Молодежный туризм: история развития и его виды

Определяя развитие отрасли туризма в нашей стране, следует отметить невысокий уровень отраслевой вовлеченности молодёжного отдыха. Такого вида туризма, как «молодежный», в России на сегодняшний момент не существует. Данное направление туризма, к сожалению, не приобрело пока четких концептуальных очертаний.

Существуют и активно развиваются отдельные направления молодёжного туризма, в числе которых, прежде всего, спортивно-оздоровительный, краеведческий, военно-исторический и некоторые виды экстремального туризма. Большой популярностью у молодёжи пользуются активные виды отдыха, такие как конные путешествия, вело- туризм, разнообразные виды горного (треккинг, скалолазанье, альпинизм) и водного (рафтинг, каякинг, сплав на байдарках) туризма[10].

К сожалению, большая часть молодёжного туризма в России осуществляется в рамках самодеятельных туров, не позволяющих полностью развиваться туристской инфраструктуре на местах и не приносящих больших доходов в местные бюджеты. Поэтому первоочередной задачей при развитии молодёжного туристского движения в России должно стать определение целевых функций и разработка перспективных направлений, позволяющих раскрыть возможности специализированных туристских продуктов, ориентированных на молодёжную аудиторию.

Российский потенциал должен быть рассмотрен в региональном разрезе и определены основные мероприятия, которые станут основой стратегии развития молодёжного туризма [11].

Определяя направления молодёжного туризма, важно ориентироваться на ценности и предпочтения целевой аудитории. К категории молодёжи мы относим наиболее активную часть населения нашей страны в возрасте от 18 до 30 лет.

Молодым людям свойственно стремление к активному и интересному отдыху, захватывающим приключениям и познанию. Молодые люди – это, как правило, студенты и не обременённые семьей люди, готовые на активные перемещения во время отпуска. Для многих из них путешествия становятся самоцелью и стилем жизни.

Особенностью молодёжного туристского движения является также активное общение молодых людей в различных социальных сетях, посредством которых не только происходит прямое общение и обмен информацией, но и завязываются контакты и возникают сообщества по интересам, в том числе и туристским. Очень часто молодые люди объединяются со своими единомышленниками в социальных сетях для совместных активных путешествий [13].

Развитие современного молодёжного туризма связано как с активацией новых организационных форм, так и с развитием соответствующей инфраструктуры. При этом туристская инфраструктура – это не только гостиницы, рестораны, места отдыха, высокий сервис, качественные услуги и др., но и, прежде всего, это та среда, в которой разворачиваются события, связанные с получением впечатлений. Чем больше окружающая среда соответствует исторической действительности, тем выше  оценка гостей и полнее впечатления от реальной действительности.

Молодёжный туризм затрагивает такие проблемы, как национальное единство, сохранение и развитие самобытной культуры народов, способствует укреплению международных связей и взаимопониманий. В итоге он вносит весомый вклад в решение общеэкономических задач и работает на достижение главной экономической цели – повышение жизненного уровня населения. Если рассматривать все вышеизложенные доводы, невозможно не оценить вклад турбизнеса для экономики и культуры страны. Конечно же, в сравнение с Европой, Россия ещё находится только в самом начале пути. Но уже заметно положительное влияние инновационных технологий на развитие рынка туруслуг.

Развитие малобюджетного туризма позволяет снизить цены на туристские поездки относительно доходов молодёжной аудитории, поскольку предполагает разумное соотношение цены и качества. В условиях экономического кризиса подобные предложения будут являться наиболее предпочтительными при выборе туристских поездок. Однако следует отметить, что в настоящее время отсутствует комплексный подход к изучению социально-экономической эффективности и перспектив развития целевого молодёжного туризма в России. Тем не менее Россия имеет большой опыт в организации детско-юношеского и молодёжного туризма [5].

По данным Росстата, 60% молодежи в качестве отдыха предпочитают употребление алкоголя и наркотиков [9].

