Финансовая устойчивость бюджетной системы субъекта РФ на примере Республика Чечня

Бюджет Чеченской Республики волнует, как экономистов и представителей СМИ, так и обычных граждан нашей огромной страны. И хотя обсуждений на просторах интернета и публикаций на эту тему существует немало, данная работа не теряет свою актуальность. В этой статье приведены данные о состоянии бюджета Чеченской Республики за последние 12 лет и планы развития на последующие годы.

Перевели на дистанционное обучение? Поможем с выполнением заданий. Бесплатно узнай сколько это будет стоить. Гарантия на работы продлена до 100 дней.

За годы военных действий Чеченская Республика превратилась в один из наиболее экономически отсталых субъектов Российской Федерации с практически полностью разрушенным экономическим потенциалом, включая промышленные предприятия, социальную инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, объекты транспортной инфраструктуры и инженерные сети.

В таких условиях вначале 2000-х гг. не могло быть и речи о налоговых и неналоговых поступлениях в республиканский бюджет. Так, доходная часть бюджета за 2000 год была полностью сформирована за счет безвозмездных перечислений и составила сумму 967573 тыс. рублей. Однако уже в 2001 году налогов было собрано порядка 1 млрд. рублей.

Развитие экономики не стояло на месте и в 2002 году был впервые за многие годы утвержден консолидированный бюджет Чеченской республики. В целом доходная часть кон  олидированного бюджета за этот год составила 5 млрд. 580 млн. рублей, а собственные доходы около 780 млн. рублей. Основная часть бюджета покрывалась за счет дотаций и субвенций.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» был утвержден консолидированный бюджет ЧР по доходам в сумму 8 406 588 тыс. рублей и по расходам в сумме 8 543 559 тыс. рублей. Источником покрытия дефицита в 2003 году являлись доходы от продажи государственной собственности ЧР, что также было и в 2001 и 2002 годах. Кстати, процесс формирования собственности ЧР был начат в 2001 году, когда в государственную собственность республики было передано из федеральной собственности 278 объектов АПК, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

Начиная с 2004 г. и по сей день экономика ЧР имеет в целом положительную динамику, хотя остаются отдельные проблемы. Так, если в 2004 году доля собственных доходов (налоговые и неналоговые доходы) консолидированного бюджета Чеченской республики составляла всего 7,11 %, то к 2014 году эта доля выросла до17,88 %.

Таблица 2. Динамика роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской республики за период 2010-2014 гг, млн.руб.

Темпы роста основных доходных источников:

Консолидированный бюджет на 01.10.2013 г.

(млн.рублей) на 01.10.2014 г.

(млн.рублей) темпы роста (%) Налоговые и неналоговые доходы 8 373,2 8 908,7 106,4 Налог на прибыль организаций 359,1 377,0 104,9 Налог на доходы физических лиц 5 141,3 5 749,7 111,8 Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

1 847,5

1 613,5

87,3 Налоги на имущество 721,7 684,7 94,9

Доходы:

Период (год) Консолидированный бюджет Доходы бюджета – всего

(млн.рублей) Налоговые и неналоговые доходы (млн.рублей) Безвозмездные поступления (млн.рублей) 2010 64 832,8 8 689,5 56 143,3 2011 78 917,1 10 354,4 68 562,8 2012 78 303,4 11 650,6 66 652,7 2013 65 736,0 12 250,2 53 485,8 на 01.10.2014 66 678,8 8 908,7 57 770,1

Расходы:

Период (год) Консолидированный бюджет Расходы бюджета – всего (млн.рублей) Общегос-ые вопросы (млн.рублей) Нац-ая экономика (млн.рублей) Жилищнокоммунальное хозяйство (млн.рублей) Социальные расходы – всего (млн.рублей) 2010 65 720,2 5 945,5 8 377,0 10 600,7 35 236,6 2011 80 791,8 6 822,1 9 658,6 13 827,7 46 777,8 2012 77 531,9 7 996,0 11 213,1 8 234,1 49 496,4 2013 65 694,7 6 010,8 11 150,6 3 673,5 44 175,4 на 01.10.2014 64 117,3 4 089,1 5 370,6 2 414,0 50 571,4

По функциональной структуре бюджет 2014 года являлся социально ориентированным, т.к. на социальные мероприятия пришлось 62,8 % от общих расходов. Из них на:

1. Образование — 25,5 %

2. Культуру, кинематографию – 3,7 %

3. Здравоохранение 15,7 %

4. Социальную политику – 15,7 %

5. Физическую культуру и спорт – 2,2%

На общеэкономические вопросы приходилось 25,2 % от общей суммы кассового расхода. Организация вопросов государственного характера занимает в расходах консолидированного бюджета 12 %.

На сегодняшний день дефицит консолидированного бюджета ЧР является одним из самых высоких среди субъектов РФ. Он полностью покрывается за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ. Чтобы выйти на бездефицитный уровень консолидированному бюджету ЧР при сохранении сложившейся динамике роста его доходов и расходов потребуется не меньше 45 лет, что невозможно.

Нельзя не упомянуть один очень важный момент, для организации добычи нефти на территории Чеченской республики в 2000 году было создано ОАО «Грознефтегаз», 51 % акций которого принадлежит «Роснефти», а оставшаяся доля Правительству Чеченской Республики. У «Грознефтегаза» нет собственной лицензии на право добычи нефти в ЧР, а этой лицензией обладает головная компания «Роснефть». В итоге «Грознефтегаз» имеет статус лишь оператора и получает около 2 % от экспортной выручки всей нефти. Налоги с добытой нефти выплачиваются «Роснефтью» уже в другом регионе, а бюджет ЧР с нефтедобычи практически ничего не имеет.

Сегодня «Грознефтегаз» по объемам добычи нефти занимает третье место в структуре «Роснефти». Учитывая объемы, добываемой нефти, экспортной выручки данной нефти было бы вполне достаточно для самостоятельного развития республики без дотаций. О чем не раз говорило и руководство республики. Однако до сих пор не принято никаких соглашений с «Роснефтью».

Уровень налогового потенциала ЧР сегодня критически низок. За последние 12 лет восстановления экономики и социальной сферы ЧР уровень дефицита его консолидированного бюджета продолжает оставаться в пределах 90 %. В такой ситуации просто необходимо обеспечить условия для роста налоговой базы, и т.к. больше половины налоговых доходов приходится по налогом на прибыль, нужно особое внимание обратить на рост этих налогов. Именно поэтому необходимо восстановить ранее существовавшие в ЧР экономические кластеры:

1. Нефтехимический комплекс;

2. Финансовый комплекс;

3. Агропромышленный комплекс;

4. Энергетический комплекс;

5. Строительный комплекс;

6. Машиностроительный комплекс;

7. Гостиничный и оздоровительный комплекс.

Перевели на дистанционное обучение? Поможем с выполнением заданий. Бесплатно узнай сколько это будет стоить. Гарантия на работы продлена до 100 дней.

Также важно обеспечить дальнейшее продвижение регионального производителя на соответствующем сегменте российских и зарубежных товаров, работ и услуг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *