Транспортный комплекс играет важную роль в социально-экономическом развитии каждого государства.
Территориальную целостность РФ и единство ее экономического пространства обеспечивают транспортные коммуникации, которые объединяют между собой районы, а также связывают нашу страну с мировым сообществом, тем самым обеспечивая интеграцию России в глобальную экономическую систему.
Географическое положение РФ дает возможность получать значительный доход от экспортных операций и транзитных перевозок. Таким образом, развитие транспортного комплекса обеспечивает условия экономического роста, повышение конкурентоспособности национальной экономики и качество жизни населения [14; 15].
Период 2014-2016 гг. для России характеризуется рецессией, возникшей в силу нескольких неблагоприятных факторов. Среди таких факторов следует отметить, сохраняющиеся по сей день экономические санкции со стороны западных и европейских стран, а также значительное падение мировых цен на нефть и другие энергоносители, косвенным результатом чего послужила двукратная девальвация рубля. В свою очередь данные обстоятельства, а также введение продовольственного эмбарго, стали причиной подорожания импортных товаров и падения доходов населения. В результате сложившаяся экономическая конъюнктура привела к снижению ВВП [3; 6].
Усиление негативных тенденций в российской экономике негативно сказалось и на результатах работы всего транспортного комплекса, который в среднем дает около 5% ВВП. Данное значение выше, чем у других членов БРИКС и таких развитых стран, как США и Германия [12].
Структура рынка грузоперевозок делится на несколько видов транспорта: автомобильный; железнодорожный; водный (морской и речной); воздушный; трубопроводный [1].
Следует различать структуру перевозки грузов, которая характеризует тоннаж перевезенных грузов, и структуру грузооборота, измеряемую в тонно-километрах.
Что касается первого показателя, то в данном случае неизменное лидерство сохраняется за автомобильным транспортом, доля которого в среднем составляет около 68%. На втором месте по тоннажу перевезенных грузов в России занимает железнодорожный транспорт (17%), на третьем -трубопроводный (13%). Водный и воздушный транспорт суммарно составляют порядка 2% от общего тоннажа [2].
Данные статистики свидетельствуют, что в 2014-2015 гг. автомобильный транспорт начал терять свою долю рынка, а сегмент железнодорожного и морского видов транспорта увеличивает свою долю в общей структуре. Связан данный факт с сокращением вследствие санкций экспорта и импорта большинства потребительских товаров, которые перевозились именно автомобильным транспортом. А экспорт биржевых товаров (газ, нефть, металл, зерно и т.д.) наоборот, возрос в связи с низким курсом рубля. Для доставки таких товаров используется непосредственно морской и трубопроводный транспорт. В связи с чем, некоторые автоперевозчики были вынуждены покинуть рынок [3; 5].
Что касается грузооборота в РФ, то он достаточно стабилен. Лидирующую позицию еще с 90-х годов 20 века занимает трубопроводный транспорт (таблица 1), что легко объясняется углеводородной направленностью экспорта в нашей стране. На втором месте находится железнодорожный транспорт, который постоянно наращивает свою долю в общей структуре грузооборота в т-км. Что же касается автомобильного транспорта, то его доля довольно низкая, несмотря на внушительный тоннаж перевезенных грузов. Связано это с тем, что в структуре автомобильных грузоперевозок большую часть составляют перевозки на близкие расстояния (внутригородские и внутриобластные), которые при большом объеме перевозок составляют очень незначительную часть общего грузооборота по России.
Таблица 1
Структура грузооборота по видам транспорта в РФ (2010-2015 гг.)