Туризм предлагает хорошую альтернативу искусственной реальности. Молодёжный туризм должен помочь сформировать самостоятельного, умеющего принимать правильные решения и способного нести ответственность за них, стремящегося к определённой цели, обладающего физическим и моральным здоровьем патриота. Кроме того, программа должна способствовать созданию и укреплению имиджа России как передового, имеющего высокий уровень развития, гостеприимного государства, наделённого не только разнообразными природными ресурсами, но и инновациями, в том числе и в работе с молодёжью.

Одной из важнейших проблем молодёжного туризма в нашей стране является практически полное отсутствие инфраструктуры для данного вида туризма. Очень мало осталось молодёжных туристских клубов, не проработана система льготного проезда на всех видах транспортных средств для молодых путешественников, как это принято в Европе и Северной Америке.

В стране с разнообразнейшими природными ландшафтами не хватает оборудованных маршрутов экологического и спортивно-оздоровительного туризма. Отмечается большой дефицит подготовленных специалистов для организации разнообразных видов активного туризма [4].

Одной из современных проблем в развитии молодёжного туризма является нежелание молодёжи участвовать в культурно-познавательном туризме. У молодых людей среди ряда основополагающих туристских мотиваций, таких, например, как физические (отдых в чистом виде), психологические (желание уйти из обыденной среды), межличностные (интенсификация разнообразных контактов), престижа и статуса, а также мотивации трудовых отношений, культурный мотив не является доминирующим.

Данное обстоятельство связано с тем, что культурно-познавательный туризм изначально представлял собой, в определенном виде, элитарный вид индустрии туризма. К ней приобщались, прежде всего, граждане с высоким уровнем дохода, которые имели длительные внутрисемейные и внутриклассовые культурные традиции, образование и воспитание, в том числе в сфере приоритета по потреблению туристских услуг. Для современных же молодых людей важно не пассивное восприятие информации посредством посещения экскурсии и осмотра экспонатов в музеях, а активное участие в происходящих событиях. Поэтому в рамках молодёжного туризма на первый план должны выходить событийный туризм и музейные квесты, широко практикующиеся уже сегодня во многих музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Разработка специфических молодёжных туров может стать возможностью приобщения к культурным ценностям своего народа, изучения экспонатов музеев в больших и малых российских городах.

Важно отметить и роль внешних факторов на развитие молодёжного туризма в России.

Исключение крупных туристических направлений, таких как Египет и Турция, приведёт к росту внутреннего туризма. В 2014-м он уже достиг объёма в 41,5 млн. человек, а в 2015 году показатель может перевалить за 50 млн. На российские курорты в 2016 году поедут и те, кто ранее отдыхал только за границей: второго шанса привлечь внимание к отдыху в России не будет. Существует риск того, что по ряду причин интерес к российским курортам будет иметь короткий временной эффект. Сейчас, как никогда, приобретает высокую актуальность профессионализм специалистов, работающих в туризме. Ошибки при выборе объекта размещения, например, могут привести к негативной оценке всего курорта и нежеланию молодёжи снова отдыхать в России. Особое значение при отдыхе на курортах молодые люди придают анимации. К сожалению, российские курорты не могут похвастаться наличием разнообразных анимационных программ.

Определяя географические предпочтения молодёжной аудитории, отметим, что по количеству групповых бронирований лидируют курорты Краснодарского края и Абхазия, за ними следуют Подмосковье, туры по «Золотому кольцу», курорты Кавказских Минеральных Вод и Крым. Одна из ключевых проблем – соотношение цены и качества. Развитие внутреннего молодежного туризма тормозят высокие цены на отдых при низком, по сравнению с зарубежным, уровнем сервиса, отсутствие специализированных туристских пакетов, ориентированных на молодёжь. Одно из самых «узких» мест – стоимость транспортных услуг: недорогих билетов на самолеты, особенно в сезон, явно не хватает, а оплачивать дорогие перелеты на регулярных рейсах желающих не так уж много. Пакетные туры с отдыхом в Крыму и на Кавказе будут пользоваться спросом лишь в случае, если туда полетят чартеры, благодаря которым будут обеспечены приемлемые цены. Среди молодёжной аудитории 80% туристов ориентированы на бюджетные варианты размещения.

