Структура экономики Чеченской Республики формировалась исторически и явилась результатом множества долговременных позитивных и негативных факторов, воздействие которых изменяет структуру системы, впоследствии оказывая существенное влияние на свойства экономической и социальной системы.
Структура переходной экономики характеризуется неустойчивостью, нестабильностью, противоречивостью темпов развития и структурных сдвигов, повышением роли субъективных факторов и так далее.
Подытоживая все сказанное, структура региональной экономики — организационно-управленческая характеристика экономической и социальной системы, представленная совокупностью стабильных связей, обеспечивающих устойчивость и равновесие всей системы, взаимозависимость, взаимодействие, пропорциональность и соподчиненность составляющих элементов.
Процесс возникновения новых, перспективных качеств системы и ее структуры, или их корректировки в экономической науке принято считать реструктуризацией системы, посредством, которого структура системы добивается динамического баланса.
Структуризация республиканской экономики представляет собой комплекс приведенных в динамике преобразований количественных и качественных характеристик элементов системы и нацеленных на улучшение моделей и методов ее хозяйствования.
Основной целью структуризации выступает достижение оптимального соотношения между ключевыми элементами республиканской экономической системы, закладывающей принципы устойчивого развития экономики, а также социальной сферы в плане оздоровления и защиту населения.
Задачами региональной структуризации экономики явля тся:
1. Устранение деформаций системы;
2. Стимулирование и государственная поддержка эффективных видов деятельности;
3. Реорганизация и/или модернизация неэффективных производств и промыслов;
4. Стимулирование мер по совершенствованию современных рыночных инфраструктур;
5. Адаптация предпринимательских структур к рыночным условиям;
6. Выбор приоритетных инвестиционных проектов и их точечное инвестирование;
7. Содействие созданию благоприятного инновационного и инвестиционного климата;
8. Систематический мониторинг финансово-экономического положения региона;
Рис.1. Задачи реструктуризации на региональном уровне
Выбор приоритетов структурной перестройки республиканской экономики определяется в зависимости от предполагаемой концептуальной структуры экономики региона.
Однако, следует помнить, что результаты неправильного выбора принципов и приоритетов структурной перестройки проявятся с запозданием, а дополнительные расходы на формирование и реализацию новой структуры способны не стать не только прямыми затратами, но и подорвать потенциал республиканской экономики.
Для недопущения подобных промахов, обязательно строгое и научное обоснование государственной структурной политики в процессе определения стратегических приоритетов и основных направлений ее реализации, а также и оценки ожидаемых и полученных результатов.
Особенностью, по нашему мнению, современной разработки государственной структурной политики Чеченской Республики является то, что ее целесообразно проводить с использованием инструментов и механизмов, ориентированных не на регулирование отдельных отраслей и видов деятельности, а конкретных аспектов производственного комплекса.
В первую очередь это эффективная политика в области финансов: кредитная, денежная, налоговая и бюджетная политика, а также преобразования институционального характера.
Проблемные вопросы структурных и/или технологических преобразований региональной экономики целесообразно включить в базовую стратегию социально-экономических реформ.
Условия современной Чеченской Республики характеризуются несоотносительностью масштабов имеющихся ресурсов и накопленных для решения проблем.
В связи с этим, необходимо выделить основные этапы стратегии развития Чеченской Республики, которым соответствовали бы реализуемые приоритетные цели и/или комплекс проблем, решению которых способствуют имеющиеся предпосылки.
Следовательно, целесообразнее приспособить систему госуправления к конкретной ситуации, в которой ресурсы недостаточно сбалансированы с ключевыми целями устойчивого развития.
В этих условиях органы госрегулирования обязаны руководствоваться принципами, к которым автор относит следующие:
1. Учет уникальных особенностей текущей ситуации в конкретных отраслях региональной экономики и вклада каждой отрасли в процессе стратегического экономического развития.
2. Необходимость и целесообразность системного анализа мероприятий отраслевого уровня в процессе итоговых построений.
3. Разработке структурной государственной политики должна предшествовать и отраслевая и межотраслевая оценка типа «затраты-выгоды».
4. Поиск консенсуса в процессе распределения экономической и социальной нагрузки.
5. Заключительные результаты, касающиеся экономического и социального положения отраслей региона необходимо скорректировать с учетом проводимой экономической государственной политики.
6. Определение экономического эффекта должно основываться не на ее абстрактном определении, а из приемлемого уровня экономической эффективности в данной ситуации.
Устоявшуюся к текущему моменту экономическую структуру Чеченской Республики можно охарактеризовать следующим образом:
Структуре республиканского ВРП характерна стабильная тенденция доминирования сферы услуг, что объясняется как реальным увеличением платных услуг, так и повышением спроса на нерыночные услуги: здравоохранение, образование, культура и так далее.
Устойчивой может считаться республиканская экономическая система, где сбалансированы все основные производственные параметры, и именно по этой причине основным принципом структурной республиканской политики должна стать стабилизация и сбалансирование финансово-кредитной системы, темпов спроса и предложения инвестиционных средств, трудовых ресурсов, производственных мощностей.
Анализ и оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности производственных комплексов по финансам республики в целом и группам предприятий и организаций, имеет ключевое значение для создания предпосылок и условий устойчивого развития экономики Чеченской Республики.
Не вызывает сомнений тот факт, что следует стремиться к увеличению финансовой базы республиканского бюджета, оптимизации налоговых платежей и сборов, ужесточению контроля за исполнением инвестиционных проектов и программ, усилению контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности отраслей региональной экономики, повышению рациональности использования бюджетных ассигнований и т.д.
Как мы неоднократно отмечали, республиканский бюджет в течение последних 10 лет формируется за счет финансовых трансфертов федерального центра.
Возрастание количественных показателей бюджета происходит в основном за счет инфляционных процессов.
В структуре доходов бюджета собственные средства достигают не более 10 – 15%, а 85 – 90% — финансовая помощь бюджета РФ, что еще раз подтверждает утверждение о крайней неустойчивости и нестабильности финансового состояния отраслей республики в целом.
Обобщенное представление о финансовом состоянии хозяйствующих субъектов Чеченской Республики даст консолидированный финансовый баланс (таблица 1).
В финансовом оздоровлении и реструктуризации долгов центральное место занимает совершенствование финансовых отношений и ресурсов предприятий и организаций, являющихся первичными институтами в области финансов, и именно здесь формируется большая часть финансовых потоков и здесь же используется.
В республиканской экономике значительным фактором неустойчивости выступает структурная несовместимость отраслей АПК с современным рынком, основой которого является диспаритет, привилегированное положение отдельных отраслей в сравнении с остальными сферами экономики.
Таким образом, в процессе структурной реформы республиканской экономики, невозможно обойтись без участия государственных органов власти всех уровней в формировании и реализации ее основных целей, в ее рамках — задач и приоритетных направлений.
Таблица 1. Консолидированный финансовый результат по видам деятельности, тыс. руб.
Сальдированный финансовый результат
в том числе убыток:
Млн. рублей
в % к
январю- декабрю
2014г.
сумма убытка,млн. рублей
удельный весубыточныхорганизаций
Всего по республике
-10463,0
—
11731,1
44,4
в том числе организациис основным видом деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
-11,1
—
66,6
75,8
добыча полезных ископаемых
+65,5
84,0
—
—
обрабатывающие производства
-28,0
—
127,1
32,4
производство и распределениеэлектроэнергии, газа и воды
-10400,7
—
10742,2
79,3
Строительство
+312,1
—
44,5
12,2
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,мотоциклов, бытовых изделий ипредметов личного пользования
+7,3
—
11,4
16,7
транспорт и связь
-378,6
—
669,2
57,6
операции с недвижимым имуществом, аренда ипредоставление услуг
+0,4
0,3
36,1
22,2
прочие виды деятельности
-29,9
—
34,1
53,3
На современном этапе реформирования, основным вопросом структурной перестройки Чеченской Республики является выбор оптимального варианта перестройки, который соответствовал бы социально-экономической ситуации.
Для Чеченской Республики наиболее приемлемыми и апробированными в схожих ситуациях, являются:
Первый вариант приоритетной отраслью предполагает выбор ключевой отрасли инвестиционного комплекса – строительную индустрию. В пользу этого варианта говорит то, что в 1995г. строительный подкомплекс был отраслью с самым высоким вкладом в ВРП.
Падение производства в строительном подкомплексе сейчас подошло к пределу, превышение которого значительно ограничит региональные возможности выхода из кризиса собственными силами используя внутренний потенциал.
Выбор строительной подотрасли в составе приоритетных направлений в программе инвестиционной политики обусловлен тем, что по результатам анализа отраслевых и межотраслевых моделей, именно строительная индустрия может дать первоначальный толчок повышения спроса на услуги и продукцию множества взаимосвязанных отраслей и производств, а также создаст импульс для модернизации и реконструкции прочих отраслей.
В подобной ситуации, с минимальными затратами и максимальной эффективностью имеется шанс реализовать весь потенциал отраслей, способствующий преодолению кризисных ситуаций в республиканской экономике. В последующем, в рамках отобранной в качестве приоритетной отрасли, выделяются т.н. «точки роста», куда и направляются инвестиционные ресурсы.
Вторым направлением в развитии строительного подкомплекса может стать строительство жилья, которое даже в годы непродуманных реформ сумело сохранить большую часть своих производственных мощностей.
Однако поточное жилищное строительство сократилось почти в два раза.
При оптимальном и рациональном использовании потенциала жилищного строительного подкомплекса, он станет самым действенным фактором оживления республиканской экономики.
Активная реализация в республике программ строительства жилья в рамках существующих федеральных целевых программ, естественно повлечет за собой реконструкцию, ремонт и строительство объектов инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, проектирование и строительство перспективного оборудования для отопительных систем и водоснабжения, стимулирует мебельную и текстильную промышленности и т.д.
Жилье, особенно индивидуальное, максимально стимулирует высокопродуктивный труд, формирование сбережений и увеличение потребительских расходов населения; характеризуется высокой трудоемкостью, что способствует снижению безработицы.
Однако в последние годы стройиндустрия жилья столкнулась со снижением платежеспособного спроса жителей республики, и для изменения ситуации в лучшую сторону, целесообразно выделять специализированные жилищные кредиты, практиковать оплату в рассрочку, стимулировать индивидуальное строительство, особенно в сельской местности.
Третьим приоритетным вариантом развития может выступить пищевая промышленность.
В современной Чечне, учитывая общую экономическую и финансовую ситуации, следует максимально сбалансировать платежеспособный спрос населения с ее доходами и изыскать резервы удовлетворения этого спроса силами местных товаропроизводителей. Что не всегда, получается, по причине кризиса в отраслях АПК, хотя медленно, но неуклонно наблюдается увеличение доли продуктов питания собственного производства.
Необходимы меры, стимулирующие выход на внутренний, а где это возможно, и на внешний рынок чеченских продовольственных продуктов.
Для этого оживления отраслей животноводства и растениеводства недостаточно, необходимо также создать, в некоторых районах восстановить, перерабатывающую промышленность с современным оборудованием на уровне общемировых стандартов.
Более того, пищевая промышленность, став «точкой роста», еще полностью соответствует социальным целям и задач проводимых реформ.
Нецелесообразно игнорировать и качественный потенциал республиканской экономики в плане научно-исследовательских работ, разработки и внедрения высоких научных техники и технологий, высококвалифицированных кадров.
Составной частью программ и проектов структурных преобразований должен стать план структурной перестройки отраслей республиканской промышленности, целью которого должны стать устранение несбалансированности производственного комплекса, перехода на инновационные рельсы.
Господдержка приоритетных направлений в процессе структурной перестройки предусматривает ряд комплексных мероприятий:
1. Поддержание платежеспособного спроса на определенные виды продукции местного производства, востребованных в системе государственных заказов;
2. Предоставление в долгосрочную аренду (и/или в лизинг) объектов госсобственности на льготных началах;
3. Использование механизма госгарантий потенциальным инвесторам в различных отраслях промышленности и социальной сферы;
4. Стимулирование и поощрение интеграции (частичной или полной) капитала банковского сектора и промышленности;
5. Содействие в развитии высокотехнологичных наукоемких производств и видов деятельности, пользующихся местными ресурсами;
6. Поощрение использования высокотехнологичных «продвинутых» технологий, «зеленых», экологически безопасных производств.
Немаловажным фактором при осуществлении структурной перестройки отраслей промышленности Чеченской Республики выступает оздоровление экономического сектора, в частности налогообложения, формирование инвестиционной привлекательности для привлечения инвестиционных ресурсов в промышленность республики.
Совершенствование системы налогообложения целесообразно направить на:
1. Переориентацию денежных потоков из банковских сфер и сфер обращения в отрасли реального сектора экономики;
2. Освобождение от налогообложения части прибыли, направленной на восполнение оборотных средств предприятий и организаций;
3. Стимулирование увеличения освобожденных от налога на прибыль средств, направленных на научно-исследовательские и конструкторские работы для разработки конкурентоспособной продукции;
4. Льготное и упрощенное кредитование отдельных производств, являющихся приоритетными для республики;
5. Предоставление налоговых кредитов градообразующим предприятиям, реализующих структурную перестройку и процедуры финансового оздоровления за счет собственных ресурсов.
Структурная перестройка, кроме всего прочего, предусматривает возможность формирования новых структур и производств, при этом приоритетное значение отводится новым, альтернативным формам хозяйствования: корпорации и финансово-промышленные группы, являющиеся составными элементами производственного комплекса.
Практика соседних республик, входящих в состав СКФО, обладающих примерно схожими условиями, убедительно доказала необходимость организации и проведения комплексного мониторинга рынков, способных правильно сориентировать республику в направлении выхода и развития перспективных межрегиональных рынков.
Поскольку, самым дорогим и скоропортящимся товаром в современных условиях является информация, целесообразно организовать информационно-распределительные и аналитические сети при органах госстатистики.
С целью эффективной реализации ключевых направлений структурной перестройки, на наш взгляд, в республике необходимо:
1. Четко разграничить права и полномочия министерств и ведомств в процессе организационных, социальных, экономических и экологических мероприятий в структурной перестройке республиканской промышленности;
2. Разработать Целевые комплексные программы развития отраслей чеченской промышленности, как элемента федеральных целевых программ;
3. Обязать руководство региона принимать участие в процессе принятия решений по порядку, объемам и срокам финансирования мероприятий из федерального бюджета.
Структурная политика, ее стратегия является результатом синтеза программ развития отдельных отраслей и секторов, так как несогласованные установки по развитию некоторых секторов могут конфликтовать.
Промышленная политика, по сути, является инструментом перераспределения между субъектами хозяйствования ограниченного экономического и ресурсного потенциала республики.
По этой причине, структурная политика обязана опираться на дееспособную власть, способную принимать самостоятельные решения, нейтрализовывать действия, наносящие экономический ущерб секторам экономики и/или социальной сфере, которые признаны «точками роста» или приоритетами для устойчивого экономического роста и развития республики.