Психолого-педагогические особенности учащихся старших классов

Ученики десятого-одиннадцатого класса в преподавательских вопросах принадлежат  к старшему школьному возрасту, что выступает в качестве  выражения «третий мир», который находится среди детством и зрелостью. Место нахождения социального положения и общественного статуса юности обусловливает и характерные черты  психики этого периода.

В старших классах школы развитие усовершенствования познавательных процессов детей может достичь такого качества, что они становятся почти готовыми для осуществления почти всех разновидностей интеллектуальной работы зрелого индивида, в том числе наиболее трудных. Учебные процессы учеников присваивают подобные качества, и это делает их сформированными и гибкими, при этом усовершенствование способов изучения порядочно обгоняет индивидуальное саморазвитие школьников.

При переходе из начальных классов в средние и потом старшие классы учебного заведения меняется расположение ребят в системах деловых и индивидуальных отношений с окружающими людьми. Намного чаще  в их жизни встречаются  ответственные вопросы, и менее своего времени расходуется на игры и забавы.

В старшем школьном возрасте динамично проходит течение познавательного прогресса.  Этот период характерно проходит в таких  проявлениях, которые непримечательны и для самого ребенка,  и для  наблюдающего [4].

Изучающая активность старшеклассников наиболее энергична и независима. Для них отличительно стремление к объединению, исследование единых основ и правил, которые являются истоками  частных случаев. Для школьников этого периода можно обозначить существенное усовершенствование абстрактного мышления. Ученики старшей школы теперь уже имеют возможность думать логично, проводить анализ размышлять абстрактно. Можно сказать, что ребята довольно легко разговаривают на моральные, общественно-политические и иные вопросы, которые почти не могут обсуждать учащиеся младшей школы.

 Для школьников старших классов, можно отметить умение совершать единые заключения на базе индивидуальных случаев или, наоборот, выходить к итогам рассуждений, т. е. умение использовать индукцию и дедукцию. Важное умственное достижение старшего учебного периода —  возможность использовать предположения.

На этом шаге обучения свойственно улучшение навыков обучающихся использовать всевозможные способы расширения их лексикографического резерва, рост их возможного словарного запаса и языковедческих познаний. На главный план выходит  применение иностранного языка как метода приобретения учениками новых сведений, которые бы по-другому демонстрировали известные для них данные, увеличивали их компетентность во всевозможных зонах знаний, давало возможность применять в различных неизученных сферах. В этом случае  основным вариантом вербальной работы является чтение, а основным типом деятельности — получение сведений из материалов и их переработки.

Для школьников возникает  цель общественного и индивидуального самоопределения, она подразумевает конкретную ориентацию и установление собственного места во взрослом обществе. Вместе с этим обстоятельством идет разделение интеллектуальных возможностей, увлечений, без присутствия которых сложно сделать решение по выбору специальности, прогресс самосознания, становление взглядов и жизненных воззрений.

К окончанию старших классов, ребята понимают многочисленные научные термины, учатся использовать их в ходе решения разнообразных вопросов. Все перечисленное означает зрелость у всех них общетеоретического или иначе вербально-логичного мышления. Вместе с тем отмечается интеллектуализация всех оставшихся учебных действий [4].

Очень явным в этом периоде  является расширение понимания и самоосознания школьников, т.е. происходит значительное распространение области осознаваемого и углубления сведений о себе лично, о других индивидах, о находящемся вокруг школьника мире.

Усовершенствование понимания школьника обретает свое отображение в модификации  ключевых разновидностей активности: обучения, разговора, работы. Такие типы активности, какие раньше исполняли основную роль, в частности игры,  постепенно уходят  и откладываются на второстепенный план. Появляются различные типы активности, модифицируется степень прежних, наступает новая стадия психического становления.

В периоде более старшего  школьного возраста динамично развивается самодисциплина над активностью, являясь на первых порах наблюдением за итогами или соответствию установленным стандартам, а после – уже контролем самого процесса , т. е. возможностью отбирать и поэтапно проверять каждый период или раздел активности.  Почти до юношеского возраста у большинства школьников также нет умения подготовительного планирования активности, однако уже существует  склонность к самоконтролю. Это выражается в том, что в увлекательной и интересной работе или на такой деятельности, какая мотивирована позициями престижа, учащиеся старших классов могут продолжительный промежуток времени останавливать свое внимание, умеют  переводить, либо рассредоточивать его среди операций и соблюдать весьма большой ритм работы.

 В периоде старших классов  организуются значительные процессы, имеющие связь с организацией памяти. Динамично  формируется логическая память и быстро добивается такого значения, что ученик переключается к доминирующему применению данного вида памяти. Как ответ на наиболее часто встречающееся фактическое использование в ежедневном быту логической памяти затормаживается формирование механической памяти.

Из-за возникновения в школе современных учебных дисциплин весьма возрастает размер сведений, которые вынужден запомнить ученик. И тогда появляются трудности с запоминанием, и жалобы на не очень хорошую память в данном периоде случаются на порядок больше, чем у начальных классов. Наравне с этим возникает заинтересованность обучающихся старших классов к методам эффективного запоминания.

А.Н. Леонтьев провел исследование, каким образом проходит усовершенствование двух главных типов памяти — машинальной и произвольной — в периоде раннего возраста и определил специфики их преображения в старших классах. Он предоставил сведения о том, что вместе с  возрастом происходит повышение качества машинального запоминания, даже стремительнее, чем произвольного. В то же время от детского сада до периода младших классов происходит отделение в производительности машинального и произвольного запоминания. После — уже в старших классах школы  — увеличение производительности машинального  затормаживается, и соответственно вместе с этим возрастает производительность прямого заучивания.

С годами изменяются и связи между памятью и мышлением. В малом  возрасте память представляет собой одну из главных психических функций, и в подчиненности ей основываются все другие психические процессы. Осознание у ребят данного возраста   обусловливается их памятью: «мыслить — значит вспоминать». В периоде младших школьных классов познание открывает большую взаимосвязь с запоминанием и формируется в прямой подчиненности от нее.

Определяющий сдвиг в связях среди запоминания и прочими психическими функциями проходит в старших классах.  Изучение памяти учеников этого возраста доказали, что для ученика старших классов вспоминать — это думать. Его процесс запечатления исходит от мысли к установке закономерных взаимоотношений в глубине запоминаемых данных, а вспоминание состоит в возобновлении сведений по данным вопросу.

Отличительной характерной чертой более старшего учебного возраста выделяется восприимчивость и готовность к многочисленным разнообразным типам прохождения обучения, притом как в практичном  плане (рабочие знания, умения), так и в теории (возможность думать, беседовать, использовать термины).

Ученики старших классов школы характеризуются высокой умственной энергичностью, которая поддерживается не только лишь природным по возрасту любопытством ребят, но и стремлением улучшить, продемонстрировать находящимся вокруг собственные возможности, и иметь хорошую оценку с их позиции. В связи с этим   школьники на людях хотят решать   преимущественно трудные и значимые задания, часто выражают развитые умственные способности, но и уникальные возможности. Для всех них отличителен эмоционально-негативный отклик на чрезмерно элементарные задания. Данные задания их не притягивают, и все они не хотят их исполнять из-за низкой значимости таких заданий.

В основе высокой умственной и рабочей энергичности учеников старшей школы находятся не только лишь отмеченные ранее мотивы. Кругозор школьников становится еще более предпочтительным и стабильным. У большинства из них отмечается переход внимания к дисциплине в заинтересованность к самой науке. Школьники пробуют со своих позиций обдумать находящуюся вокруг реальность, у них существует большое внимание к мировоззренческим темам.

У обучающихся старших классов отмечается избыточная рационалистичность; они полагают необходимым хорошо усваивать лишь то, что понадобится, по их убеждению, в жизни для выбранной специальности, и не все понимают роль гуманитарных дисциплин в формировании внутреннего мира индивида. Поддержке заинтересованности к дисциплине на этом шаге обучения содействует разделение изучения, его профильное направление, индивидуальный подход к школьникам, который предполагает, прежде всего, отнестись к учащемуся как к индивиду с собственными  нуждами, способностями и наклонностями.

На финальном шаге улучшаются все приобретенные подростками навыки, способности и знания, язык применяется как эффективный способ углубления сведений в разнообразных сферах дисциплины и культурного развития.

В основном информатика как дисциплина на этом шаге играет роль результативного средства, содействующего удовлетворению, формированию и поддержке заинтересованностей учеников в избранной ими сфере познания, к примеру, как способ приобретения профессионально важных сведений. Данной цели в большей мере подходят разные типы профильно-нацеленного изучения иностранного языка в 10-11-х классах школы (с гуманитарным, естественно-математическим и прочими направлениями) с собственными специальными программами; при недоступности условий для  изучения в учебных заведениях можно применять на промежуточном этапе этот раздел программы, в котором содержимое изучения отображает то общее, что обязано существовать в языковом курсе при каждом виде его профильной ориентации [30]

В старших классах эффективность изучения в значительной  мере подвластна тому, каким образом проводится автономная деятельность обучающихся, существуют ли в их доступе материалы, соответствующие запросам прогрессивных технологий.

Данным образом, характерными особенностями учеников старших классов школы являются:

1. развитие познания;

2. энергичная и независимая мыслительная активность;

3. общественное и индивидуальное самоопределение;

4. зрелость теоретического или вербально-закономерного мышления;

5. усовершенствование самодисциплины;

6. изменение памяти (усовершенствование логической и произвольной памяти);

7. процесс запоминания сдвигается к мысли, к установке закономерных взаимоотношений в глубине запоминаемых данных;

8. стремление к многочисленным разнообразным вариантам изучения;

9. высокая умственная активность;

10. кругозор становится еще больше индивидуальным и стабильным.

Другой из основных вопросов прохождения обучения — усовершенствование закономерного мышления учеников, которое насыщенно прогрессирует еще в начальные годы обучения и является основой для последующего становления в средних и старших классах учебного заведения.

Усовершенствование закономерного мышления учеников осуществляется при условии прохождении всех без исключения школьных наук, а особенное значение придается математике и информатике. Информатика — первая из всех школьных дисциплин, которая в значительный мере благоприятствует формированию закономерного мышления учеников, это обусловлено содержимым курса информатики и ИКТ, усвоение которого предполагает закономерные способы мысли по изучению сведений данной дисциплины.

В преподавательских изданиях разбираются различные описания закономерного мышления. Так Н.Н. Поспелов и И.Н. Поспелов выделяют: «Развитие логического мышления учащихся — это вооружение их знаниями требований логики и выработка навыков использования этих требований в учебной и практической деятельности».

Н.А. Подгорецкая указывает на способность организовывать собственные поступки в согласовании с правилами логики: «Способность логично думать содержит в себе набор составляющих: способность опираться на значительные свойства объектов и факторов, способность быть подвластным  принципам логики, устраивать свой образ действий в согласовании с ними, способность выполнять логические действия, осмысленно их, доказывая, способность делать предположения и выводить итоги из сведений  и т.д.».

Размышлять логично — следовательно, думать конкретно и методически, не допускать несостыковок в собственных высказываниях и обладать способностью, раскрывать закономерные погрешности. Данные качества мышления обладают значительным значением для благополучного изучения абсолютно всех учебных наук.

При преподавании новых тем подавляющее большинство преподавателей применяют классические способы и варианты проведения урока, например как лекция, коммуникация (беседа), повествование, пояснение, что приучает учеников к записи объясняемых сведений.

Способ восприятия оформлен данным способом: принимаются данные, после в сознании проходит их разбор, после прекращения,  сведения опять транслируются выражениями, но теперь уже в форме конспекта. Конспект становится итогом мышления занимающегося, что предполагает от него значимого интеллектуального усилия. Способность слушать и вместе с тем записывать формируется не сразу, систематически, по этой причине обширную и непростую информацию, и аналогично базовые термины, желательно диктовать.

В течение беседы обучающиеся направлены на наиболее обширное взаимодействие не только лишь с преподавателем, но и друг с другом. Деятельность учеников преобладает в ходе прохождения обучения. Это могут быть доклады, небольшие рефераты на установленную тематику. Значение педагога сводится к ориентированности работы учеников на результат задач урока. Основополагающими элементами данных занятий становятся задачи, исполненные учащимися. Подготавливая их, ученики не только лишь укрепляют пройденные уроки, но в большей мере запоминают новый.

Познавание сути образовательных итогов достаточно меняет ориентиры не только самого изучения, но и применяемых способов, организационных типов и методов преподавания. Перечисленное в абсолютной степени имеет отношение к прохождению в курсе информатики составляющих математической логики. Не смогут остаться в стороне и такие позиция изучения, как надёжность, системность, сознание в учебном процессе.

В абсолютной степени нужно использовать и внутрипредметные взаимоотношения курса, преимущественно сегменты, сопряженные с определением данных, их обработкой, конструкцией персонального компьютера. Разумеется, что потребуется изменить и остальные методические вопросы. С точки зрения прогрессивной педагогики обученность — это подготовленность к конкретной работе, в ходе которой занимающиеся могут показать познания и навыки, освоенные ими в ходе учебы.

Для эффективного изучения сведений на уроках информатики зачастую применяется динамичный подход. Он поставляет содержательное и подробное изображение внутренней структуры учебной работы – уникального вида познавательной активности личности, которая содержит набор компонентов: проблематичную ситуацию, учебную обстановку, учебную задачу, учебно-познавательный основание, учебную тему, учебное действие, познавательную заинтересованность, познавательный спрос, умение обучаться, контроль и самодисциплина, рефлексию коллективно — распределенной деятельности.

В согласовании с теорией деятельности основным содержимым учебы обязаны быть основные мероприятия по решению обширных уровней вопросов, для того, чтобы активность обучающихся оказалась ориентирована на изучение данных методов. П.Я. Гальперин подмечал, что все освоения в ходе обучения, возможно, распределить на две разные составляющие: одну образуют новейшие основные схемы предметов, какие объясняют новейшее их понимание и новое осознание, иные — определенные материалы и принципы исследуемой сферы, определённое содержание дисциплины. Овладение общих схем предполагает многоцелевые методы действий, в то время как определённый материал связан с узкопредметными, предпочтительно исполнительными действиями. Не отрицая потребности создания определенного порядка действий, наибольшее внимание необходимо отдавать общим методам, объединенных с применением базовых знаний, которые носят неизменный вид [10].

В течение исследования базовой логики применяются такие средства преподавания: печатные (учебники и учебные материалы, раздаточный материал и т.д.); электронные порталы (мультимедиа, обучающие программы); наглядные (плакаты, печатные таблицы).

Особо действенное влияние на учеников проявляют новые медийные материалы, тренировочные программы, тренажеры.

В нынешнее время все энергичнее проходит течение интеграции электронно-вычислительной техники, новейших аудиовизуальных возможностей преподавания и телекоммуникаций в образовании. Книга и остальные классические материалы преподавания прекращают быть единственными объектами знаний.

На сегодняшний день ученик имеет возможность своими силами разыскивать их через информативные банки сведений разных научных, образовательных и справочных центров, решать свои трудности, через общение, как со сверстниками, так и учеными из разных государств. Меняться практическим опытом, наблюдениями, реализовывать разные проекты и т.д., находить интересующую его литературу и технологии, делать заключения и принимать решения. Значение педагога весьма изменяется, он является теперь уже консультантом по поиску и организацию сведений по теме и куратором моральных стандартов работы со сведениями в интернете.

Преподавательские исследования показали, что в старшем школьном возрасте в системе образовании должны быть организованы условия для осуществления учащимися собственных интересов, возможностей и последующих жизненных намерений.

Социологические свидетельства подтверждают, что большая часть школьников старших классов (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «понимать азы основных дисциплин, а усиленно исследовать только лишь те, какие выбираются, для того, чтобы в них работать». Примерно 70-75% учеников в конце 10-го класса уже сориентировались в выборе потенциальной сферы специализированной деятельности. Данным образом, прохождение обучения в старших классах обязано отвечать структуре образовательных и жизненных установок.

Закономерность имеет отношение к базовым фундаментальным категориям информатики. Исследование этой тематики позволяет разрешать одну из основных тем изучения информатики в школе — усовершенствование логического мышления учеников, возможности думать, подтверждать, доказывать и аргументировать  заключения. Точно также в условиях этого предмета отрабатывается основная для информатики способность формализовать сведения.

Охват данного вопроса в курсе информатики преследует двойственную цель:

1.      Обеспечение учеников данными, требуемыми для усвоения остальных тем информатики.

2.      Усвоение закономерной культуры, требуемой для приобретения новых сведений, хорошей социализации индивида в сегодняшнем быстроменяющемся обществе.

«Логические основы информатики» — это одна, в наибольшей степени активно прогрессирующей сфер, информационных технологий. Этот раздел при прохождении в школьном курсе информатики содержит немалую методическую и познавательную нагрузку.

Знакомство с терминологией и символикой алгебры логики, с ее терминами позволяет формироваться мыслительным возможностям, вырабатывает логическое мышление.

Анализ основ логики послужит гарантией эффективного прохождения подобного нужного раздела как «Алгоритмизация и программирование». Запас сведений закономерных основ ЭВМ даёт возможность осознать учеником основы конструирования компьютера. И, напоследок, в современном информационном мире алгебра логики считается сильным механизмом пользователя в базах сведений и справочно-поисковых системах.

Содержание  «Логические основы информатики» складывается из двух тем: «Основы логики» и «Логические основы компьютера». Эти темы в курсе информатики возможно преподавать различно. Можно разбить материал на составляющие и знакомить последующими частями в курсах основной и старшей школы. Можно отдельно взятым вопросом пройти компоненты математической логики, а в практических уроках применять и укрепить приобретенные познания.

К примеру, этот способ осуществлен в проекте базисного курса информатики авторского коллектива Н.В. Макаровой [23]. Возможно вводить азы логики и рассказывать с логическими основами ЭВМ целиковыми блоками в курсе информатики основной школы по окончании изучения баз программирования, а в профильном курсе информатики старшей школы повысить и углубить познания по этому предмету.

В частности, авторский коллектив С.Н. Тур, Т.П. Бокучава советует проходить темы: «Алгебра логики», «Логические элементы и схемы», «Решение задач по логике в среде программирования QВasic» первоначальными в курсе информатики 9 класса.

Эти подходы, достаточно действенные и содержат набор превосходств: во-первых, у учеников создается целостное понятие о логике как предмете; во-вторых, ученики не переключаются на ввод добавочных сведений при работе с практическими модулями «Базы данных», «Текстовый процессор Word»; «Табличный процессор Excel»; в-третьих, проще воспринимаются относительные выражения и операторы языка программирования и ученики не в такой мере делают ошибки при их применении.

Именно данной точки зрения желательно держаться при аудировании темы «Логические основы информатики». Исследование баз логики разнесено на 3 составляющих: «Элементы формальной логики», «Элементы математической логики», «Логические основы устройства ЭВМ».

Цели:

  • обучить учеников формализовывать выражения;
  • отделять значительные выражения в тексте задания;
  • обучить учеников предъявлять условия и ответы задания в формализованной форме;
  • применять закономерные выражения в согласовании с правилами и свойствами;
  • конструировать закономерную схему устройства с установленными параметрами:
  • находить погрешности в высказываниях.

При прохождении данной вопроса включатся базовые понятия математической логики, требуемые при прохождении основного курса информатики, а также при их применении в работе с прикладным программным обеспечением и в языках программирования. Главными терминами, таким образом, являются: предложение, закономерная величина (константа, переменная), закономерные операции, логичное выражение. Необходимо привести образцы выражений истинных и ошибочных. В частности: «Треугольник — это геометрическая фигура» — истинное высказывание. «Париж — столица Китая» — ошибочное выражение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *