Сельская местность на территории России сталкивается с комплексом проблем, не позволяющим развиваться инфраструктуре, повышать уровень жизни населения. Подобные негативные тенденции провоцируют отток граждан в города, что снижает степень экономической активности на селе.
Сложная ситуация в сельской местности фактически исключает возможность участия частных инвесторов в развитии территорий, а также застройщиков, способных в массовом порядке возводить благоустроенное жилье. Жители небольших поселений вынуждены проживать в ветхом фонде, а при возведении нового строения использовать устаревшие конструкционные материалы.
Также влияние оказывает бюджетная политика, оставляющая незначительное количество собранных налогов на уровне муниципалитетов. Поскольку обеспеченность средствами населения, а, следовательно, оборот денежной массы на селе ниже, сборы в пользу местного самоуправления в сельской местности гораздо ниже, чем в городах. Подобная структура бюджета не позволяет власти на местах вкладывать деньги в обновление коммунального хозяйства, строительство дорог и учреждений социальной направленности.
По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается 153 тысячи сельских населенных пунктов, из которых почти в 20 тысячах отсутствует постоянное население.
Безработица на селе составляет 8 процентов, что вдвое выше, чем в городе, 20 процентов населения имеет доходы ниже прожиточного минимума (в городе — 11,2 процента), заработные платы почти вдвое ниже средних показателей по экономике страны.
Сельские территории слабо обеспечены основными социальными благами, там недостаточно развита инфраструктура, низкое качество жилья, не хватает школ и медицинских учреждений. В числе последствий этих проблем возникло новое, весьма необычное и не свойственное для России явление: по рождаемости село впервые уступило городу. Тот выяленный сигнал заслуживает пристального внимания со стороны государственных органов власти и потребует принятия кардинальных мер, чтобы это явление не стало тенденцией.
Решить эту и другие проблемы российского села призвана новая государственная программа комплексного развития. В 2108 году, президент России Владимир Путин по итогам совещания в Ставропольском крае дал поручение правительству разработать и утвердить такой документ. Срок исполнения — 1 июня 2019 года. Сроки достаточно сжатые, тем не менее необходимо, чтобы программа комплексного развития сельских территорий в соответствии с поручением президента заработала уже с 1 января 2020 года. Над проектом работает межведомственная рабочая группа, она уже определила цели программы, в их числе — повышение качества жизни на селе, улучшение демографической и экологической ситуации, диверсификация сельской экономики и стимулирование развития малого бизнеса.
Законодатель постулирует следующие цели, реализация которых должна быть осуществлена в указанный срок:
Создание достойных условий проживания граждан на территории сельских поселений.
Организация поддержки инвестиционной деятельности путем развития недостающей инфраструктуры, дорожной сети и снабжения.
Развитие занятости на селе, в том числе через организацию высокотехнологичных мест для работы.
Вовлечение лиц, проживающих в сельской местности, в проведение социально-экономических и общественно-значимых мероприятий.
Популяризация образа жизни в селах, путем формирования федеральных рекламных кампаний.
Для достижения перечисленных целей, будут осуществлены следующие задачи:
Предоставление помощи в получении современного жилища в первую очередь молодым семьям и специалистам, переезжающим в сельскую местность.
Строительство инфраструктуры в первую очередь асфальтированных дорог, направленных к основным объектам жизнедеятельности и коммерческим предприятиям аграрной промышленности.
Концентрация государственных финансовых ресурсов в пользу сельской местности.
Формирование системы грантов, направленной на вознаграждение и поощрение специалистов в технологических отраслях агрокомплекса.
Проведение мероприятий по привлечению людей на село и популяризации образа жизни в деревне.
Программа «Устойчивое развитие сельских территорий» предусматривает сложную систему софинансирования бюджетов разных уровней и привлечение внешних средств. В частности, большая часть денег будет перечислена из федерального бюджета – 252 миллиарда рублей, солидарные бюджеты передадут 139 миллиардов, а прочие внебюджетные источники – 38 миллиардов.
Заказчиком и ответственным органом в рамках проводимых мероприятий выступает Министерство сельского хозяйства, контролирующее поддержку агропроизводителей в рамках других мер. Регламентом предусмотрено два этапа:
На начальном – 2014-2017 годы – была произведена первичная подготовка инфраструктуры и выделение средств основным производителям.
На заключительном – 2018-2020 годы – средства будут направлены на привлечение специалистов, финансирование концепций и проектов в области глубокой переработки продукции.
Основной целью программы является комплексное развитие села. Для этого в пятилетний срок планируется сократить разрыв между селом и городом. Так, сейчас средняя сельская семья в месяц может потратить примерно на треть меньше, чем средняя городская. К концу госпрограммы сельская семья должна быть беднее всего на четверть.
Следующим пунктом в плане развития села является оборудование жилых помещений всеми видами благоустройства вроде водопровода, отопления, газа и связи. В 2017 году такой роскошью обладали всего 32,6% домов в деревнях. По плану Минсельхоза, к 2025 году ровно у половины сельских жителей должно появиться коммуникации. Плюс ко всему, по итогу в сёлах должно появиться больше дорог и прочих объектов социальной инфраструктуры: садиков, школ, больниц. Министерство планирует не только сохранять сельские поселения, в которых живёт менее 500 человек, но и увеличить их численность с 2942 в 2018 до 2965 в результате. Самым приятным бонусом для жителей села и тех, кто планировал туда переехать, станет льготная ипотека по ставке не выше 1% годовых: такая мера предусмотрена в проекте программы. К 2025 году площадь жилья для селян составит более 5,5 млн кв. м. Всего к участию в программе планируется привлечь 14500 населенных пунктов и создать 2,5 млн рабочих мест. Ключевым механизмом госпрограммы станет конкурс региональных проектов, которые будут софинансироваться государством. Правда, пока проект находится только на стадии обсуждения и из почти полутора триллионов распределены только на 200 млрд.
Пока план выглядит следующим образом: сначала специалисты проанализируют состояние сельских территорий, разработают стандарты качества жизни, усовершенствуют нормативно-правовую базу для соцобеспечения, подготовят соответствующий персонал. Кроме того, будет завершено строительство объектов, появившихся в рамках подпрограммы “Устойчивое развитие сельских территорий”.
Общественные слушания о ходе подготовки программы прошли 22 марта в общественной палате РФ. По мнению первого секретаря Общественной палаты, тенденция с развитием мегаполисов и агломераций и следующей за ними смертью деревень сильно переоценена. Главной проблемой же аграрного производства обозначена его фрагментарность.
Имеются огромные успехи — с зерном, свининой, птицей и т.д. При этом селекционная работа очень слабая, семеноводство — где-то есть успехи, а что касается, например, сахарной свеклы, то чуть ли не 100% семян импортируется. Гербициды, пестициды — тоже очень многое завозится. Огромная часть тех продуктов и товаров, которые нужны для сельскохозяйственного производства, импортируется. Необходимо двигаться дальше: если производится 130 миллионов тонн зерна, нужно начать производить и все остальное, что нужно для производства этих тонн зерна. А это тысячи предприятий. И конечно, они будут не в городах, не в мегаполисах — они будут на селе.
Следует отметить что, отток населения из села прекратится, если создать там рабочие места. Думается что, люди уезжают в город из-за отсутствия работы и перспектив. Таким образом, разработчикам программы следует конкретизировать все расчёты и предложения для увеличения её эффективности.
Количество средств, которые жилищная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» выделяет гражданам, варьируется в зависимости от задачи, которую должна решать субсидия. При получении гранта на развитие сельской инфраструктуры и экологические проекты, государство руководствуется ограничением в 2 миллиона рублей. Кроме того, сумма не должна превышать 60% от общей стоимости проекта, указанной в бизнес-плане. Среди допустимых видов деятельности присутствуют:
Обустройство мест для отдыха населения, в том числе несовершеннолетних (детские и спортивные площадки).
Реставрация памятников культуры и поддержка природоохранной деятельности.
Сохранение этнокультурной самобытности, обычаев и традиций.
Молодые специалисты и семьи, планирующие улучшить свои жилищные условия, могут претендовать на финансирование в размере до 70% от стоимости:
Приобретения жилья на вторичном или первичном рынке.
Проведения строительных мероприятий.
Материалов, используемых в строительстве.
Проведения ремонта имеющихся помещений.
Оставшиеся 30% могут быть погашены из уже имеющихся собственных средств или привлечены в виде ипотечного кредитования. Наибольшую роль в предоставлении займов играет «Россельхозбанк», аккредитованный Министерством сельского хозяйства на участие в реализации жилищной программы.
Если гражданин или организация планируют производить ремонт, а также строительство дорог, им может быть предоставлена государственная поддержка из средств программы на сумму не более 10 миллионов рублей за 1 километр дорожного полотна.
Участие в мероприятиях производится на основе приоритета, указанного в пункте 37 Программы. Согласно перечню, к получению денежных средств допускаются:
Молодые семьи, работающие или изъявляющие желание начать трудовую деятельность в сельской местности по ТК РФ. Важным условием является трудоустройство на социально значимую должность.
Молодые специалисты. Таковыми считаются граждане, не достигшие возраста 35 лет и имеющие высшее образование в области сельского хозяйства и иных общественных отраслей.
Учащиеся последних курсов специальностей, необходимых в сельской местности. Данные граждане также должны заключить договор с муниципалитетом о целевом направлении на трудоустройство.
Все перечисленные лица должны отвечать следующим критериям:
Работать или стремиться работать в аграрной промышленности в рамках муниципального района.
Постоянно зарегистрированы на территории района. Имеют собственное или арендованное жилье.
Непосредственно в сельской местности не имеют никакого жилья.
Признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий или предоставлении помещения.
Порядок подачи документов и принятия лица в состав участников программы состоит из следующих этапов:
Собрать необходимые документы. Учащиеся обращаются в ректорат своего ВУЗа, а работающие – к руководителю предприятия или кадровую службу. Часть документов выдается в местной администрации.
Лицо обращается в Жилищный комитет района с заявлением и собранным пакетом бумаг.
Специалист проверяет предоставленные документы и выдает расписку в принятии оригиналов.
Рассмотрение заявления может длиться не более двух месяцев. В течение этого срока определяется размер выплаты.
Если в процессе работы возникли нарушения, гражданин обязан предоставить исправленную информацию в течение одного месяца.
По результатам проверки, выносится решение, зафиксированное в акте. Гражданин, улучшающий свои жилищные условия, получает сертификат на государственную субсидию, который может быть истрачен на строительство или покупку строения.
Денежные средства невозможно обналичивать (если это не грант), строительство оплачивается непосредственно подрядчику без участия заявителя.
Для участия в программе необходимо предоставить следующие бумаги:
Общегражданский паспорт заявителя.
Документы, свидетельствующие о статусе и составе семьи (свидетельство о рождении, о браке).
Диплом и иные документы об образовании. Учащиеся старших курсов предоставляют справку о курсе обучения.
Документы о владении имуществом (при наличии): договор, свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРП.
Трудовая книжка, в которой зафиксирован факт работы на предприятии агропромышленного комплекса.
Копия трудового договора, заключенного между гражданином и предприятием.
Свидетельство о регистрации ИП, если лицо является самозанятым в области сельского хозяйства.
Выписка из банка об открытии счета.
Акт Жилищной комиссии о признании гражданина нуждающимся в помещении.
Документы можно предоставлять в виде оригиналов или копий, заверенных нотариально.
Пример по социальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий»
Семья переехала в деревню и решила купить дом. Оформление субсидии увенчалось успехом только с третьего раза, поскольку государственные органы, рассматривающие заявление, учитывали также:
Возраст жилья. Согласно Программе, приобретаемый дом не может быть старше 5 лет (с момента вступления в эксплуатацию).
Площадь помещения. К частным домам применяются санитарные правила, аналогичные обычным квартирам. Например, семья с ребенком не могла приобрести по государственной программе жилье, площадью менее 54 квадратных метров.
Поскольку граждане не нашли подходящего дома, было принято решение возводить свой, тем более что программа допускает аналогичный размер субсидии на строительство с нуля.
Таким образом, Федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» служит целям улучшения уровня жизни лиц, осуществляющих трудовую деятельность в деревнях. Государство, поддерживая граждан и предприятия, отталкивается от следующих принципов:
Необходимость переустройства и обновления сельской инфраструктуры.
Реализация социальных обязательств в первую очередь в пользу трудоспособного и активного населения.
Поддержка молодых семей и специалистов в приобретении собственного жилья.