В России хостел-движение насчитывает от силы четверть века: первый отечественный хостел открылся в Санкт-Петербурге в 1991 году, а объединение хостельеров – НП «Лига хостелов» – появилось только четыре года назад, в 2011-м. Специфика хостела и основное отличие его от гостиницы в том, что, как правило, гостю предоставляется койко-место в многоместном (в среднем 6–14 мест) номере. В одной комнате оказываются люди незнакомые, причём нередко обоих полов. Наличие санузла предполагается в хостеле на блок или в коридоре, кроме того, обычно предусматриваются гостевые кухни, а для совместного времяпрепровождения проживающих, встреч – комнаты с телевизором, играми, иногда обменной библиотекой. Клиенты хостелов – студенты, молодые путешественники, группы школьников [7].

С 1 января вступил в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56184–2014 «Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам». Согласно определению, данному в документе, хостел – это «экономичное средство размещения, предназначенное для временного проживания, преимущественно для малобюджетного туризма, имеющее номера/комнаты различной вместимости и санузлы, как правило, за пределами номера/комнаты, а также помещения (зоны, места) для общения гостей». При этом под малобюджетным понимается «туризм, предназначенный для людей, которые ограничены в денежных средствах для путешествий и отдыха (молодёжь, люди с малым достатком либо предпочитающих экономить)».

Малобюджетный туризм характеризуется тем, «что основной целью путешествий является ознакомление с туристскими достопримечательностями, знакомство и общение с возрастными группами туристов, а также готовность ограничиваться минимальными удобствами при временном размещении». Как видим, идейное наполнение хостелов как мест кратковременного пребывания и, соответственно, общения студенческого сообщества в этом ГОСТе теряется. Таким образом, на сегодня хостелы – это вид бюджетных средств размещения, предоставляющих услуги многоместного размещения за достаточно невысокую плату [14].

Рассматривая возможности разработки молодёжных туристических программ, нельзя не сказать, что Россия – уникальная страна по природному разнообразию и культурному достоянию, в которой находятся 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Россия – многонациональная страна с огромнейшей территорией, поэтому различные регионы и этносы в России имеют множество интересных традиций [2].

Для развития молодёжного познавательно туризма следует активней формировать бренды территорий.

Брендинг – это создание набора уникальных, сильных и позитивных ассоциаций, впечатлений, которые возникают в сознании потребителей, это наше понимание выгод от потребления конкретного продукта и желание их получить. Брендинг территории заключается в одновременном брендинге шести присущих территории элементов: политики, бизнеса и инвестиций, экспортных брендов, туризма, культуры, населения. Брендинг территории помогает остановить отток жителей, привлечь туристов, заинтересовать инвесторов и бизнесменов, увеличить объёмы государственной финансовой поддержки [12].

Широкий выбор возможностей проведения молодёжного отдыха, связанный с местом пребывания и разнообразием предлагаемых туристских программ, делает все более популярными уникальные предложения, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в зрелищных событийных мероприятиях. Реализация инновационных проектов, креативных идей, охватывающих различные виды деятельности, связанные с посещениями культурных, деловых, спортивных, развлекательных и прочих ярких мероприятий, ежегодно привлекают тысячи молодых путешественников [1].

Интенсивность событийных туров, не связанная на прямую с временем года или погодными условиями, определяется, главным образом, графиком проведения массовых мероприятий в определенной местности – событийным календарем [3].

Развитие туристско-рекреационной сферы охватывает различные сегменты, это даёт мощный стимул развитию и диверсификации экономики городов, способствует улучшению качества городской и пригородной среды, создаёт условия для эффективного использования культурных и природно-климатических ресурсов регионов. Наиболее значимым элементом этого процесса является формирование среды и создание условий, способствующих повышению предпринимательской активности населения, развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест и решению тем самым части социальных проблем [6]. Резюмируя, отметим, что в сфере молодёжного туризма очень важно всё больше значение отводить просветительской и воспитательно-патриотической работе, способствовать привлечению специальных групп, поскольку наличие их будет обеспечивать оказание соответствующего качества культурно-исторических услуг, которые потом отражаются с большой долей результативности на имидже принимающего региона. Необходимо разрабатывать новые молодежные маршруты как активного, так и культурно-познавательного характера с применением инновационных технологий как музейного, так и спортивно-оздоровительного дела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *