Понятие и система энергетического законодательства России

В первую очередь представляется необходимым рассмотреть основные характерные черты энергетического законодательства, позволяющие выделить его в подсистему законодательства.

Прежде всего, необходимо обратиться к определению. Итак, «энергетическое законодательство  – это подсистема законодательства, принципы и нормы которой регулируют общественные отношения в сфере энергетики, а именно отношения, складывающиеся в процессе хозяйственной, инвестиционной и регулятивной деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с разведкой, добычей, производством, переработкой, хранением, транспортировкой, распределением, торговлей и потреблением энергетических ресурсов».

 Объект регулирования энергетического законодательства весьма обширен и многогранен. Помимо того, что регулирование охватывает большой перечень различных по содержанию отношений по поводу разработки, добычи, поставки, транзита, строительства необходимой инфраструктуры и т. п., все эти отношения еще и складываются по поводу различных видов энергоносителей, что и придает им многогранность.

Так, традиционными видами энергии являются: уголь, нефть и газ. На смену им приходят альтернативные и самовозобновляемые энергоисточники, такие как атомная энергия, биотопливо, энергия солнца, воды и ветра. Пока же их использование практикуют в гораздо меньших масштабах.

 Предметом регулирования являются отношения в сфере:

–разведки, изучения и разработки месторождений угля, газа или нефти;

– отношения в сфере строительства инфраструктуры в энергетической промышленности;

– отношения в сфере совместной эксплуатации энергоотраслевой инфраструктуры;

– отношения в сфере поставок и транзита углеводорода;

 – отношения в сфере торгово-экономического сотрудничества в области энергетики;

 – отношения в сфере энергетических рынков;

 – отношения в сфере энергетического сотрудничества в различных отраслях;

 – отношения в сфере использования энергии из возобновляемых ресурсов;

 – отношения в сфере охраны окружающей среды в процессе осуществления энергетической промышленности.

 Данные отношения заключаются в следующих формах:

– соглашения;

– меморандумы;

– протоколы;

– декларации и заявления;

– модельный закон.

Необходимо констатировать, что имеющееся на сегодняшний день нормативно-правовое регулирование отношений в сфере ТЭК РФ образовало отдельную отрасль законодательства – энергетическое законодательство или, называя иными словами, законодательство в сфере ТЭК.

В. Ф. Попондопуло отмечает, что энергетическое законодательство можно определить как совокупность нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере энергетики, то есть как энергетические отношения, так и отношения по публичной организации деятельности в сфере энергетики[1]. При этом, по мнению В. Ф. Попондопуло, «законодательство в сфере энергетики носит комплексный характер, поскольку порождает не только горизонтальные (гражданско-правовые), но и вертикальные (административное-правовые) отношения. Среди вторых можно выделить, например, антимонопольное, тарифное, техническое регулирование в этой сфере»[2].

Комплексность сферы энергетического законодательства, его сложность, предполагают большое количество нормативно-правовых актов, издаваемых государством для регулирования топливно-энергетического комплекса страны. Для понимания того как функционирует энергетическое законодательство, каков объект его регулирования и где границы энергетического законодательства, необходима определенная системность этой отрасли законодательства, которая, фактически, отсутствует в настоящее время.

При этом, формируя систему законодательства, а затем практику его применения, необходимо четкое понимание того, чему все-таки это законодательство посвящено.  Когда мы говорим о законодательстве в сфере ТЭК РФ, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой отсутствия понятия ТЭК в российском законодательстве.

Российское нормативно-правовое регулирование, посвященное энергетике, активно использует понятие «топливно-энергетический комплекс». Данный термин можно встретить, например, в таких нормативно-правовых актах как: Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»[3], Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»[4]. Во исполнение указанных законов формируется подзаконная нормативно-правовая база, в которой термин «ТЭК» также находит свое отражение. К таковым можно отнести, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1107 «О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса»[5], Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 г. № 247 «Об утверждении Правил взаимодействия государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и иных государственных информационных систем»[6] и некоторые другие подзаконные нормативно-правовые акты. Тем не менее, ни в одном из перечисленных нормативно-правовых актов (равно как и в иных нормативных актах в которых упоминается словосочетание «топливно-энергетический комплекс») не содержится легальной дефиниции топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, что на практике может создавать ситуацию правовой неопределенности.

Энергетическое законодательство, или, законодательство в сфере ТЭК, представляет собой отдельную систему законодательного регулирования.

О. А. Городов отмечает, что энергетическое законодательство представляет  собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действие правовых норм в сфере энергетики, а также, что оно выступает главенствующей формой закрепления норм энергетического права и является важнейшим правообразующим фактором.[7]

Следует отметить, что формулировка, приведенная О. А. Городовым, отражает общую характеристику законодательства в сфере ТЭК.

В свою очередь, П. Г. Лахно, раскрывая понятие энергетического законодательства, выделяет следующие его черты: разнородность предмета регулирования, включение в эту отрасль норм других отраслей законодательства.[8]

В. Ф. Попондопуло, описывая законодательство в сфере ТЭК, указывает, что оно представляет собой совокупность нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих деятельность в сфере энергетики, как в части ее осуществления, так и публичной организации[9].

Таким образом, можно указать, что законодательство в сфере ТЭК представляет собой совокупность нормативных актов различных отраслей права и, как следствие, отраслей законодательства, которые в своем единстве регулируют топливно-энергетический комплекс Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что значительный массив законодательства в сфере ТЭК представляют собой подзаконные нормативно-правовые акты, изданные Правительством Российской Федерации во исполнение имеющихся законов.

Представляется наиболее логичным условно разделить законодательство в сфере ТЭК на две группы:

— специальное законодательство в сфере ТЭК, то есть те нормативно-правовые акты, которые отражают исключительную специфику отношений, возникающих в связи с производством энергии, добычей и транспортировкой (передачей) энергетических ресурсов;

— вспомогательное законодательство – наиболее обширная группа нормативно-правовых актов, включающая в себя нормы права, к которым отсылает специальное законодательство. В этих актах, как правило, установлены отдельные механизмы реализации прав и обязанностей, защиты прав, которые также применяются в сфере ТЭК. Сюда можно отнести как общее законодательство, напрямую не регулирующее отношения в сфере ТЭК (например, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), так и иные законы, прямо или косвенно влияющие на функционирование отношений в сфере ТЭК. Например, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»[10], Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ  «О естественных монополиях»[11], Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[12], Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»[13]. Указанные законы являются общими для всех отраслей энергетики, и, по сути, носят именно вспомогательный характер для реализации норм, установленных в специальном законодательстве.

Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день единого унифицированного акта, регулирующего общественные отношения в сфере энергетики, нет, при том что имеются и тенденции к проведению унификации в определенных сферах, таких как безопасность объектов топливно-энергетического комплекса, информационная система топливно-энергетического комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности и др.

Существенная нагрузка в настоящее время приходится на отраслевое законодательное регулирование, что обусловлено спецификой различных энергетических ресурсов, особенностями энергетических объектов, с помощью которых осуществляется добыча, переработка, поставка, транспортировка, передача, хранение энергетических ресурсов. Природные особенности различных энергетических ресурсов, влекущие необходимость установления особых законодательных режимов, специфика энергетических объектов, круг общественных отношений (как частного характера, так и публичного) в сфере энергетики, очевидно, являются основной причиной отсутствия на сегодняшний день единого унифицированного акта в данной отрасли экономики.

В то же время отметить, что тенденция к продолжается, и законодатель выработать единые к регулированию отношений.

В качестве такой унификации привести Федеральный закон от N 307-ФЗ «О изменений в отдельные акты Российской в связи с укреплением дисциплины энергетических ресурсов»[14]. Закон предусматривает нормы об за неисполнение договорных по оплате газа, электрической, энергии, вводит предоставления обеспечения обязательств по указанных энергетических , устанавливает нормы ответственности, в т.ч. за нарушение указанных ресурсов введенного в их полного или частичного режима потребления, за установленного предоставления обеспечения обязательств по оплате энергетических ресурсов.

унификация общие подходы к за нарушения по оплате за энергетические ресурсы в обеспечения интересов основных общественных отношений в энергетики — поставщиков и и предусматривает на уровне отраслевого .

Наметившаяся тенденция к общих подходов в законодательного в сфере энергетики на уровне, проблемы, в применительной практике, возможность вопроса о перспективе единого унифицированного в сфере энергетики, основы регулирования общественных в сфере энергетики.

При , конечно, очень , чтобы акт в действительности способствовал порядка как в вцелом, так и в отдельных ее .

, особую приобретают законодательные особенностей законодательного различных энергетических как товара на и розничных рынках ресурсов, как объекта торговли, как объекта по транспортировке, , как объекта внешнеэкономических .

Также представляется разработка единого к определению стратегического энергетического и особенностей соответствующего режима.

Применительно к режиму объектов представляется проведение исследований основ эффективного энергетических , особенностей законодательнго объектов энергетической . На сегодняшний день исследования пока что отдельные аспекты особенностей режимов энергетических .

Особенности режима энергетических , необходимость постоянного их функционального состояния, их обусловливают и законодательного положения участников общественных : организации — собственника системы , организации по управлению национальной общероссийской сетью, системного . Задачей энергетического права проведение комплексных особенностей законодательного как «системообеспечивающих» , так и иных энергетических , осуществляющих добычу, , транспортировку, передачу, различных ресурсов, строительство инфраструктуры, ее эксплуатацию.

исследований различных энергетического законодательства, проблемных аспектов практики должны направлены на формулирование выводов и в отношении участников как , так и публично-законодательных отношений в энергетики.

Нельзя не , что в фундаментальных нуждается система регулирования в сфере . На сегодняшний день сформировавшаяся договорного регулирования на и розничных рынках энергии, в сфере , в газовой . Для многих разновидностей в федеральных законах и нормативных предусматривается порядок их заключения, не только существенные данных договоров, но и все иные договора. Данные обусловлены прежде необходимостью укрепления законодательства и особенностями, которые быть отражены в регулировании. В то же время практика споров в том числе в с разногласиями при заключении , при их исполнении обусловливает проведения исследований регулирования в сфере .

Заслуживает особого система регулирования на оптовом электрической энергии и , поскольку, помимо , закрепленных на федерального закона и актов, полномочиями в области регулирования наделил Ассоциацию НП рынка.

Нельзя не и тенденцию по формированию системы регулирования на рынках торговли энергетическими .

Задачей системы энергетического законодательства в данном случае проведение исследований государственного регулирования, контроля (надзора) в энергетики. значение приобретают о разграничении полномочий, их дублирования с учетом , что для сферы характерно наделение по государственному управлению, (надзору) не только органов, но и организаций.

Рассматривая аспекты в сфере энергетики, заслуживающим вопрос о целесообразности совершенствования порядка споров в сфере , в т.ч. досудебного .

Особенности досудебного споров в сфере закреплены в настоящее на уровне закона[15], подзаконных нормативных актов[16]. Функции по урегулированию споров как за уполномоченным органом (Федеральной службой), так и за некоммерческим Совет рынка. В случаях спора в досудебном возлагается на регулирующий , что означает совмещение по публично-законодательному и функции по урегулированию .

Необходимо отметить и потребность в проведении законодательных проблемных аспектов регулирования в сфере .

Особое значение вопросы унификации в сфере , вопросы гармонизации законодательства государств — международных энергетических ресурсов, взаимодействия между различных региональных энергетических .

Задачи регулирования в сфере энергетики по дальнейшему укреплению законодательства должны стратегическим обеспечения национальной в области науки, и образования, определенным в Указе Российской от 31.12.2015 N 683 «О стратегии безопасности Российской «.

Для достижения поставленных целей проведение фундаментальных и научных исследований, поддержка таких , развитие образовательных организаций и центров с энергетическими , развитие практики государством и компаниями долгосрочных научных исследований и с длительными сроками .

Представляется проведение научно-исследовательских по различным аспектам законодательного регулирования в сфере в тесном с энергетическими компаниями, с имеющейся судебной практики и задач данной экономики.

А.Г. -Светланов, рассматривая о дальнейшем развитии  энергетического законодательства, отмечает, что характеристику всех законодательного регулирования и раскрыть то, что требует в целях законодательства, более , не только законодательства, но и в целом, возможно в серии исследований[17].

Процесс , передачи и потребления , прежде всего и тепловой, двумя путями – физическим и экономическим. И юристы, , не могут остаться в от регулирования процесса законными . Электрическая энергия уже статус «товара рода»[18]. Так давний спор различных точек о месте энергии как гражданских . При создании энергетического законодательства юристы и физики к компромиссу и подвели свойства под юридический понятийный .

В наиболее общем компромисс в праве, или компромисс, — это социального компромисса, отличительным признаком является наличие составляющей. возникает в сфере регулирования отношений субъектами права и при помощи средств и технологий. Он на базе конфликта как , но становится юридическим, приобретает нормативного законодательного . Например, на основе интересов личности компромисс частными и публичными государственных служащих[19]. компромисс принимает судебного , то он вызывает юридически последствия.

Рассмотрим юридического компромисса как разграничения и публичных и частных субъектов права. При необходимо иметь в , что частный служит цели потребностей личности, как публичный — цели существования как единого целого. словами, частный — это охраняемый законодательством , присущий и юридическим лицам[20], а интерес — это признанный и обеспеченный законодательством интерес[21].

юридического компромисса за время заметно [22]. Прежде всего это кризисным экономики России. в тяжелой экономической обращается за помощью к структурам, публичные и частные в этом случае . Государство не может без частного , а частному бизнесу будет выживать. история уже знает поворота к частного капитала, , во времена НЭПа, в 90- годы прошлого .

С закреплением в Конституции РФ и иных форм расширились права и граждан, например экономической . Но в то же время не ушли в и необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность, налогового , снижение уровня граждан. Повышенное к публичным интересам, , ущемляет и не позволяет им динамично . Недовольство государственной усиливает противостояние и населения, при справедливый баланс и публичных интересов невозможен.

Интерес достоверной и причиной действия , аргументом, определяющим человека в законодательном . Другими , управлять — это значит интересами.

Важную в изучении интересов немецкий Г.В.Ф. Гегель, который : «Ближайшее рассмотрение убеждает нас в том, что действия вытекают из их , их интересов… и лишь они главную роль»[23].

В связи необходимо понятия «« и «потребность». Суть между этими сводится к тому, что отражает субъекта, а интерес — их удовлетворения, например приобретения или сохранения за определенного . Потребности и интересы разделить на индивидуальные и , выражающие общие лиц, их составляющих. же потребности представляют некую усредненность и групповых интересов, данному , которая приобретает новое состояние и не к простой совокупности . Например снабжение энергией потребностью, без которой существование современного . Кроме , существуют индивидуальные и интересы конкретных лиц. групповых и индивидуальных и интересов в случае зависит как от деятельности энерго-снабжающих , так и от результатов экономической и деятельности в целом. При этом то, что организация является лицом, т.е. самостоятельным , означает, что у формирования возникают индивидуальные потребности и , относительно обособленные как от , так и от групповых, а индивидуальных потребностей и отдельных граждан.

Предмет регулирования энергетического законодательства — энергетические отношения — служит причиной своеобразия норм, составляющих эту отрасль. Для надлежащего и эффективного законодательного регулирования отношений в области энергетики большое значение имеют технические и технологические условия, базирующиеся на выводах естественных наук. Без знания и учета этих качеств энергетических отношений разработка и применение норм права будут неполными, а во многих случаях – ошибочными. В энергетическом законодательстве, как правило, исходят из совершенно очевидного факта признания приоритета естественных законов перед социальными. С принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» была начата большая работа по установлению обязательных требований (технических регламентов) к продукции и видам деятельности, в том числе и в энергетической сфере.

Особенностью современной электроэнергетической отрасли России является то, что наряду с естественно-монопольными видами деятельности (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) в ней присутствуют потенциально конкурентные сферы (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис электрических сетей). Между ними также необходим законодательный компромисс.

Законодательно установлено, что субъекты естественной монополии заведомо доминируют на соответствующем товарном рынке, но они не должны нарушать запреты антимонопольного законодательства. Таким субъектам не требуется проведение анализа рынка, достаточно доказать, что они осуществляют естественно-монопольный вид деятельности. Для установления доминирующего положения остальных субъектов (энерго-сбытовых организаций, гарантирующих поставщиков, производителей электроэнергии) антимонопольный орган проводит анализ соответствующего товарного рынка. В первую очередь на них распространяются положения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»[24] — запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Позже были приняты меры по разделению объектов государственного регулирования и конкурентных сфер деятельности. Энергия стала рассматриваться как особый товар, продукт труда, а мощность — скорость передачи энергии. Субъектам оптового рынка предоставлялись равные права доступа на него, хотя электроэнергия по-прежнему поставлялась в условиях сложившейся естественной монополии, заключающейся в услугах по передаче электроэнергии[25]. Антимонопольное законодательство призвано помочь внедрению конкурентных отношений в электроэнергетику в целях недискриминационного доступа к естественно-монопольным видам бизнеса и применения мер ответственности к нарушителям. Генерирующие компании вырабатывают и реализуют электроэнергию на оптовом или розничном рынке сбытовым организациям либо крупным конечным потребителям — участникам оптового рынка. Купля-продажа происходит в соответствии с установленными Правительством РФ Правилами работы оптового рынка электрической энергии и мощности и Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии и мощности[26]. Запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка[27].

Таким образом, компромисс публичных и частных интересов в энергетике может быть достигнут в одних случаях посредством отказа от публичных элементов регулирования, а в других — приданием этому компромиссу большей императивности. При этом энергетические отношения в большинстве случаев регулируются гражданским законодательством и частный метод регулирования должен в нем преобладать. Но это не исключает иных средств воздействия, предусмотренных соответствующим законодательством. Власть часто может нарушать права предпринимателей. Недостатки нормативных актов (размытость формулировок, обилие запрашиваемых документов) делают предпринимателей заложниками системы, в которой принципы и мотивы решений органов власти им неизвестны[28]. Отсутствие внутренних противоречий и компромисс частных и публичных интересов в энергетическом праве — необходимое условие их баланса в регулировании энергетической отрасли.

Необходимо согласиться с мнением И.В. Редькина, который справедливо отмечает, что в отличие от спорного вопроса об энергетическом праве, как отрасли российского права, выделение в структуре законодательства Российской Федерации энергетического законодательства не вызывает больших споров и поддерживается большинством ученых.[29]


[1] Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития // Энергетика и право. 2008. С. 207.

[2] Там же. С. 208

[3] О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. № 30 (ч. 1). – Ст. 4604. – (в ред. от 9 марта 2012 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[4] О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса [Электронный ресурс] : федер. закон от 3 декабря 2011 г. № 382-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. № 49 (ч. 5). – Ст. 7060. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[5] О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса (вместе c «Правилами формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса») [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1107 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. № 1. – Ст. 149. – (в ред. от 26 фев. 2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[6] Об утверждении Правил взаимодействия государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и иных государственных информационных систем [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 20 марта 2013 г. № 247 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. № 12. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[7] Городов О. А. Введение в энергетическое право: учеб. пособие. М., 2012. С. 17

[8] Лахно П. Г. Указ. соч. С. 41

[9] Попондопуло В. Ф. Указ. соч. С. 207

[10] О недрах [Электронный ресурс] : Закон РФ от 21 декабря 1992 г. № 2395-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. № 10.  – Ст. 823. – (в ред. от 13 июля 2015 г.) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[11] О естественных монополиях [Электронный ресурс] : федер. закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. № 34. – Ст. 3426. – (в ред. от 5 окт. 2012 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[12] О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. № 19. – Ст. 2716. – (в ред. от 13 июля 2015 г., с изм. от 30 дек. 2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[13] О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. № 18. – Ст. 1940. – (в ред. от 4 нояб. 2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[14] Федеральный закон от 03.11.2015 N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» // Российская газета. 2015. 6 ноября.

[15] См.: п. 3 ст. 33 Федерального закона «Об электроэнергетике». К функциям НП Совет рынка отнесена в том числе организация системы досудебного урегулирования споров между субъектами оптового рынка и субъектами электроэнергетики в случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

[16] Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 492 «О существенных условиях и порядке разрешения разногласий о праве заключения договоров в отношении объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть» // СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3073; Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2009 N 14 «Об утверждении Правил урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы» // СЗ РФ. 2009. N 3. Ст. 414; Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 N 674 «О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями» // Российская газета. 2003. 18 ноября.

[17] Лисицын-Светланов А.Г. Энергетическое законодательство: задачи дальнейшего развития отрасли // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Законодательне регулирование в сфере электроэнергетики и теплоснабжения». М.: Юрист, 2013. С. 11.

[18] Об электроэнергетике: Федер. закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.

[19] Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 156 — 160, 184 — 196.

[20] Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при законодательнм регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 46.

[21] Тихомиров Ю.А. Публичное законодательство: падения и взлеты // Государство и законодательство. 1996. N 1. С. 3 — 11.

[22] Концепция частного и публичного права России: Моногр. / Под ред. В.И. Иванова, Ю.С. Харитоновой. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и законодательство, 2013. С. 8.

[23] Гегель. Сочинения: В 14 т. М., 1936. Т. 8. С. 20.

[24] О защите конкуренции: Федер. закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.

[25] О естественных монополиях: Федер. закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. N 3 — 4. Ст. 3426.

[26] Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 // Собрание законодательства РФ. 2011. N 14. Ст. 1916.

[27] О естественных монополиях: Федер. закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. N 3 — 4. Ст. 3426.

[28] Законодательне обеспечение промышленности / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2009. С. 15 — 16.

[29] Редькин И.В. Рецензия на монографию : Лахно П.Г. Энергетическое право РФ: Становление и развитие. М.: Издательство МГУ, 2014. 480с// Юридический мир. 2015. № 11(227). С. 66.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *