Понятие и значение прав и обязанностей родителей в Республике Казахстан

🙂

Скачать текст в WORD

Забота о детях, их развитие и воспитание — это, прежде всего, ответственность семьи, а непосредственно в семье — ответственность их родителей, для чего законодателю предоставляются родительские права. В отсутствие родителей такими правами наделяются другие лица — опекуны (опекуны), усыновители, приемные родители или государство, которое берет на себя прямые обязанности по воспитанию, путем помещения ребенка в государственное учреждение по уходу за детьми соответствующего типа.[1]

Права родителей понимаются как совокупность прав, которые принадлежат им как субъектам родительских правоотношений. Одна из их особенностей заключается в том, что они представляют собой неразрывную связь между обязанностями и правами. Пользуясь своими собственными правами, родители тем самым выполняют свои обязанности, а выполняя обязанности, они осуществляют права. Согласно ст. 46 Семейного кодекса Республики Казахстан родители имеют равные права и равные обязанности по отношению к своим детям.

Гражданам предоставляются родительские права не на неопределенный срок, а только на период, когда они должны осуществлять необходимый уход и воспитание ребенка, то есть до достижения ребенком совершеннолетия (они не достигают восемнадцатилетнего возраста). Срочный характер рассматриваемых родительских прав прямо предусмотрен пунктом 2 ст. 61 Семейного кодекса Республики Казахстан.

Права родителей также подлежат прекращению, когда несовершеннолетний ребенок вступает в брак или если он освобождается. Эмансипация — это объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и полностью дееспособного в случаях, когда он выполняет трудовую деятельность по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью с согласия родителей. Эмансипация может осуществляться по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей (или их заместителей, усыновителей, усыновителей, опекунов), а при отсутствии согласия последнего — по решению суда. [2]

Итак, родители имеют права и обязаны воспитывать своих детей, несут ответственность (юридическую и моральную) за их развитие и воспитание. Согласно ст. 46 Семейного кодекса Республики Казахстан, они обязаны заботиться о здоровье, психическом, духовном, физическом и нравственном развитии своих детей с учетом общепринятых норм, возраста, состояния здоровья и других особенностей ребенка. личность.

Право на образование заключается в предоставлении обоим родителям возможности для личного воспитания своих детей. Более того, родители имеют преимущественное право воспитываться перед другими лицами.

Родители также обязаны обеспечить, чтобы дети получали общее базовое образование (то есть образование до 9 класса включительно в общеобразовательной школе), и имели право выбирать тип учебного заведения, а также форму обучения детей. При решении этого вопроса родители должны действовать согласованно, руководствуясь интересами детей, с учетом их мнения. [3]

Родителям предоставляется алименты в отношениях с третьими лицами. Для этой цели законодательство признает родителей полномочиями представительства. Согласно ст. 1 Семейного кодекса Республики Казахстан родители признаются в качестве законных представителей своих детей, выступая в защиту своих интересов и прав в отношении любых юридических или физических лиц, в том числе в судах, без особых полномочий. Каждый родитель имеет право представлять интересы и права своего ребенка, если он сам обладает правоспособностью совершать законные действия и не лишен родительских прав.

Кто именно из родителей будет представлять ребенка, в каждом конкретном случае определяется по их согласию. Возникающие разногласия, как и в других случаях, могут быть разрешены органами опеки и попечительства. Если органы опеки и попечительства установили, что существуют противоречия между родительскими интересами и интересами детей, они не будут иметь права представлять интересы ребенка. В этих случаях для защиты прав и интересов ребенка ему будет назначен специальный представитель.

При осуществлении своих прав, при выборе методов (методов и средств) обучения родители свободны. Для них существуют только общие ограничения. Это цель образования, то есть забота о здоровье, психическом, духовном, моральном и физическом развитии детей, а также запрет на осуществление родительских полномочий в конфликте с законными интересами детей. Под такими интересами в семейном праве понимается обеспечение ребенка надлежащими условиями воспитания, а также полное развитие.

Способы воспитания ребенка должны исключать жестокое, грубое, пренебрежительное, унижающее достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Это вытекает из сути родительских прав, органично сочетающихся с обязательствами по образованию. Эти права являются не только мерой возможного, но и мерой правильного поведения. В связи с этим родители, осуществляющие свои права в ущерб законным интересам детей, должны быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законом. [4]

Следует отметить, что действующее семейное законодательство не предусматривает юридического определения родительских прав и обязанностей; в нем не содержится закрытого перечня полномочий родителей по отношению к детям, что иногда приводит к противоположным суждениям о правах родителей и детей. Семейное право также не содержит понятия «интересы ребенка», хотя это понятие довольно часто используется. Родительские правоотношения также очень специфичны, поскольку такие понятия, как «мать» и «отец», используются при определении происхождения детей, а понятие «родители» — в их воспитании. В связи с этим при осуществлении родительских обязанностей и прав, их защите может быть сложно определить предмет семьи — правовое нарушение в процессе воспитания ребенка.

Другая проблема в реализации прав и обязанностей родителей заключается в том, что ряд прав ребенка идентичен правам родителей: если права одного из родителей нарушаются, права ребенка нарушаются (например, если родитель лишен права общаться с ребенком). В то же время законодатель предусматривает специальный правовой режим для решения этой проблемы. [5]

Полномочия по воспитанию своего ребенка родителями могут осуществляться, в том числе и ненадлежащим образом. В целом понятные, расплывчатые критерии надлежащего осуществления родительских прав обеспечивают возможность их нарушения. В связи с этим представляется необходимым более четко регулировать способы и формы осуществления родительских прав, а также их защиту. Семейное право устанавливает преимущественное право родителей воспитывать ребенка над всеми другими лицами, и, соответственно, должно быть четкое правовое регулирование и правовые отношения между третьими лицами и родителями в случае перехода к воспитанию ребенка. Отсутствие четкого правового регулирования правового статуса третьих лиц способно вызвать коллизии и конфликты.[6]

Таким образом, вышеуказанные проблемы создают препятствия для надлежащего выполнения положения Конституции Республики Казахстан, согласно которой забота и воспитание детей является равным правом и обязанностью их родителей. Устранение этих проблем имеет большое значение для разрешения практических споров и единообразного применения положений семейного права судебными органами.

Скачать текст в WORD


[1] Нؚизамиева О. Нؚ. Семейнؚое прؚаво / О. Нؚ. Нؚизамиева, Г. А. Сафинؚа, 2016. — 184 с

[2] Грؚинؚевич И. М. Прؚава и обязанؚнؚости рؚодителей в отнؚошенؚии детей. Осуществленؚие рؚодительских прؚав // Молодой ученؚый. 2018. — №10. Т.2. — С. 152- 154.

[3] Прؚава и обязанؚнؚости рؚодителей URL: http://womanadvice.ru/prava- i-  obyazannosti- roditeley, свободнؚый. Загл. с экрؚанؚа.

[4] Михайлов Ф.Нؚ. , Комзолов А.И. Семейнؚое прؚаво: Учеб. пособие / Под рؚед. Нؚ.М. Корؚшунؚова. – М.: Кнؚижнؚый мирؚ, 2016. — 421 с

[5] Хазова О. А. Прؚаво рؚебенؚка нؚа общенؚие с обоими рؚодителями в свете положенؚий Конؚвенؚции ООН о прؚавах рؚебенؚка и Еврؚопейской конؚвенؚции о прؚавах человека / / Семейнؚое прؚаво / отв. рؚед. О. Нؚ. Нؚизамиева. М.: Статут, 2016. – 236 с.

[6] Ильинؚа О.Ю. Инؚтерؚесы рؚебенؚка в семейнؚом прؚаве Рؚоссийской Федерؚации. М. , 2016. С. 192.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *