работа с выпускниками российских университетов, значительная часть которых составляет политическую и интеллектуальную элиту государств и может способствовать формированию их дружеских отношений с Россией.

Необходимо содействовать установлению и поддержанию взаимовыгодных отношений между учебными заведениями Российской Федерации и зарубежных стран путем обмена специалистами, учеными, преподавателями, студентами, а также научно-методической литературой, информационными материалами. В этом контексте большое значение имеет создание учебных заведений за пределами Российской Федерации, а также подготовительные структурные подразделения и филиалы российских образовательных учреждений.

Необходимо продолжить линию по включению России в международную систему унификации норм и стандартов качества образования и, соответственно, ученых степеней и степеней, чтобы добиться признания российских образовательных документов в других странах.

Необходимо поощрять контакты ученых с целью совместной подготовки учебников и учебных пособий в интересах объективного освещения истории отношений России с отдельными государствами. Особое внимание следует уделить целенаправленной работе по противодействию фальсификации истории, интерпретации исторических событий в пользу политической конъюнктуры и антироссийской пропаганды.

Одним из приоритетных направлений деятельности является сохранение, укрепление, развитие и распространение русского языка как важнейшего средства интеграции государств-участников СНГ, вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство, расширение ее использования В международном сообщении, в том числе в сфере деятельности международных организаций.

Необходимо всемерно содействовать изучению русского языка за рубежом, подготовке учителей русского языка. Русский язык должен оставаться важнейшим инструментом приобщения других народов к русской и мировой культуре, что является серьезным фактором формирования позитивного восприятия России в мировом сообществе. В рамках возможностей, предусмотренных международным правом, необходимо адекватно противостоять любым попыткам нарушить или дискриминировать русский язык за рубежом.

Среди стран ближнего зарубежья перспективным представляется сотрудничество с вузами Республики Беларусь и Республики Казахстан. С данными государствами заключены двусторонние соглашения, кроме того, в сотрудничестве с этими странами наименьшим образом будет сказываться фактор культурного и языкового различия.

Среди перспективных стран дальнего зарубежья по вопросам международного сотрудничества в области образования наиболее перспективным партнером проставляется Китай. Между Россией и Китаем ведется давнее и плодотворное сотрудничество в области образования. На сегодняшний день функционирует ряд совместных проектов и программ в различных направлениях, регулярно проводятся конференции, совещания, консультации.

Договорно-правовая база современного российско-китайского сотрудничества в области образования основывается на следующих межправительственных соглашениях: о культурном сотрудничестве от 18 декабря 1992 г., о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях от 26 июня 1995 г., об изучении русского языка в Китае и китайского в России от 3 ноября 2005 г., а также соглашении между Минобрнауки России и Минобразования Китая о сотрудничестве в области образования от 9 ноября 2006 года. Кроме этого рабочими документами являются протоколы ежегодных заседаний межправительственной Российско-Китайской подкомиссии по сотрудничеству в области образования.

В январе 2016 года с Китаем была достигнута договоренность о разработке межведомственного меморандума о поддержании деятельности Центров русского языка в Китае и Институтов и классов Конфуция в России. Были рассмотрены вопросы увеличения обмена студентами и аспирантами до 100 тысяч человек к 2020 году и разработан план реализации данной инициативы.

В сентябре 2016 г. в ходе заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству китайская сторона выразила заинтересованность в создании ассоциаций филологических, авиационных и сельскохозяйственных вузов.

В целях поддержания высокого уровня взаимодействия и более широкого привлечения молодежи к изучению русского и китайского языка были проведены Годы национальных языков. Результаты Годов имеют особое значение для повышения качества подготовки специалистов-востоковедов со знанием китайского языка в интересах кадрового обеспечения российских ведомств и организаций, а также укрепления базы практического и научного китаеведения. К настоящему времени установлено более 900 партнерских связей между российскими и китайскими вузами и организациями, в которых с российской стороны участвуют 120 вузов, с китайской – около 600.

В соответствии с планом приема Китаю в 2016/07 учебном году была установлена квота в размере 804 человек, фактический прием составил 1056 человек. В будущем эта квота увеличится до 5000 студентов.

В процессе молодежных обменов между Россией и Китаем в июле- были организованы летние школы русского языка и культуры для китайских студентов на базе Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, Удмуртского государственного университета, Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, летний лагерь по изучению русского языка и знакомство с культурой Коми на базе Ухтинского государственного технического университета, участниками которых стали более 100 человек. Повышение квалификации педагогов-русистов Китая станет возможным в дистанционной форме на интернет-портале «Образование на русском», разработанной Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина.


 

Принимая во внимание важное значение деятельности институтов Конфуция в России и Русских центров и Кабинетов Русского мира в Китае для ознакомления народов обеих стран с национальной культурой, историей и языком в интересах укрепления добрососедских отношений между Россией и Китаем, Минобрнауки России совместно с Россотрудничеством, Фондом «Русский мир» продолжает работу по регулированию данного направления сотрудничества. К настоящему времени в России действуют 20 Институтов и классов Конфуция, в Китае – 11 Русских центров и Кабинета Русского мира. Русские центры и Кабинеты Русского мира ведут активную информационно-консультационную работу, предоставляется возможность для изучения русского языка, проводят форумы, конференции и круглые столы по различным аспектам двустороннего гуманитарного сотрудничества.

В рамках развития прямых межвузовских связей университетов России и Китая предлагается проведение ежегодных встреч ректоров; проведение российско-китайских научно-технических инновационных и гуманитарных форумов; совершенствование материальной базы международного сотрудничества с целью обеспечения максимально комфортного пребывания зарубежного студента в новой для него стране.

Краткие выводы по главе. В третьей главы выпускной квалификационной работы нами рассмотрены возможности участия Российской Федерации в международном образовательном сотрудничестве. Прежде всего была рассмотрена правовая база сотрудничества России с иностранными партнерами в области образования. Выявлено, что международное сотрудничество вузов осуществляется на основе следующих документов: общие для всех вузов соглашения и двусторонние соглашения, договора и меморандумы. Анализируя нормативно-правовые основы сотрудничества российских вузов с зарубежными, мы пришли к выводу, что за последние два десятилетия сложилась обширная нормативно-правовая база образовательного сотрудничества.

Далее был рассмотрен процесс реализации программы повышения конкурентоспособности российских вузов 5/100. Данный проект амбициозен, требует высоких темпов работы, существенного финансирования, но его ожидаемые результаты принесут адекватную потраченным силам пользу. Основными принципами эффективного международного сотрудничества определены:

  1. приоритетность;
  2. равноправность партнёров;
  3. гостеприимство;
  4. непрерывность;
  5. ступенчатость управления;
  6. системность;
  7. результативность.

Среди потенциальных партнеров для международного взаимодействия были определены государства ближнего зарубежья перспективным представляется сотрудничество с вузами Республики Беларусь и Республики Казахстан. С данными государствами заключены двусторонние соглашения, кроме того, в сотрудничестве с этими странами наименьшим образом будет сказываться фактор культурного и языкового различия. Среди перспективных стран дальнего зарубежья по вопросам международного сотрудничества в области образования наиболее перспективным партнером проставляется Китай.

Таким образом, Россия имеет возможности стать ключевым партнером для многих учебных заведений своих ближайших соседей, а также зарубежных стран, чему во многом способствует и накопленный опыт в базовых научных областях, и унификация образовательной деятельности, интеграция России в международное культурное пространство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *