Одним из важных аспектов, требующим особого внимания, является недостаточность существующих механизмов мониторинга и базирующегося на нем прогноза численности основных профессионально квалификационных групп на транспорте. Нет достаточно проработанных механизмов анализа данных государственной статистики в плане построения на их основе долгосрочных или даже среднесрочных прогнозов. Может быть, необходимо сформировать и предложения о формах сбора первичной статистической информации, глубине и оперативности их анализа. Здесь надо разобраться более детально. Кроме того, нам надо иметь информацию по системообразующим компаниям. Росстат неоднократно высказывался, что готов рассматривать вопросы сбора той или иной дополнительной информации.
Следующий важный блок вопросов — качество подготовки. Приведу результаты оценки работодателями выпускников. Картина в целом удовлетворительная, но не более того. Особенно заметно, что оценка практических навыков по пятибалльной шкале ниже оценки фундаментальных знаний (3 к 4).
Недостаток практических навыков заставляет компании уделять внимание адаптации молодых специалистов к рабочему процессу через систему обучения на рабочих местах.
Отрасль фактически вынуждена развивать свои образовательные организации, тратятся средства, и выпускник транспортного вуза потом не должен еще длительное время обучаться на производстве. Понятно, что знание конкретных трудовых приемов приходит с опытом, но обладать базовым набором навыков для работы выпускник должен.
Не решив основной сегодняшней задачи — адаптации обучения под нужды работодателей, мы не сможем качественно решать и будущие задачи.
Можно выделить следующие проблемы:
Формирование компаниями актуальных количественных и качественных потребностей в выпускниках и доведение их до сведения вузов, преподавателей, повышение уровня знаний и навыков самих преподавателей, стимулирование студентов к хорошей учебе.
Участие ключевых работодателей в формировании и реализации образовательных программ. Это целевой прием, подстройка содержания программ под конкретные рабочие места, прямое участие ведущих сотрудников компаний в преподавании и руководстве проектными работами студентов.
Формирование современной лабораторной и научной базы для подготовки студентов.
Крупные компании имеют устоявшуюся и позитивную практику взаимодействия с вузами, которую можно внедрять в масштабах всей отрасли. Например, попробовать запустить общеотраслевые конкурсы для молодежи.
Что касается целевого приема, то эту форму используют все ключевые компании. Стремиться следует к тому, чтобы она была эффективной. Делать более полезными производственные практики, вводить в образовательные программы дополнительные профильные курсы. Надо учитывать при планировании целевого приема естественный отсев обучающихся. Важный аспект — поиск альтернативных форм замены целевого приема по СПО. Здесь компании испытывают явные проблемы с привлечением нужных им специалистов.
Возможный резерв повышения квалификации работников — проведение конкурсов по стандартам «Ворлдскиллс». Реальная вовлеченность наших транспортных компаний в это движение различна. «РЖД» работает активно. «Аэрофлот» также проводит корпоративные мероприятия. Моряки готовы участвовать в «Ворлдскиллс», если будут разработаны профильные компетенции.
В силу огромной протяженности территории водный транспорт имеет важнейшее стратегическое значение не только для развития экономического потенциала России, укрепления ее инфраструктурных основ, но и для обеспечения государственного единства и национальной безопасности страны. Кадровая составляющая представляет собой необходимый и неотъемлемый элемент эффективного государственного управления во всех сферах и отраслях народного хозяйства, в том числе в области водного транспорта. Известная фраза исторического деятеля «кадры решают все» сегодня не утратила своей актуальности, ее смысл наполнился обновленным содержанием и требует нового осмысления.
Сложившаяся к настоящему времени и существующая сегодня система специализированных образовательных учреждений в сфере водного транспорта представлена достаточным количеством организаций. Они непосредственно осуществляют подготовку кадров по программам послевузовского, высшего, среднего, а также начального профессионального образования для всей инфраструктуры водного транспорта. В вертикально-интегрированных образовательных комплексах подготовка сотрудников осуществляется в соответствии как с национальными стандартами, так и международными требованиями, что обеспечивает успешную встраиваемость отечественного морского образования в международную морскую образовательную среду (индустрию). В итоге сеть высших заведений, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта, в целом справляется со своей задачей и удовлетворяет потребности в подготовке профильных кадров. Более того, так или иначе решаются задачи повышения квалификации работников судоходных организаций, государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, портов, в частности, по вопросам безопасности судоходства, охраны окружающей среды и экологической безопасности. Кадровый потенциал отрасли высок, а высококвалифицированный персонал способен успешно решать задачи развития водного транспорта.
Тем не менее приходится констатировать, что, к сожалению, на современном этапе развития Российского государства в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств кадровое обеспечение водного транспорта подвержено существенным негативным факторам. Исходя из этого, необходимы мониторинг сложившейся ситуации в рассматриваемой области, а равно определение основных векторов оптимизации кадровой политики в сфере водного транспорта России.
Основным препятствием развития кадрового потенциала водного транспорта, по нашему мнению, сегодня выступают три обстоятельства, носящих системный характер.
Во-первых, сложившаяся относительно высокая «текучесть» кадров, дефицит работников определенных специальностей и рабочих профессий, возрастное старение сотрудников и выбытие по возрасту опытных специалистов отраслевых организаций. Все это в большинстве своем обусловлено специфическими условиями труда — напряженной работой, сопровождающейся большими физическими и психологическими нагрузками, негативно влияющими на состояние здоровья работников водного транспорта, сезонным характером работы, сменным графиком.
При этом существует проблема низкой социальной защищенности работников водного транспорта, когда, в частности, уровень оплаты труда сотрудников ниже средней заработной платы по транспортному комплексу. Так, по состоянию на 2017 год минимальные размеры окладов работников плавсостава судов водного транспорта, устанавливаемые на основе профессиональной квалификационной группы должностей работников водного транспорта, составляют для сотрудников водного транспорта второго уровня 500 рублей, а для специалистов второго уровня — 550 рублей [2]. Последствия — снижение престижа флотских профессий, отсутствие эффективной системы мотивации труда, обеспечивающей «приток» специалистов в сферу водного транспорта.
Во-вторых, длительное, а порой и хроническое недофинансирование профильных (отраслевых) учебных заведений привело к существенному износу и отставанию материально-технической базы, используемой в образовательном процессе. В этой части выполнение международных стандартов оказалось под угрозой. В этой связи назрела необходимость проведения значительного объёма ремонтных работ зданий и сооружений учебных заведений, исходя из установленных требований (в частности, пожарной безопасности). Учебно-лабораторные, научно-исследовательские и тренажерные объекты также нуждаются в модификации, а чаще и вовсе в замене. При этом нельзя не отметить, что денежные средства из федерального бюджета сегодня выделяются на строительство и реконструкцию объектов образовательных учреждений водного транспорта. Например, согласно приложению № 2 к подпрограмме «Внутренний водный транспорт» планируется и приводится в действие строительство и реконструкция объектов ФБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», сумма которых составляет 1 055,7 млн рублей [3]. Однако в реальности выделяемых денежных средств недостаточно. В связи этим представляется целесообразным максимальное привлечение частных инвестиций не только в собственно реконструкцию зданий высших учебных заведений, но и в развитие кадрового потенциала водного транспорта в России.
В-третьих, наблюдается явно недостаточное организационное взаимодействие образовательных учреждений и работодателей. В качестве иллюстрации проблемы можно привести следующий пример. Сложилась ситуация, когда сроки проведения практик у обучающихся не всегда совпадают с навигационным периодом, что существенно снижает возможность взаимодействия специализированных вузов с судоходными компаниями. При этом краткосрочность отдельных видов практик студентов, которые составляют один-два месяца, не позволяет принимать обучающихся на борт судов, в большинстве своем работающих за пределами Российской Федерации. Подобное приводит к неудовлетворенности судоходных компаний вновь поступающим на работу командным составом. Отсюда потребность в активном сотрудничестве указанных субъектов, в их включенности в деятельность друг друга. Направлениями такого взаимодействия должны стать: действенное участие работодателя в организации и осуществлении учебного процесса, научно-исследовательской деятельности и конструкторской работе; развитие государственно-частного партнерства в рассматриваемой области и целевой контрактной подготовки; восстановление системы образования специалистов с совмещенными специальностями на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Руководством органа государственного управления в сфере водного транспорта официально признана и осознана необходимость скорейшего решения кадровых вопросов в различных целях, в том числе для повышения эффективности администрирования в данной области. Об этом, в частности, свидетельствуют ежегодные профильные конференции. Так, на VIII Международной конференции «Кадровая политика», прошедшей 1920 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге, было четко определено, что развитие кадрового потенциала управления водным транспортом невозможно в отрыве от повышения качества образования работников водного транспорта, от результативности функционирования отраслевых образовательных комплексов.
В рамках проведенных публичных мероприятий Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное бюджетное учреждение «Волго-Балт» в качестве предложений инициировали увеличение количества бюджетных мест в учебных заведениях для обучения по программам профильного среднего профессионального образования, внедрение психофизиологического отбора при приеме в морские учебные заведения, стимулирование коммерческих компаний к сотрудничеству с образовательными организациями водного транспорта, решение вопроса обеспечения молодых высококвалифицированных кадров жильем, в том числе «ведомственным», посредством выделения целевых субсидий [4]. Особого внимания заслуживает идея разработки и принятия Концепции морского образования, учитывающей широкий круг вопросов развития кадрового потенциала водного транспорта.
Все эти позиции и новации, безусловно, заслуживают поддержки. Решение многих проблем в сфере кадрового обеспечения водного транспорта страны невозможно без должного законодательного сопровождения, а равно эффективного правоприменения. Однако на сегодняшний день, к сожалению, указанные предложения и рекомендации пока не нашли своего нормативного закрепления и тем более реализации. Между тем безотлагательного решения ожидают многие обозначенные взаимосвязанные и взаимообусловленные проблемы. При этом успешное развитие кадрового потенциала водного транспорта невозможно без комплексного подхода. Оно затрагивает не только государство в лице его органов, образовательных учреждений, но и транспортные предприятия, бизнес-структуры. В целом в данной области, в силу многолетних упущений разнопланового характера, сегодня требуются существенные материально-финансовые затраты, организационные усилия и правовые преобразования.