Год | Показатель | Вид транспорта | ||||||
Автомобильный | Внутренний водный | Воздушный | Железнодорожный | Морской | Трубопроводный | Транспорт -всего | ||
2010 | Грузооборот, млрд т-км | 199 | 54 | 4,7 | 2011 | 100 | 2382 | 4751 |
Удельный вес, % | 4,19 | 1,14 | 0,10 | 42,33 | 2,10 | 50,14 | 100 | |
2011 | Грузооборот, млрд т-км | 223 | 59 | 4,95 | 2128 | 78 | 2422 | 4915 |
Удельный вес, % | 4,54 | 1,20 | 0,10 | 43,30 | 1,59 | 49,28 | 100 | |
2012 | Грузооборот, млрд т-км | 249 | 81 | 5,1 | 2222 | 45 | 2453 | 5505 |
Удельный вес, % | 4,52 | 1,47 | 0,09 | 40,36 | 0,82 | 44,56 | 100 | |
2013 | Грузооборот, млрд т-км | 250 | 80 | 5 | 2196 | 40 | 2513 | 5084 |
Удельный вес, % | 4,92 | 1,57 | 0,10 | 43,19 | 0,79 | 49,43 | 100 | |
2014 | Грузооборот, млрд т-км | 247 | 72 | 5,2 | 2301 | 32 | 2423 | 5080 |
Удельный вес, % | 4,86 | 1,42 | 0,10 | 45,30 | 0,63 | 47,70 | 100 | |
2015 | Грузооборот, млрд т-км | 233 | 64 | 5,4 | 2306 | 42 | 2444 | 5093 |
Удельный вес, % | 4,57 | 1,26 | 0,11 | 45,28 | 0,82 | 47,99 | 100 |
Важен тот факт, что на протяжении четырех лет грузооборот в целом оставался практически неизменными, даже несмотря на то, что показатели внешней торговли имели положительные тенденции. Чего нельзя сказать о ежегодном падении объемов перевезенных грузов. Динамика грузооборота и объема перевезенных грузов за 2010-2015 гг. приведена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика грузооборота и объема перевезенных грузов в РФ
Показатель | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Грузооборот транспорта, млрд т-км, | 4 751 | 4 915 | 5 505 | 5 084 | 5 080 | 5 093 |
Объем перевезенных грузов, млн т | 7 750 | 8 337 | 8 519 | 8 264 | 8 006 | 7 465 |
В этой отрицательной динамике объема перевезенных грузов сыграл свою роль именно автомобильный транспорт, падение которого в 2015 г. составило около 12% в начале года. Девальвация рубля изменила ситуацию в автотранспортной отрасли к концу года, но ежемесячного снижения грузовых перевозок избежать не удалось — спрос на услуги продолжал сокращаться. Так, если в 2010 г. было перевезено 7750 млн т груза, то в 2015 г. -7465,1 млн т. При этом спад по сравнению с предыдущим годом составил более 10%. В результате спрос начал смещаться в сторону железнодорожных перевозок.
Смещение спроса в сторону железнодорожного транспорта можно объяснить рядом причин: достаточно низкая стоимость транспортировки 1 тонны груза на 1 км пути, не смотря на возросшие в 2015 г. тарифы. Кроме того, при международных перевозках часто используются мультимо-дальные схемы транспортировки с выгодной тарификацией (комбинация автомобильного и железнодорожного транспорта, а также морского и железнодорожного и т.д.).
Тем не менее, не все перевозчики согласны использовать железную дорогу в качестве единственного средства перевозки грузов. В большинстве своем для малого и среднего бизнеса данный вид транспорта является невыгодным. Отсутствие возможности точечной доставки по конкретному адресу (доставка до двери), трудное планирование поставок и дополнительные расходы на погрузку-разгрузку грузов — все это снижает востребованность железной дороги в пользу других видов транспорта.
В результате произошел небольшой прирост объема воздушных перевозок, а морские грузоперевозки в 2015 г. увеличились на 15% по сравнению с предыдущим годом. Что же касается автомобильного транспорта, то за первые два месяца 2015 г. наблюдались отрицательные значения сальдо прибылей и убытков в размере 7,3 млрд руб. [1; 5].
Так что же является причиной такой статистики? Во-первых, санкции и продовольственное эмбарго значительно сократили величину экспорта и импорта. Во-вторых, в связи с ослаблением рубля, значительно выросли риски неплатежеспособности заказчиков транспортных услуг. В-третьих, наблюдается рост расходов на транспортное обслуживание, цен на топливо, увеличение тарифов на КАСКО и ОСАГО, а также введение системы взимания платы «Платон». Таким образом, сокращение внешнеторговых потоков и увеличение затрат значительно повлияло на транспортный комплекс РФ.
Инновационные решения по модернизации транспортного комплекса в рамках реализации Транспортной стратегии РФ
В настоящее время российская система транспортного сообщения имеет ряд отрицательных факторов: низкая скорость оборота транспорта, отсутствие развитой инфраструктуры, высокая степень износа и аварийность.
Одним из направлений государственной политики РФ относительно транспортного комплекса является переход на инновационный путь развития отрасли. Данный переход способен обеспечить внедрение новых технологий и обновление основных фондов, что в свою очередь улучшит транспортную связь между регионами внутри страны и послужит скорейшей интеграции с транспортными сетями других государств. Для достижения таких результатов понадобится широкий круг инновационных решений [8; 11].
Главный акцент в Транспортной программе РФ сделан на развитие современной и эффективной инфраструктуры, повышение доступности, безопасности и качества транспортных услуг, повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализацию транзитного потенциала страны. Важным направлением в развитии транспортного комплекса является разработка новой техники и технологии, максимально адаптированных к российским условиям. Позитивный эффект от инвестиций в транспортную систему РФ могут принести инновационные методы проектирования и строительства транспортных коммуникаций, замена транспорта, оснащение его современными приборами навигации и экономии топлива, регламентирование работы и обучение персонала.
Развитие дорожной сети в РФ стоит на первом месте в числе приоритетных стратегических задач. Согласно Транспортной стратегии РФ в автодорожной отрасли запланированы модернизационные проекты:
Строительство автомагистралей и скоростных дорог по направлениям международных транспортных коридоров, обслуживающих наибольшие автотранспортные потоки между экономическими центрами страны.
Строительство и реконструкция участков автомобильных дорог, на подходах к крупным транспортным узлам, морским и речным портам, аэропортам и к международным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе РФ.
Важное условие при реализации указанных проектов — соответствие дорог требованиям, которые предъявляются международными соглашениями к международным автомагистралям Европейской и Азиатской сетей автомобильных дорог [9].
Авторы полагают, что в качестве инновационных технологий нужно перенять опыт строительства дорог в Канаде, США, Китае, в странах, где климатические условия максимально приближены к России и уже существует положительный эффект[13; 14].
Результаты выполнения программы в автодорожной сфере в рамках реализации Транспортной стратегии РФ представлены в таблице 3 [10].
Таблица 3
Результаты выполнения программы в автодорожной сфере в рамках реализации Транспортной стратегии РФ (2010-2016 гг.)
Показатель | план/ факт | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требовани- | план | 19545 | 19755 | 21098 | 23296 | 27060 | 31680 | 36696 |
ям к транспортно-эксплуатационным показателям, км | факт | 19272 | 20128 | 21865 | 23636 | 27548 | 32919,5 | 37049 |
Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, км | план | 14898 | 15409 | 15849 | 16239 | 16861 | 17625 | 16660 |
факт | — | 13829 | 13798 | 13475 | 12105 | 17132,7 | 11253 | |
план | 411,9 | 309,6 | 352,9 | 604,8 | 716,8 | 407,7 | 464,4 | |
Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения, км | факт | — | 350,7 | 324 | 597,3 | 716,83 | 422,8 | 303,58 |
Строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, предусматривающие федеральное софинансирование, км | план | 73 | 552 | 552 | 528,9 | 465,6 | 23 | 3 |
факт | — | 454,9 | 594 | 528,9 | 465,6 | 45,5 | 37,8 |
Качество дорожной инфраструктуры напрямую зависит от внедрения инновационных технологий. По окончанию Транспортной программы планируется построить и реконструировать 7300 км автомобильных дорог федерального значения, в том числе строительство 1200 км платных автомагистралей и скоростных дорог в составе международных транспортных коридоров. Среди них скоростная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург, Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области, участки автомобильной дороги М-4 «Дон» с введением платного проезда от Московской кольцевой автомобильной дороги в Московской области до границы Липецкой и Воронежской областей. Кроме того, к концу 2020 г. будут построены и реконструированы 2100 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
В рамках Транспортной стратегии РФ для железнодорожной сферы сформулированы следующие задачи:
увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети;
строительство железных дорог в районах нового освоения и по направлению транспортных коридоров;
обновление парка пассажирских составов, грузовых вагонов и локомотивов с увеличением их безопасности.
К 2020 г. в свете Транспортной стратегии запланировано ввести в эксплуатацию 600 км новых железнодорожных линий, 1100 км дополнительных главных путей; увеличение скорости доставки грузовых отправок до 340 км в сутки, в том числе контейнеров в транзитном сообщении -900 км в сутки.
Что касается морского транспорта, то согласно Транспортной стратегии РФ запланировано увеличить суммарную производственную мощность отечественных портов на 413,1 млн т, а общий тоннаж морского транспортного флота РФ увеличить в 2 раза.
Для воздушного транспорта Транспортной стратегией предусмотрено:
строительство и реконструкция 93 взлетно-посадочных полос;
разработка перспективных воздушных судов, обеспечивающих безопасную и эффективную транспортную деятельность;
обновление парка самолетов в размере 777 единиц;
увеличение количества перевезенных пассажиров на местных авиалиниях в 1,5 раза в год, трансферных пассажиров — более, чем в 20 раз [8; 9].
Заключение
Транспорт способствует образованию более эффективного экономического пространства. На это указывает существование устойчивой связи между ростом объема грузоперевозок и экономическим ростом.
Долговременные инвестиции в транспортную систему РФ возвращаются с прибылью, поэтому доля инновационных решений в транспортную отрасль должна быть максимально велика. Например, разработка и освоение нового оборудования для строительства дорог, обустройства дорожной сети, разработка и испытание образцов современных технических средств организации и обеспечения безопасности движения.
Модернизационные проекты в рамках Транспортной стратегии РФ до 2030 г. направлены на разработку инновационных технологий в сфере транспорта, так как именно новые технологии в условиях ограниченности ресурсов позволят сократить значительное отставание России от мировых тенденций в развитии транспорта.
На мероприятия, предусмотренные Транспортной программой, объем финансирования составляет 10250 млрд руб., из которых около 46% — средства федерального бюджета. При этом вклад проведенных мероприятий в ВВП России оценивается в 9,5 трлн руб., т.е. почти 1/3 среднего прироста ВВП будет обусловлена мероприятиями Транспортной программы.
Таким образом, транспортный комплекс рассматривается как активный фактор поддержания динамики экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики нашей страны