Судебные акты могут быть незаконными, необоснованными и несправедливыми, причиняющими вред жертвам правосудия. Порядок их обжалования и признания незаконными определен уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным и административным законодательством. Так, например, согласно ст. 362 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3)несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако вред как физическим, так и юридическим лицам может быть причинен не только в результате незаконных действий (бездействий) суда при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел по существу, при осуществлении судебного контроля за исполнительными и правоохранительными органами, другими словами, при осуществлении правосудия, но и в ходе осуществления иной судебной деятельности.
Основания, условия и порядок привлечения государства к имущественной ответственности за издание незаконных правовых актов, приведших к возникновению вреда, идентичны основаниям, условиям и порядку возмещения вреда, причиненного иными незаконными действиями, предусмотренными ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ, но только с некоторыми особенностями, касающимися бремени доказывания незаконности актов и признания их недействительными.
Условия гражданско-правовой ответственности государства за принятие незаконных актов государственных органов, причинивших вред гражданам и юридическим лицам, идентичны общим условиям ответственности государства за незаконные действия (бездействия), нанесшие ущерб физическим и юридическим лицам. Здесь также необходимым условием является противоправность действий по принятию незаконных актов, в большинстве случаев наличие вины авторов этих актов, наличие имущественного или неимущественного вреда, а также причинной связи между принятым незаконным актом и возникновением ущерба, а также принятие незаконного акта должностным лицом при исполнении последним служебных обязанностей.
Возмещение материального ущерба от утраты заработка, других трудовых доходов, которых гражданин лишился, а также судебных издержек, штрафов, сумм, выплаченных за оказание юридической помощи и иных расходов, производится не в гражданско-правовом порядке, а по правилам уголовно-процессуального законодательства, т.е. сначала выносится постановление, например, следователем, а затем лицо обращается в финансовый отдел исполнительного органа местного муниципального образования, где получает чек, а затем обращается за выплатой в банк.
Согласно ст.138 УПК РФ восстанавливаются так же трудовые, пенсионные, жилищные и иные права реабилитированного лица: предоставляется прежняя работа, восстанавливаются пенсионные права, возвращается жилье или его стоимость, решается вопрос о восстановлении в звании, чине, возвращаются ордена и медали, государственные награды. И только случае, если требование правоохранительных или судебных органов о восстановлении на работе, восстановление в пенсионных, жилищных правах, о возврате конфискованного или обращенного в доход государства имущества или его стоимости не удовлетворено или реабилитированный не согласен с принятым решением, то он вправе обратиться в суд в порядке уже гражданского судопроизводства. Все иные издержки, например, утраченный заработок, взысканные суммы штрафа, судебные издержки, суммы, выплаченные адвокату, иные суммы возмещаются, как указано ранее, по нормам уголовно-процессуального законодательства. В случае несогласия с постановлением о взыскании утраченного заработка, взысканные суммы штрафа, судебные издержки, суммы, выплаченные адвокату заинтересованное лицо вправе его обжаловать в порядке ст.123 УПК РФ.
Таким образом, порядок восстановления прав и свобод граждан, пострадавших от правоохранительных органов чрезвычайно усложнен. Одно только описание всего механизма действий может оттолкнуть достаточно большую часть реабилитированных лиц от многомесячных хождений по различным инстанциям. Также трудности составляют и те факты, что многие пострадавшие лица не знают своих прав на возмещение ущерба от незаконного уголовного преследования. Поэтому, весь порядок возмещения вреда, должен быть более детально урегулирован действующим законодательством, чтобы граждане знали и могли отстоять свои права и законные интересы в судебных инстанциях.
Относительно порядка действий, которые совершаются непосредственно для самого привлечения правоохранительных органов к гражданско-правовой ответственности следует сказать, что при рассмотрении споров, связанных с возмещением вреда, причиненного сотрудником полиции, судьям необходимо выяснить, в каком подразделении системы органов внутренних дел РФ проходит службу сотрудник полиции, каким органом создано это подразделение и за счёт средств какого бюджета оно финансируется. Поскольку неправильное определение указанных обстоятельств может повлечь отмену судебного решения, в связи с тем, что указаны недостоверные сведения.